Что делать, если ребенок не говорит?

Что делать, если ребенок не говорит?

16.05.2023
Что делать, если ребенок не говорит?
Что делать, если ребенок не говорит? что способствует скорейшему развитию речи



Речь — одна из важнейших функций человека, она помогает общаться, мыслить и учиться. Родители с нетерпением ждут первых слов своих детей и сравнивают их с другими малышами. Но что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо? Как понять, есть ли проблема, и как помочь? Расскажем о нормах развития речи, причинах ее задержки и способах стимулирования речи у детей.

Стадии развития речи у детей?


Что делать, если ребенок не говорит? что способствует скорейшему развитию речи

Детская речь развивается постепенно и индивидуально. Некоторые дети начинают говорить раньше, другие — позже. Но речевое развитие включает в себя общие этапы, которые можно отслеживать:

  1. Гуление — это первые звуки, которые издает ребенок в ответ на появление родителей или другие стимулы. Гуление обычно появляется в возрасте 2-3 месяцев и звучит как «агу», «гу-гу» или «у-у». Это неосознанный звук, одинаковый у всех детей мира.

  2. Лепет — это более осознанный звук, появляющийся в в 6-7 месяцев. Ребенок пытается повторить то, что слышит от взрослых, и произносит слоги из разных звуков: «ма-ма», «да-да», «ба-ба».

  3. Первые слова — те, которые ребенок произносит осмысленно и с определенной целью. Обычно они появляются в 10-12 месяцев и связаны с названиями предметов, животных, людей или действий: малыш лепечет «мама», «папа», «ава» (автобус), «ням» (есть).

  4. Фразовая речь — сочетание двух или более слов в предложении. Она появляется в период 1,5-2 лет и постепенно усложняется: от двухсловных фраз (малыш может четко произносить «мама дай», «папа спит») до полных предложений с подлежащим, сказуемым и дополнениями («я хочу машинку», «мама читает книгу»).

  5. Связная речь — это способность строить рассказы, описания или повествования на основе своего опыта или фантазии. Она формируется в период 3-4 лет и требует хорошего словарного запаса, грамматических навыков и логического мышления.

Причины задержки речевого развития 


Что делать, если ребенок не говорит? что способствует скорейшему развитию речи


ЗРР может быть связана с разными факторами, такими как:

  • Наследственность. Если в семье есть родственники с ЗРР или другими речевыми нарушениями, то у ребенка может быть повышенный риск такой же проблемы.

  • Врожденные аномалии. Если у ребенка есть врожденные пороки развития (например, расщелина губы или неба), это может затруднять формирование правильного произношения и артикуляции.

  • Травмы. Если ребенок получил серьезную травму при рождении или в раннем детстве, это может повлиять на работу его нервной системы и мозга, что, в свою очередь, может сказаться на развитии речи.

  • Заболевания. Ослабление иммунитета малыша приводит к замедлению физического и психического развития, в числе прочего страдает и речевое.

  • Неблагоприятная среда. Если ребенок живет в условиях недостаточного общения, психологического давления, развития стресса или насилия, это может негативно сказываться на его эмоциональном состоянии и мотивации к речи.

Как помочь ребенку научиться говорить?


Что делать, если ребенок не говорит? что способствует скорейшему развитию речи


Если вы заметили, что ваш ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников, не паникуйте. Во-первых, нужно обратиться к врачу и проверить, нет ли у ребенка каких-то физических причин расстройства: проблем со слухом, зрением, нервной системой или другими органами. Во-вторых, необходимо посетить логопеда или дефектолога, который проведет диагностику речи и даст рекомендации по коррекции. В-третьих, нужно самим активно заниматься с ребенком дома и стимулировать его речь разными способами. Вот несколько советов, как это сделать:

  • Говорите с ребенком. Говорить — это самый простой и эффективный способ развивать речь. Можно разговаривать о том, что вы делаете, что видите, что чувствуете. Называйте предметы, цвета, формы, размеры. Задавайте вопросы и давайте возможность ребенку ответить. Не используйте детскую речь или уменьшительно-ласкательные формы. Говорите четко, правильно и нараспев.

  • Читайте книги. Чтение — это не только источник новых знаний, но и повод для общения. Нужно читать книги вслух, показывая картинки и комментируя их. Задавайте вопросы о сюжете, персонажах или деталях. Предлагайте малышу догадаться, что будет дальше или придумать свое продолжение, прежде чем продолжать читать. Выбирайте книги по интересам и возрасту.

  • Играйте в игры с ребенком. Игры — не только развлекательные занятия, но и обучение. Играйте в игры, которые тренируют слуховое внимание, память, мышление и речь. Например, игры на звук (произносите звук и просите ребенка повторить его или назвать предметы или животных, которые его издают), игры на слоги (произносите слова по слогам и просите ребенка «склеить» их в целое слово или наоборот разделить слово на слоги).

  • Поощряйте речь. Хвалите ребенка за любые попытки говорить или повторять за вами. Не критикуйте его за ошибки или неправильное произношение. Не давайте ему готовые ответы. Поддерживайте его интерес к речи и общению.

Когда нужна помощь специалистов?


Что делать, если ребенок не говорит? что способствует скорейшему развитию речи


Если вы соблюдаете все эти рекомендации, но ребенок все равно не хочет говорить или разговаривает плохо, возможно, у него есть ЗРР. Это отставание в формировании речи по сравнению с возрастными нормами. ЗРР может быть разной степени и иметь разные последствия.

Чтобы определить, есть ли у вашего ребенка ЗРР, можно сравнить его речь с возрастными нормами. Например:

  • 1 год. Нормой для малыша считается произношение 2-3 слов с пониманием их значения, понимание простых обращений и запретов, умение отзываться на свое имя.

  • 1,5 года. Ребенок произносит 10-15 слов, понимает 50-100, сочетает их в двухсловные фразы, понимает указания на предметы и действия.

  • 2 года. Малыш произносит 200-300 слов, понимает 500-700, сочетает их в трехсловные фразы, понимает вопросы «где?», «что?» и «кто?», реагирует на просьбы и запреты.

  • 3 года. Норма для ребенка — произносить 1000-1500 слов, понимать 2000-2500, сочетать их в полные предложения с подлежащим и сказуемым, понимать вопросы «как?», «почему?» и «зачем?».

Также предположить ЗРР можно, если ребенок:

  • не произносит звуков или слогов до года;

  • не понимает обращений или запретов до 1,5 лет;

  • не разговаривает словами до 2;

  • не сочетает слова в фразы до 2,5;

  • не строит простые предложения к 3 годам;

  • использует только одно слово для обозначения разных предметов или действий;

  • использует только один звук или слог для обозначения разных понятий;

  • избегает общения или контакта глазами;

  • повторяет за вами слова или фразы без понимания их смысла.

Но! Помните, что все нормы относительны, потому что каждый ребенок индивидуален, как и его развитие. Если вы обнаружили у ребенка признаки ЗРР, не стоит паниковать. Обратитесь к специалистам: логопеду, дефектологу, нейропсихологу или психологу. Они проведут диагностику и подберут индивидуальную программу коррекции. Коррекция речи может включать разные методы: логопедические занятия, игры, массаж, музыкотерапию и т.д. Главное — не откладывать поход к специалистам и не надеяться на то, что все само пройдет, потому что чем раньше начинается коррекция речи малыша, тем больше шансов на успешный результат. Родители ответственны за развитие детей.

 Где можно больше узнать о развитии речи?


Что делать, если ребенок не говорит? что способствует скорейшему развитию речи


Если вы хотите узнать больше о развитии речи у детей, а также о других аспектах семейной и детской психологии, приходите на курс «Психолог-консультант с дополнительной специализацией по семейной психологии. Семейное и детское психологическое консультирование. Системная семейная психотерапия».

Этот курс подойдет вам, если вы:

  • интересуетесь психологией и хотите улучшить отношения в своей семье и помочь своим детям начать разговаривать;

  • хотите получить профессию психолога-консультанта и работать с семьями, в которых есть дети;

  • уже работаете в сфере психологии, образования или социальной помощи и хотите повысить свою квалификацию.

Вы получите актуальные знания и навыки по семейной и детской психологии, основанные на научных исследованиях и практическом опыте, изучите разные методы и техники психологического консультирования и психотерапии, которые помогут вам работать с разными клиентами и проблемами.

После окончания курса вам будет присвоена квалификация «Психолог-консультант. Семейный психолог». Полученные знания и навыки обязательно помогут вам в профессиональной и личной жизни.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели