Абитуриентов будут готовить школы в сотрудничестве с вузами

Абитуриентов будут готовить школы в сотрудничестве с вузами

16.09.2022
Абитуриентов будут готовить школы в сотрудничестве с вузами Абитуриентов будут готовить школы в сотрудничестве с вузами


Ситуация возникла из-за сочетания нескольких факторов: прием в одну волну, увеличение количества мест на инженерных специальностях привели к тому, что мест оказалось больше, чем абитуриентов, которые на них претендуют. Но это только верхушка айсберга. 

Большой проблемой стало качество подготовки выпускников. Чтобы поступить на техническую специальность в большинстве случаев необходим результат ЕГЭ по физике, которая относится к необязательным предметам. Из-за сложности экзамена и слабой школьной подготовки ее выбирают мало выпускников, что создает парадокс: стране требуются образованные специалисты технических направлений, но школа не готовит их в достаточном количестве.

Подготовка квалифицированных кадров должна начинаться уже со средней школы, а у нас в данный момент вся ответственность лежит только на высшей. Сказывается и недостаток опытных предметников – иногда встречаются ситуации, когда физику ведет любой относительно свободный преподаватель, например, физкультурник, так как больше некому.

Чтобы изменить ситуацию и преодолеть дефицит кадров, необходимо укрепление педагогического состава в школах, в частности увеличение зарплаты учителей, особенно молодых специалистов, хотя бы до средней по региону. Потому что сегодня ставка выпускника педвуза, который только устроился работать учителем, равна МРОТ – в зависимости от региона это около 15 тысяч рублей. Получается, что зарплата молодого специалиста, который учился в высшем учебном заведении 4-6 лет, примерно равна зарплате уборщицы или гардеробщика, которым не нужно никаких особых навыков. Может ли на такую сумму прожить молодой человек и захочет ли он это делать – вопрос, ответ на который и так понятен.

Минобразования дает радужные цифры по трудоустройству новых специалистов, но умалчивает о текучке. Молодые учителя крутятся в школе несколько месяцев, соотносят размер зарплаты с уровнем ответственности, нагрузкой и объемом работы, и уходят в репетиторство либо вообще в другую сферу. Остается костяк из учителей среднего и старшего возраста, многие из них уже на пенсии. Да, они имеют огромный опыт, школы за них держатся и устанавливают им всевозможные доплаты, дают 1,5-2 ставки. Но что будет, когда они уйдут? Молодых специалистов, которые должны их сменить и готовы работать за идею, крайне мало. 

Государство по мере возможности поддерживает сельских учителей, но необходимо предусмотреть аналогичные меры и в городе. Тут царит не меньший кадровый голод, который, в отличие от села, подкрепляется большим числом хорошо оплачиваемых вакансий в других сферах. Если сегодня не вкладывать в педагогов, то завтра просто некому будет преподавать узкие предметы, и проблема только усугубится.

Низкое качество подготовки выливается в печальный уровень знаний абитуриентов. Встречаются случаи, когда выпускник относительно успешно сдал госэкзамен, а в вузе выясняется, что он не знает элементарных вещей. В итоге, первый семестр обучения уходит на то, чтобы хоть как-то подтянуть первокурсников к уровню, на котором они должны были находиться при поступлении и который позволит им приступить к изучению высшей математики, теоретической физики и других предметов. А в идеале выпускник школы должен уже понимать предмет, чтобы получать новые знания, отрабатывать их на практике, а не проходить по второму кругу школьную программу.

Несмотря на слабые знания новоиспеченных студентов, ни один вуз не заинтересован в массовых «чистках» отстающих. Дело в том, что вузы находятся на подушевом финансировании, соответственно, когда студентов отчисляют, сокращаются и преподавательские ставки. И это еще один минус системы, так как воспитание высококвалифицированного персонала предполагает отсев слабейших.

Частично проблему могут решить подготовительные курсы, но это временное решение. Чтобы получать по-настоящему классных спецов, вузы должны интегрироваться со школой для подготовки выпускников, заниматься профориентацией. Для этого должны быть школы, лицеи, гимназии, колледжи, которые работают с вузами напрямую, через создание специальных классов, где ведется углубленное преподавание профессорским составом университета, а школьники готовятся к поступлению уже на конкретную специальность.

Еще один важный момент, о котором говорят в вузах – возвращение вступительных экзаменов по профильным предметам вместо ЕГЭ. Это дало бы возможность оценить реальный уровень знаний поступающих, а кроме того, позволило бы подать документы в том числе тем выпускникам, которые не стали сдавать физику в школе в качестве экзамена по выбору. Ну, и конечно, большой вопрос остается с бакалавриатом и магистратурой. Несмотря на то, что бакалавр имеет диплом о высшем образовании, знания у него остаются достаточно базовыми. Для некоторых профессий этого вполне достаточно, но чтобы получить хорошего физика или инженера, нужен специалитет, четырех лет для этого явно не хватает.


Не нравится
Все новости

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели