Речь — одна из важнейших функций человека, она помогает общаться, мыслить и учиться. Родители с нетерпением ждут первых слов своих детей и сравнивают их с другими малышами. Но что делать, если ребенок не говорит или говорит плохо? Как понять, есть ли проблема, и как помочь? Расскажем о нормах развития речи, причинах ее задержки и способах стимулирования речи у детей.
Стадии развития речи у детей?
Детская речь развивается постепенно и индивидуально. Некоторые дети начинают говорить раньше, другие — позже. Но речевое развитие включает в себя общие этапы, которые можно отслеживать:
-
Гуление — это первые звуки, которые издает ребенок в ответ на появление родителей или другие стимулы. Гуление обычно появляется в возрасте 2-3 месяцев и звучит как «агу», «гу-гу» или «у-у». Это неосознанный звук, одинаковый у всех детей мира.
-
Лепет — это более осознанный звук, появляющийся в в 6-7 месяцев. Ребенок пытается повторить то, что слышит от взрослых, и произносит слоги из разных звуков: «ма-ма», «да-да», «ба-ба».
-
Первые слова — те, которые ребенок произносит осмысленно и с определенной целью. Обычно они появляются в 10-12 месяцев и связаны с названиями предметов, животных, людей или действий: малыш лепечет «мама», «папа», «ава» (автобус), «ням» (есть).
-
Фразовая речь — сочетание двух или более слов в предложении. Она появляется в период 1,5-2 лет и постепенно усложняется: от двухсловных фраз (малыш может четко произносить «мама дай», «папа спит») до полных предложений с подлежащим, сказуемым и дополнениями («я хочу машинку», «мама читает книгу»).
-
Связная речь — это способность строить рассказы, описания или повествования на основе своего опыта или фантазии. Она формируется в период 3-4 лет и требует хорошего словарного запаса, грамматических навыков и логического мышления.
Причины задержки речевого развития
ЗРР может быть связана с разными факторами, такими как:
-
Наследственность. Если в семье есть родственники с ЗРР или другими речевыми нарушениями, то у ребенка может быть повышенный риск такой же проблемы.
-
Врожденные аномалии. Если у ребенка есть врожденные пороки развития (например, расщелина губы или неба), это может затруднять формирование правильного произношения и артикуляции.
-
Травмы. Если ребенок получил серьезную травму при рождении или в раннем детстве, это может повлиять на работу его нервной системы и мозга, что, в свою очередь, может сказаться на развитии речи.
-
Заболевания. Ослабление иммунитета малыша приводит к замедлению физического и психического развития, в числе прочего страдает и речевое.
-
Неблагоприятная среда. Если ребенок живет в условиях недостаточного общения, психологического давления, развития стресса или насилия, это может негативно сказываться на его эмоциональном состоянии и мотивации к речи.
Как помочь ребенку научиться говорить?
Если вы заметили, что ваш ребенок отстает в речевом развитии от своих сверстников, не паникуйте. Во-первых, нужно обратиться к врачу и проверить, нет ли у ребенка каких-то физических причин расстройства: проблем со слухом, зрением, нервной системой или другими органами. Во-вторых, необходимо посетить логопеда или дефектолога, который проведет диагностику речи и даст рекомендации по коррекции. В-третьих, нужно самим активно заниматься с ребенком дома и стимулировать его речь разными способами. Вот несколько советов, как это сделать:
-
Говорите с ребенком. Говорить — это самый простой и эффективный способ развивать речь. Можно разговаривать о том, что вы делаете, что видите, что чувствуете. Называйте предметы, цвета, формы, размеры. Задавайте вопросы и давайте возможность ребенку ответить. Не используйте детскую речь или уменьшительно-ласкательные формы. Говорите четко, правильно и нараспев.
-
Читайте книги. Чтение — это не только источник новых знаний, но и повод для общения. Нужно читать книги вслух, показывая картинки и комментируя их. Задавайте вопросы о сюжете, персонажах или деталях. Предлагайте малышу догадаться, что будет дальше или придумать свое продолжение, прежде чем продолжать читать. Выбирайте книги по интересам и возрасту.
-
Играйте в игры с ребенком. Игры — не только развлекательные занятия, но и обучение. Играйте в игры, которые тренируют слуховое внимание, память, мышление и речь. Например, игры на звук (произносите звук и просите ребенка повторить его или назвать предметы или животных, которые его издают), игры на слоги (произносите слова по слогам и просите ребенка «склеить» их в целое слово или наоборот разделить слово на слоги).
-
Поощряйте речь. Хвалите ребенка за любые попытки говорить или повторять за вами. Не критикуйте его за ошибки или неправильное произношение. Не давайте ему готовые ответы. Поддерживайте его интерес к речи и общению.
Когда нужна помощь специалистов?
Если вы соблюдаете все эти рекомендации, но ребенок все равно не хочет говорить или разговаривает плохо, возможно, у него есть ЗРР. Это отставание в формировании речи по сравнению с возрастными нормами. ЗРР может быть разной степени и иметь разные последствия.
Чтобы определить, есть ли у вашего ребенка ЗРР, можно сравнить его речь с возрастными нормами. Например:
-
1 год. Нормой для малыша считается произношение 2-3 слов с пониманием их значения, понимание простых обращений и запретов, умение отзываться на свое имя.
-
1,5 года. Ребенок произносит 10-15 слов, понимает 50-100, сочетает их в двухсловные фразы, понимает указания на предметы и действия.
-
2 года. Малыш произносит 200-300 слов, понимает 500-700, сочетает их в трехсловные фразы, понимает вопросы «где?», «что?» и «кто?», реагирует на просьбы и запреты.
-
3 года. Норма для ребенка — произносить 1000-1500 слов, понимать 2000-2500, сочетать их в полные предложения с подлежащим и сказуемым, понимать вопросы «как?», «почему?» и «зачем?».
Также предположить ЗРР можно, если ребенок:
-
не произносит звуков или слогов до года;
-
не понимает обращений или запретов до 1,5 лет;
-
не разговаривает словами до 2;
-
не сочетает слова в фразы до 2,5;
-
не строит простые предложения к 3 годам;
-
использует только одно слово для обозначения разных предметов или действий;
-
использует только один звук или слог для обозначения разных понятий;
-
избегает общения или контакта глазами;
-
повторяет за вами слова или фразы без понимания их смысла.
Но! Помните, что все нормы относительны, потому что каждый ребенок индивидуален, как и его развитие. Если вы обнаружили у ребенка признаки ЗРР, не стоит паниковать. Обратитесь к специалистам: логопеду, дефектологу, нейропсихологу или психологу. Они проведут диагностику и подберут индивидуальную программу коррекции. Коррекция речи может включать разные методы: логопедические занятия, игры, массаж, музыкотерапию и т.д. Главное — не откладывать поход к специалистам и не надеяться на то, что все само пройдет, потому что чем раньше начинается коррекция речи малыша, тем больше шансов на успешный результат. Родители ответственны за развитие детей.
Где можно больше узнать о развитии речи?
Если вы хотите узнать больше о развитии речи у детей, а также о других аспектах семейной и детской психологии, приходите на курс «Психолог-консультант с дополнительной специализацией по семейной психологии. Семейное и детское психологическое консультирование. Системная семейная психотерапия».
Этот курс подойдет вам, если вы:
-
интересуетесь психологией и хотите улучшить отношения в своей семье и помочь своим детям начать разговаривать;
-
хотите получить профессию психолога-консультанта и работать с семьями, в которых есть дети;
-
уже работаете в сфере психологии, образования или социальной помощи и хотите повысить свою квалификацию.
Вы получите актуальные знания и навыки по семейной и детской психологии, основанные на научных исследованиях и практическом опыте, изучите разные методы и техники психологического консультирования и психотерапии, которые помогут вам работать с разными клиентами и проблемами.
После окончания курса вам будет присвоена квалификация «Психолог-консультант. Семейный психолог». Полученные знания и навыки обязательно помогут вам в профессиональной и личной жизни.