- Особенности психологического консультирования детей
- Взаимодействие с родителями
- Виды психологического консультирования
- Возрастно–психологический подход
- Консультирование дошкольников, школьников, подростков: в чём разница?
- Методы
- Как обучиться на детского психолога: с чего начать
Многие родители пугаются, когда нужно вести сына или дочь к психологу. Такую рекомендацию могут дать в садике или школе, врачи или кто-то из близких может заметить, что изменилось поведение или характер малыша.
Если нужно вести чадо к психологу, это не значит, что родители с чем-то не справляются. Есть ситуации, в которых необходимо обратиться к квалифицированному специалисту. Вот некоторые из них:
-
Изменилось поведение
Если из школы начали поступать жалобы на неуправляемость и непослушание, стоит выяснить причину. Вариантов может быть множество: конфликты со сверстниками, появление младшего братика или сестрёнки и ревность, нехватка внимания или сложная эмоциональная обстановка дома.
-
Нужна помощь в трудной ситуации
Если в семье случилась трагедия, умер близкий родственник или появились финансовые трудности, это отразится на всех членах семьи. Малыши не всегда могут сформулировать свои переживания, но это не значит, что их ничего не тревожит.
-
Не справляется с эмоциями
Слёзы на ровном месте, вспышки ярости и агрессии, сильная ранимость в ответ на даже нейтральные высказывания. Не стоит стыдить за проявление эмоций — такие реакции свойственны малышам в кризисные периоды, но могут быть и другие причины, которые специалист поможет обнаружить.
-
Рекомендация врача
С некоторыми диагнозами не справиться без консультации специалиста. Например, люди с синдромом дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ), как и с расстройством аутистического спектра (РАС), в силу особенностей нервной системы нуждаются в помощи психолога или нейропсихолога.
Особенности психологического консультирования детей
Консультирование ребёнка отличается от работы со взрослыми. Когда взрослый человек чувствует, что не справляется со стрессом на работе и плохо спит из-за этого, он понимает, что такая ситуация не нормальна, и обращается к психологу. Несовершеннолетний же не может самостоятельно понять, что норма, а что нет, так как у него ещё мало опыта и способностей к рефлексии.
Когда в терапию идёт взрослый человек, он вступает в равноправные отношения, ответственность делится между ним и психологом. Он осознаёт наличие проблемы и достаточно мотивирован, чтобы её решить. А несовершеннолетний не может брать такую ответственность за себя, с него нельзя требовать как со взрослого, поэтому решение о начале и завершении работы с психологом за него принимают родители.
Работа с трудными детьми
«Да он просто невоспитанный!» — родители часто слышат эту фразу от окружающих или сами произносят её, когда приводят чадо на консультацию.
В процессе общения психолог сначала проводит диагностику — выявляет причины проблем. Например, мама с папой не разговаривают друг с другом, а все сообщения и жалобы передают через дочь. Или папа злоупотребляет алкоголем, а мама срывает злость на сыне. Сложная обстановка дома не даёт расслабиться и подрывает доверие к миру, из-за чего могут начаться проблемы с социализацией и законом.
Учитывая ситуацию и задачи, психолог разрабатывает индивидуальный план коррекции, который может включать различные методы психологического консультирования трудных детей: арт-терапию, игровые техники, беседы.
Эффективнее всего, когда работа ведётся в сотрудничестве с родителями. Психолог объяснит, как лучше поддерживать ребёнка, реагировать на агрессию и взаимодействовать с ним в трудных ситуациях.
Консультирование детей с ОВЗ
Людям с ограниченными возможностями здоровья бывает трудно выполнять привычные здоровому человеку задачи и социализироваться в коллективе. Психологическое консультирование детей с ОВЗ помогает им адаптироваться к окружающему миру, улучшить навыки общения и саморегуляции, а также укрепить самооценку.
Особое внимание уделяется работе с родителями и педагогами, поскольку их поддержка и участие играют важную роль в успешной реабилитации и развитии маленького человека. Важно, чтобы все участники процесса были вовлечены в корректировку стратегий поведения и обучения, учитывая индивидуальные особенности ситуации.
Социально–психологическое консультирование
Когда ребёнок приходит в новую школу, ему бывает сложно влиться в новый коллектив. В классе уже сформировалась своя групповая динамика, и на новичка часто смотрят с опаской или пренебрежением. Когда большинство ребят учатся вместе с первого класса, новенькому нужно проявить максимум усилий, чтобы почувствовать себя полноправной частью группы. У большинства новичков со временем получается завести друзей, но некоторые застенчивые и робкие могут до конца школы остаться в тени, так и не почувствовав себя частью сообщества.
Хуже, когда ученик начинает подвергаться буллингу. Большинство учителей не знают, как прекратить травлю, и часто пускают всё на самотёк. Тогда психолог может работать как с жертвой травли, так и с обидчиками. Он проводит беседы и тренинги и помогает развивать социальные навыки, эмоциональный интеллект и эмпатию.
Также социально-психологическое консультирование направлено на работу с ребятами из «группы риска» и неблагополучных семей. Школьный психолог может оказывать им поддержку и проводить диагностику и консультации. А если понадобится помощь в трудной жизненной ситуации, тогда в работу включается специалист из психолого-педагогического и медико-социального центра.
Взаимодействие с родителями
Философский вопрос: что появилось раньше — курица или яйцо? С кем работать в первую очередь, если у ребёнка сложности, — с родителями или детьми? Отношения в семье, обстановка дома, воспитание — всё это формирует личность с первых дней жизни. Поэтому успех психокоррекции во многом зависит от участия взрослых.
Психологическое консультирование родителей по проблемам детей включает в себя информирование их о причинах плохого поведения, возрастных кризисах, обучение новым методам коммуникации, а также поддержку в том, как справляться с собственными эмоциональными реакциями и срывами.
Виды психологического консультирования
Можно выделить несколько видов терапии:
Индивидуальная
Используется при тревожных расстройствах, депрессии, проблемах с самооценкой и другими эмоциональными и поведенческими трудностями.
Групповая
Включает несколько человек, объединённых общей темой: тайм-менеджмент, агрессия, адаптация в школьной среде и др. Групповая работа позволяет детям учиться взаимодействовать, получать поддержку от сверстников и развивать навыки общения.
Семейная
Проводится для всех членов семьи. Цель состоит в улучшении взаимоотношений между всеми родственниками и понимании процессов, влияющих на поведение и эмоциональное состояние детей.
Возрастно–психологический подход Психологическое восстановление и долгосрочные стратегии защиты
Возрастно-психологический подход в консультировании детей основывается на понимании особенностей психического развития человека на каждом этапе его жизни. Психолог подбирает наиболее эффективные методы работы в зависимости от возрастной стадии. Того, что является нормой для ученика средних классов, например, самостоятельного выполнения уроков, не следует ожидать от ученика первого класса, когда он только вливается в учебный процесс.
Пете 7, он только пошёл в первый класс. Он пока не понимает, как правильно делать домашнее задание, а иногда и вовсе забывает его записать. Его мама подумала, что у него сложности с успеваемостью, поэтому пошла к специалисту. Психолог успокоил её, ведь это нормально в его возрасте: он только адаптируется к школьной системе и учится самостоятельности.
Маше 11 лет, она тоже забывает записывать домашнее задание, поэтому за неё его узнаёт её мама. А по вечерам они вместе сидят за уроками. Это уже совершенно другая ситуация, ведь к своему возрасту Маша уже должна была сформировать навык самостоятельного выполнения заданий. В такой ситуации психолог обнаружила причины такого поведения, а также помогла и Маше, и её маме найти выход из сложившейся ситуации.
Консультирование дошкольников, школьников, подростков: в чём разница?
В консультировании детей дошкольного возраста, когда они находятся на этапе активного развития воображения, обычно используют методы игровой, арт- или сказкотерапии.
Школьники младших и средних классов уже понимают социальные роли и нормы, что открывает возможности для работы с их отношением к окружающим. Поэтому можно подключать ролевые игры для отработки социальных навыков и разрешения конфликтных ситуаций со сверстниками или взрослыми.
Подростковый возраст — это период, когда появляются особые психологические трудности, уже не детские, но ещё не взрослые. Часто подростки игнорируют советы родителей, но готовы поговорить с психологом. Здесь можно применять различные методы работы, например, когнитивно-поведенческую или гештальт-терапию.
Методы
Чаще всего детский психолог использует в работе наблюдение, беседу или игровые методы. Он внимательно следит за взаимодействием детей и родителей во время консультации, формирует гипотезы об источниках проблем и определяет стратегию дальнейшей работы.
Специалист подготавливает вопросы, тщательно продумывая их формулировки, чтобы создать атмосферу доверия и откровенности. Такой разговор помогает выявить чувства и переживания участников, а также прояснить семейную ситуацию.
Психолог также даёт творческие задания, например, нарисовать семью, придумать историю, показать сценку с игрушками. Эти задания маленькие клиенты любят больше всего.
Как обучиться на детского психолога: с чего начать
Если вы хотите познакомиться с основами профессии, обратите внимание на мини-курс «Психологическая работа с детьми». Это быстрый и удобный формат, благодаря которому можно познакомиться со сферой детской психологии и понять, насколько вам нравится это направление.
Для тех, кто решил основательно погрузится в обучение, у нас есть переподготовка «Семейное и детское психологическое консультирование». Вы изучите:
-
детскую и семейную психологию;
-
психологическое консультирование подростков;
-
методики и технологии терапии семьи.
У работы с несовершеннолетними есть свои особенности и ограничения, но невозможно переоценить важность профессии детского психолога.