
Коррекционно-педагогическая работа — это обобщенный термин для педагогической деятельности, направленной на помощь детям с особыми образовательными потребностями. По сути это отрасль, требующая от специалиста знаний в области дефектологии, педагогики, детской психологии, а также безграничного терпения, ответственности и эмпатии. Часто коррекционный педагог играет ключевую роль в жизни ребёнка и его семьи.
Понятия “коррекционный педагог” и “дефектолог” выступают синонимами. Это корректное упрощение, однако, чтобы не возникало путаницы на тему “а почему тогда разные названия?”, можно развести их так: первое скорее характеризует направление работы (например, развитие навыка, адаптация или обучение), а второе — специализацию и право работать с ОВЗ. То есть, все коррекционные педагоги имеют дефектологическое образование, но не все дефектологи являются педагогами.
Основные задачи коррекционного педагога

Работа коррекционного педагога включает широкий спектр задач, направленных, в зависимости от вводных данных каждого конкретного ребёнка, на его на развитие, социализацию или преодоление трудностей в обучении. Основные этапы работы педагога выглядят так:
-
Диагностика и оценка состояния:
Выявить особенности и потребности конкретного ребёнка для разработки подходящего плана работы и организации комфортных условий для обучения.
-
Разработка программы коррекционно-педагогической работы с детьми:
Создание индивидуальных коррекционно-развивающих программ, учитывающих физическое, эмоциональное и когнитивное развитие.
-
Проведение занятий:
Организация и проведение специализированных занятий, направленных на развитие речи, моторики, когнитивных способностей и социальных навыков.
-
Сотрудничество с родителями:
Консультирование и обучение родителей для эффективной поддержки ребёнка дома.
-
Междисциплинарное взаимодействие:
Работа в команде с другими специалистами — логопедами, психологами и врачами.
Когда нужна коррекционно-педагогическая работа с детьми
.jpeg)
Первичная диагностика коррекционного педагога полезна при любых сложностях, замеченных у ребёнка. Сейчас повышенная тревожность родителей и врачей порой ведёт к небольшому проценту гипердиагностики нейроотличий, но буквально несколько лет назад маятник был на противоположной стороне: любую странность было проще считать вариацией нормы. Порой специалист (психолог или дефектолог) впервые видел ребёнка только при оценке готовности к школе, когда и говорил родителям про возможность коррекционной работы.
Как понять, что ребёнку нужна помощь специалиста:
-
Нарушения речи. Задержка речевого развития, дислалия (нарушение звуков), афазия (полная или частичная утрата речевых навыков) и другие нарушения с самого раннего возраста (примерно 1.5 года) являются показанием для диагностики дефектолога. Специалист выдвинет гипотезы о причинах и предложит план коррекции.
-
Проблемы с обучением. Трудности в освоении чтения, письма, математики, которые не связаны с отсутствием мотивации (от неусидчивости до дислексии и дискалькулии).
-
Задержка психического развития (ЗПР). Если ребёнок значительно отстаёт в когнитивном, сможет помочь ребёнку прийти к его личному максимуму.
-
Особенности поведения. Гиперактивность, трудности с концентрацией внимания, социальная замкнутость или агрессия с проявлениями жестокости – повод обратиться к специалисту за выяснением причин.
-
Нарушения моторики. Проблемы с крупной или мелкой моторикой, которые мешают освоению рисования, письма и других навыков.
-
Нейроотличиия и проблемы медицинского характера. Расстройства аутистического спектра, ДЦП, травмы и другие состояния, требующие индивидуального подхода.
Пример 1.
Сене 4 года, и он не атакует родителей бесконечными “почему?” согласно возрасту: он так и не заговорил полными предложениями на постоянной основе, и большую часть своих эмоций и состояний выражает отдельными словами и интонациями.
Пример 2.
Ксюше 7, и она с раннего возраста – неугомонный вихрь, для которого нет ничего невозможного, а порой и неприличного – эмоциональная, непоседливая, подначивает других детей на хулиганство и порой закатывает истерики, провоцирующие пожилых соседок на обвинения в невоспитанности. Несмотря на готовность к школе по когнитивным показателям, она оказалась не готова ментально: уже в первом классе она ведёт себя хуже мальчишек, не может сосредоточиться, агрессирует на одноклассников или плачет, мешая другим обучающимся.
Какие бывают направления коррекционно-педагогической работы
В зависимости от особенностей ребёнка, коррекционный педагог по согласованию с родителями сфокусируется на одном из направлений:
-
развитие (улучшение и закрепление навыков, их систематизация и внедрение в повседневность);
-
коррекция (работа с непосредственно нарушениями с целью максимально приблизиться к норме);
-
образование (развитие как предметных знаний, так и эмоционального интеллекта, волевой сферы и сильных качеств ребёнка).
Так, Сеню из прошлой главы диагностирует психиатр. По результатам обследований была рекомендована коррекционно-развивающая работа логопеда и дефектолога. Ксюше же показано развитие навыков саморегуляции и торможения, согласно протоколу коррекционно-педагогической работе с детьми с ОВЗ.
Значимость коррекционно-педагогической работы
Коррекционно-педагогическая работа с дошкольниками – это целый мир, полный не только сухих медицинских подробностей или родительского горя. Специалисты видят даже крошечные успехи ребёнка, радуются вместе с ним, мотивируют на новые шаги и помогают каждому обрести своё место в мире.
Коррекционный педагог — не просто учитель, но проводник в мир знаний и возможностей для ребёнка, обладающий для этого большим инструментарием: от обучающих программ и игровых методик до большого сердца, искренней любви к детям и веры в них. Поэтому, если вы столкнулись с необходимостью обращения с ребёнком к кор. педагогу или дефектологу – не переживайте, такими специалистами становятся только из внутреннего импульса помогать.