
Почему один ребёнок легко запоминает информацию, а другому сложно сосредоточиться? Почему у одних детей быстро формируются навыки письма и чтения, а у других возникают трудности? Ответы на эти вопросы помогает найти нейропсихологическая диагностика детей — методика, которая оценивает, как работают познавательные процессы, память, внимание и мышление.
Нейропсихология изучает связь между работой мозга и поведением человека. Специалисты этого направления помогают выявлять причины сложностей в обучении, развитии речи и эмоционально–волевой сфере. Благодаря диагностике можно не просто определить, в чём у ребёнка трудности, но и найти эффективные способы их коррекции.
Когда нужна нейропсихологическая диагностика? Как она проходит для разного возраста? И что делать, если по её результатам выявлены отклонения? Разбираемся в статье!
Когда нужно нейропсихологическое обследование
Обратиться к специалисту нужно, когда у человека есть проблемы с успеваемостью, социальной адаптации или эмоциональном состоянии, которые не объясняются только обычными возрастными особенностями или внешними факторами. Если педагог или родитель замечает, что ребёнок начал получать плохие оценки, не интересуется играми с другими детьми и замкнут в себе, нейропсихологическая диагностика в детском возрасте поможет выявить скрытые причины и вовремя начать коррекцию.
Основные причины для обращения к нейропсихологу
Трудности в обучении
Если ребёнок не может сосредоточиться, запоминать информацию или усваивать новые навыки, это может указывать на проблемы с вниманием или памятью.
Задержка в речевом развитии
Если малыш не начинает говорить вовремя или испытывает сложности в произношении, а также в понимании и построении предложений, нейропсихолог может определить, есть ли нарушения в работе мозга, влияющие на речь.
Проблемы с поведением
Невозможность контролировать эмоции, импульсивность или агрессивность могут быть следствием дисбаланса в работе отдельных частей мозга.
Трудности с координацией
Проблемы с моторикой, сложностями в выполнении обычных действий, таких как одевание или использование столовых приборов, могут быть связаны с нарушениями нейропсихологического характера.
Проблемы с социализацией
Если ребёнок испытывает трудности в общении со сверстниками, не может выстраивать взаимоотношения или слишком стеснительный и закрытый, нейропсихологическое обследование поможет понять, в чём именно кроются причины.
Обследование рекомендуется проводить не только в случае явных проблем, но и для профилактики, чтобы вовремя выявить и скорректировать слабые места в развитии. Иногда даже маленькие отклонения в нейропсихологической сфере могут повлиять на дальнейшее развитие ребёнка и его успехи в учебе и социальной жизни.
Нейропсихологическая диагностика дошкольников
У детей дошкольного возраста нейропсихологическая диагностика помогает определить, насколько правильно развиваются их основные когнитивные функции: память, внимание, восприятие, речь, моторика. Например, в этом возрасте часто встречаются нарушения в восприятии речи, трудности с концентрацией внимания или задержка в речевом развитии. Проблемы могут быть связаны с развитием отдельных отделов мозга или нарушениями в их взаимодействии.
Диагностика дошкольников обычно включает в себя игровые и обучающие задания, которые помогают специалисту оценить различные аспекты когнитивного и эмоционального развития ребёнка.
Нейропсихолог, опираясь на результаты обследования, может предложить родителям рекомендации по развитию ребёнка, а в случае выявления отклонений — направить на дальнейшее лечение или коррекцию. Чем раньше будут выявлены трудности, тем легче будет их исправить. Важно вовремя провести нейропсихологическую коррекцию в детском возрасте, чтобы минимизировать негативные последствия и подтянуть развитие к норме.
Диагностика готовности к школе
Диагностику рекомендуется провести за несколько месяцев до начала учебного года. Если малыш не готов к школе в одном из ключевых аспектов, нейропсихолог сможет предложить подходящий план коррекционных занятий и рекомендации для родителей. Ранняя диагностика поможет избежать неприятных сюрпризов в первые школьные месяцы, когда ребёнок сталкивается с трудностями в обучении.
Весной родители готовили шестилетнюю Олю в школу, но заметили, что у неё возникают проблемы с вниманием: она не может долго сосредоточиться на одном занятии, быстро теряет интерес и переключается на что-то другое. После нейропсихологической диагностики оказалось, что у Оли есть трудности с концентрацией внимания. Специалист порекомендовал занятия для тренировки внимания, а также упражнения для развития слуховой памяти и восприятия. В результате, за лето Оля смогла научиться лучше фокусироваться на заданиях, и в сентябре с уверенностью пошла в первый класс.
Нейропсихологическая диагностика школьников
Нейропсихологическая диагностика детей школьного возраста помогает выявить причины проблем, если ребёнок сталкивается с трудностями в общении с одноклассниками и низкой успеваемостью. В этом возрасте диагностика ориентирована на оценку развития памяти, внимания, логического мышления, способности к анализу и синтезу информации. Проблемы с учебой могут быть связаны с нарушениями работы отдельных участков мозга, которые отвечают за восприятие, обработку информации или выполнение сложных когнитивных операций.
Важно, чтобы такие проблемы были выявлены как можно раньше, чтобы можно было предложить коррекцию и поддержку, прежде чем они начнут сказываться на самооценке школьника и его успехах.
Советы для родителей: на что обратить внимание
Каждый родитель хочет, чтобы его малыш рос здоровым и развивался гармонично. Иногда для этого нужно обратить внимание на некоторые моменты, которые могут сигнализировать о проблемах. Вот на что стоит смотреть:
-
Трудности с вниманием. Если ребёнок часто отвлекается, не может долго сосредоточиться на одном деле, не выполняет задания до конца — это может указывать на проблемы с развитием внимания.
-
Задержка в речевом развитии. Если малыш в 3–4 года не строит простые предложения или не может выразить свои мысли, это повод для диагностики.
-
Эмоциональные сложности. Частые перепады настроения, трудности в регулировке эмоций, агрессия или тревожность могут быть результатом внутреннего дисбаланса, который можно выявить и скорректировать с помощью диагностики.
-
Проблемы с моторикой. Если ребёнок не может удержать ложку, застегнуть пуговицы или рисовать, это может быть связано с трудностями в развитии моторики, которые можно скорректировать.
Если вы заметили хоть один из этих признаков у своего малыша, не бойтесь обратиться к специалисту. Ранняя диагностика поможет вовремя обнаружить трудности и подобрать правильное решение, чтобы ваше чадо могло развиваться без лишних преград.
Нейропсихологическая коррекция

Если обнаружились проблемы с вниманием, памятью, речью или координацией, нейропсихологическая коррекция помогает развивать эти навыки до возрастных норм с помощью специальных упражнений и методов. Коррекция может быть индивидуальной или групповая и направлена на тренировки мозга для улучшения работы тех его частей, которые отвечают за определённые функции.
Обычно это игровые занятия, упражнения на развитие памяти, внимания, восприятия и мелкой моторики. Чем раньше начнётся коррекция, тем больше шансов на успешное преодоление трудностей и гармоничное развитие.
Кто проводит диагностику? Кто такой нейропсихолог?

Нейропсихолог помогает выявить причины проблем с вниманием, памятью, речью, а также занимается их коррекцией. В его работу входит не только диагностика, но и разработка индивидуальных программ лечения, направленных на улучшение когнитивных и эмоциональных функций.
Если вы хотите стать профессионалом в области нейропсихологии, обратите внимание на курс профессиональной переподготовки от НЦРДО. Вы изучите методы нейропсихологической диагностики, а также научитесь применять коррекционные программы, которые помогут детям развивать важнейшие когнитивные и эмоциональные функции. Этот курс откроет перед вами новые возможности для работы в области психологии и поможет вам стать настоящим специалистом.