Возиться в песочнице, ощущать шероховатую текстуру песчинок, рисовать пальцами на песке нравится и детям, и взрослым! Но оказывается, это не только интересная игра, но еще и эффективная психотерапевтическая практика для развития, обучения и решения множества психологических проблем!
Давайте разбираться, что такое песочная терапия, с чем она может помочь, какие существуют упражнения и техники в этом психологическом методе.
Как возникла песочная терапия и в чем ее суть?
Идея проективного метода принадлежит швейцарскому психиатру и педагогу Карлу Густаву Юнгу, который был убежден в том, что образы и ассоциации позволяют глубоко заглянуть внутрь себя. Особое внимание ученый уделял ведущей роли символов и бессознательных реакций в жизни человека, и именно эту теорию он положил в основу песочной терапии.
Игра с песком дает возможность расслабиться и снять защиту с психики, дав волю подсознанию, которое поможет человеку понять, что его волнует на самом деле.
Как это работает? Очень просто: на песке с помощью фигурок людей, предметов и животных можно создать любой сюжет из своей жизни и прожить его заново, получив при этом новый опыт и закрепив его в подсознании тоже по-новому, чтобы впоследствии в реальной жизни реагировать на сложные события позитивно.
Сегодня методика невероятно популярна у практикующих психологов, особенно в работе с детьми. Сам процесс терапии протекает в виде увлекательной игры с фигурками и песком, поэтому взрослые легко расслабляются, а дети не боятся встреч со специалистами.
Полезные функции песочной терапии
Ребенка в современном мире подстерегает множество негативных факторов, которые провоцируют нарушения его психоэмоционального фона, поэтому так важно на ранней стадии выявить проблемы детской психики и скорректировать их в положительную сторону.
Сами по себе игры в песочнице – захватывающие и приятные, малышей не нужно заставлять сооружать куличики или строить замки из песка – все это они делают с искренним желанием и явным удовольствием! И как же здорово, что эту игру можно использовать не только для интересного времяпрепровождения, но и извлекать из нее пользу – убирать тревожность, справляться с травматическими переживаниями, менять поведение, развиваться, излечиваться от заболеваний.
У песочной терапии несколько основных полезных функций:
-
диагностическая (игру в песочнице можно выстроить таким образом, чтобы маленькие игроки, их родители или взрослые получали ответы на свои вопросы, лучше понимали свой внутренний мир и причину существующих страхов);
-
коррекционная (придумать игру с песком можно так, чтобы процесс повлиял на поведение игрока и стал причиной позитивных перемен в его мышлении);
-
психотерапевтическая (песочница – это еще и способ справиться с трудностями, избавиться от страхов, фобий и тревог, но с такими проблемами лучше обратиться к профессиональному психологу/психотерапевту, чтобы ребенок или взрослый играл под его надзором и руководством);
-
развивающая (используя песок, можно научить маленьких пациентов считать, писать, читать, сортировать предметы по свойствам и признакам, ведь в игре эти навыки отлично запоминаются, а взаимодействие с песком является вспомогательным, поскольку развивает моторные функции, внимание, фантазию, мышление и речь – словом, все психологические навыки, участвующие в обучении, воспитании и развитии);
-
освобождающая (играя с песком, малыш или взрослый легче выражает свои чувства и желания, избавляется от внутренних психологических зажимов и барьеров и выпускает «на свободу» свои негативные эмоции).
Психологи активно осваивают этот терапевтический метод, поскольку он:
-
оказывает благоприятное воздействие на клиентов;
-
подходит и взрослым, и детям;
-
вызывает у играющих медитативное состояние, которое эффективно снимает психологическое напряжение;
-
способен «разбудить» подсознательные мысли и эмоции, чтобы решить внутриличностные конфликты;
-
обращается к форме коллективного бессознательного (установки, являющиеся едиными для общества и принятые в нем) через трактование символов.
С чем конкретно поможет песочная терапия?
Игры с песком используют психологи, психотерапевты и педагоги в работе с детьми и взрослыми. Занятия проходят индивидуально или в группе под надзором специалиста, но и самостоятельная игра малыша в песочнице даст заметный толчок к его развитию и решению многих проблем.
Психологи с помощью песочных манипуляций выясняют наличие у человека внутренних и внешних конфликтов, уровень агрессии, потенциальные психологические ресурсы и, на основе этих данных, предлагают наиболее подходящие для конкретного пациента способы решения проблем.
При работе с группой, психолог может выявить психологический климат в коллективе, понять стиль поведения каждого человека, определить лидеров и изгоев.
Песочная терапия особенно рекомендуется застенчивым, плаксивым, агрессивным, гиперактивным и тревожным детям, которые пережили негативную ситуацию или проходят период адаптации к новым жизненным обстоятельствам (например, переехали в другой город, начали ходить в детский сад, пошли в новую школу, прошли через родительский развод, потеряли близких). Также занятия показаны малышам с расстройством аутистического спектра, при депрессии и низкой самооценке.
Взрослым людям специалисты советуют терапию, чтобы пережить травму, уменьшить стресс, найти выход из сложной ситуации.
Игры в песочнице помогут:
-
развить тактильное восприятие и мелкую моторику рук;
-
лучше чувствовать свое тело и положение в пространстве, стать ловким и контролировать свои движения;
-
улучшить концентрацию внимания;
-
успокоиться, развить усидчивость и дисциплину;
-
научиться планировать свою деятельность и самостоятельно принимать решения;
-
развить творческое мышление;
-
улучшить восприятие пространства;
-
контактировать с другими людьми.
Такое глубокое положительное влияние песочной терапии на психическое и физическое состояние человека заставляет специалистов активно изучать это направление, чтобы чаще использовать его в своей практике для помощи детям и взрослым. Дистанционный курс повышения квалификации «Песочная терапия (Sandplay) в психологическом консультировании» можно освоить в нашем институте. После обучения наши выпускники получают удостоверение установленного образца и могут активно применять песочную терапию в работе с клиентами, которые хотят узнать себя лучше, научиться выражать свои чувства, понять свои проблемы и найти варианты для их решения.
Необходимые материалы для занятий с песком
Для терапевтических игр потребуются:
-
сама песочница (контейнер), которая чаще всего бывает выкрашена в голубой цвет и имеет прямоугольную форму;
-
обычный или кинетический песок (иногда терапевты используют две песочницы – с сухим и сырым песком);
-
набор маленьких фигурок разных цветов, формы и размера (применяются фигурки: людей обоих полов, разнообразных возрастов и профессий, животных, сказочных персонажей, фантастических существ, домов и строений, мебели и домашней утвари, транспорта, растений и цветов – словом, многообразие ничем не ограничено, игрок в песочнице может придумать и выстроить любой мир и проиграть все возможные ситуации).
Как проходят сеансы песочной терапии?
Психолог предварительно беседует с пациентом, после чего предлагает ему в контейнере с песком с помощью набора фигурок выстроить композицию, которая отразит внутреннее состояние, конкретную проблему или отношения с другими людьми. Иногда специалист просит клиента дать волю своей фантазии и соорудить в песочнице, что душа пожелает.
По результатам такой игры, психолог с клиентом вместе обсуждают получившуюся картину, пытаясь понять, почему использованы именно определенные фигурки, что символизируют те или иные предметы, как полученный на песке сюжет откликается с реальной ситуацией в жизни клиента и что бы он хотел в ней изменить.
Зачастую уже на первом сеансе можно достигнуть хороших результатов: понять свой мир, перестроить свое отношение к человеку или ситуации, осознать внутренний конфликт, найти объяснение переживаниям, обрести наконец чувство определенности. А зная свою проблему – человек желает найти пути для ее решения и готов работать над собой.
Какие упражнения и техники используют в песочной терапии?
Расскажем об упражнениях и игровых методах, которые чаще всего предлагают песочные терапевты:
Упражнение по насыпанию песка.
Используется в работе с детьми для развития тактильной чувствительности и воспитания положительного отношения к играм в песочнице.
Терапевт предлагает малышу насыпать в две одинаковые бутылочки сухой песок, в первую руками, а во вторую – используя специальную воронку. По итогам специалист обращает внимание ребенка на то, что воронка помогла насыпать больше песка и что песок принял форму обеих емкостей.
Игровое упражнение «Вслепую».
Применяется с целью познакомить детей со способами рисования на песке для развития моторики рук и улучшения координации.
Педагог завязывает крохе глаза и предлагает нарисовать на песке геометрическую фигуру, животное или предмет (в зависимости от возраста ребенка). При групповых занятиях можно устроить конкурс – у кого из детей рисунок получится особенно четким, интересным и красивым.
Игровое упражнение «Прятки в песке».
Такая игра предполагает развитие фантазии и мышления образами, способствует улучшению зрительного и тактильного восприятия, воспитывает реакцию.
Психолог показывает малышу игрушку, которая будет играть роль мины, и закапывает ее вместе с другими игрушками в песочнице. Ребенок начинает раскопки руками, но при этом должен помнить, что «мину» нельзя раскапывать полностью и, как только она появится на поверхности, нужно сразу приостановить раскопку.
Игра «Построй свой мир».
Взрослый предлагает ребенку создать свой сказочный мир, в котором будет все так, как малыш пожелает: большие города, добрые и злые люди, широкие реки, красивые цветы. Такая игра развивает воображение и вырабатывает усидчивость. В процессе строительства можно читать ребенку сказку – так фантазия малыша охотнее работает, а новые миры быстро приобретают реальность на песке.
Игра «Дождик из песка» для самых маленьких.
Педагог или родитель просит кроху положить ручки в песочницу и сыпет песок на детскую ладошку в виде дождика. Можно создавать маленький дождь, а можно большущий ливень. Когда малыш освоится и полюбит песок, предложите ему соорудить дождь самому, пусть теперь он льется на ваши руки.
Упражнение для взрослых «Мост в другую жизнь».
Используется для обретения гармонии, проведения анализа своих желаний и целей.
Терапевт предлагает клиенту положить руки в песочницу и рассказать, каким он ощущает песок: шершавым или мягким, сухим или влажным, прохладным или теплым, после чего просит нарисовать на песке реку с мостом. Получившуюся картину взрослый художник пытается понять с помощью наводящих вопросов терапевта:
-
Какой ваш мост?
-
Есть ли вы сами на этой картине?
-
Представьте себя на картине и расскажите о своих ощущениях.
-
Измените на картине то, что хотите изменить.
-
Какие чувства вы испытываете после того, как поменяли картину?
-
Вам нравится получившееся изображение?
-
Дайте название своей картине.
-
Придумайте не меньше трех ассоциаций к ней.
-
Если бы картина заговорила, что бы вы услышали?
-
Что вы готовы предпринять уже сейчас, чтобы построить в реальности мост в новую жизнь?
Напоминаем, что фантазия при песочной терапии только приветствуется – все эти упражнения можно видоизменять или дополнять по желанию и в зависимости от конкретных целей и индивидуальных особенностей. Можно использовать песок, чтобы заниматься со своими детьми, самому придумывать и проигрывать упражнения, научиться песочной терапии профессионально и помогать другим развиваться, узнавать себя и любить.