Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция

Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция

31.05.2024
Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция
Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция  нарушение развития




Каждый родитель мечтает о здоровом и гармоничном развитии своего малыша, ждет, когда кроха впервые посмотрит в глаза, улыбнется, произнесет первые слова. Эти маленькие, но такие важные вехи в развитии наполняют сердца радостью и гордостью.

Но что если вместо долгожданных «агу» и «ма» малыш молчит месяцами? Или его движения резки, а поведение непредсказуемо? Внезапно привычные ожидания сменяются тревогой — не идет ли что-то не так?

К сожалению, далеко не все дети развиваются строго по учебнику. Причины отклонений в развитии могут крыться еще в периоде внутриутробного формирования, в ходе родового процесса, а проявиться позже под влиянием болезней и травм. Нередко на пути нормального развития встают и социальные факторы. Отклонения в развитии — это не приговор, а сигнал к действию. 

В этой статье вы узнаете о наиболее распространенных видах отклонений в развитии детей, их причинах и симптомах. Расскажем, как вовремя выявить проблему и куда обратиться за помощью. Ведь чем раньше будут приняты меры, тем больших успехов удастся достичь на пути к гармоничному развитию вашего малыша.

Классификация и виды нарушений в развитии ребенка


Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция  нарушение развития


Отклонения в развитии детей могут касаться различных сфер: физической, психической и речевой. Рассмотрим основные проявления проблем в этих областях.

В физической сфере мы можем наблюдать нарушения опорно-двигательного аппарата. Например, детский церебральный паралич, при котором ребенок может испытывать серьезные затруднения с ходьбой, удержанием предметов и самообслуживанием. Также к физическим отклонениям относятся нарушения зрения и слуха различной степени тяжести. Ребенок с тяжелой формой этих нарушений будет испытывать значительные трудности в освоении окружающего мира. Особое место занимают хронические заболевания, такие как бронхиальная астма или сахарный диабет, которые отнимают много сил у детского организма.

В психической сфере наиболее серьезным отклонением является умственная отсталость — стойкое нарушение познавательной деятельности из-за органического поражения головного мозга. Ребенок с таким диагнозом будет испытывать значительные трудности в обучении. Также к психическим отклонениям относятся расстройства аутистического спектра. Дети с аутизмом имеют сложности с социальным взаимодействием, привязаны к ритуалам, могут демонстрировать необычное поведение. Широко распространены синдром дефицита внимания и гиперактивность. Ребенок с СДВГ не может долго усидеть на месте, постоянно отвлекается. И, наконец, эмоциональные и поведенческие расстройства — когда ребенок проявляет излишнюю агрессию, замкнутость, депрессивное состояние.

В речевой сфере часто встречается задержка речевого развития. Ребенок начинает говорить значительно позже, чем его сверстники, и его речь сильно отстает от нормы. Многие дети испытывают трудности с произношением отдельных или целых групп звуков. А некоторые страдают от заикания — прерывистой, «запинающейся» речи с многочисленными паузами.

Знание разных категорий отклонений поможет родителям быть более внимательными и вовремя заметить проблемы в том или ином направлении развития своего ребенка.

 Причины возникновения отклонений в развитии детей


Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция  нарушение развития


У каждого отклонения в развитии ребенка есть свои причины и предпосылки, которые можно разделить на несколько групп.

  1. Генетические факторы. Некоторые отклонения закладываются уже на генетическом уровне. Например, синдром Дауна вызван нарушением деления клеток на ранних стадиях эмбрионального развития. Ряд наследственных болезней, таких как фенилкетонурия или муковисцидоз, также могут стать причиной умственной отсталости и других нарушений.

  2. Внутриутробные воздействия. В период внутриутробного развития плод крайне уязвим. Инфекционные заболевания матери (краснуха, токсоплазмоз и др.), вредные привычки (курение, алкоголь), недостаточное питание, стрессы и другие негативные факторы могут пагубно сказаться на формировании органов и систем будущего ребенка.

  3. Родовые травмы. Тяжелые роды, во время которых ребенок испытывает кислородное голодание или механические повреждения, нередко становятся причиной таких отклонений, как детский церебральный паралич, умственная отсталость, нарушения зрения и слуха.

  4. Заболевания и травмы в раннем возрасте. Инфекции, интоксикации, черепно-мозговые травмы, перенесенные ребенком на первом году жизни, также могут вызвать отставание в развитии. Особенно опасны болезни, протекающие с поражением центральной нервной системы.

  5. Социальные факторы. Огромную роль играет окружающая среда, в которой растет ребенок. Неблагополучная обстановка в семье, пренебрежение нуждами ребенка, жестокое обращение способны замедлить его развитие. Родителям, столкнувшимся с подобными проблемами, мы рекомендуем пройти курс «Семейная психология», чтобы восстановить гармоничные отношения и создать благоприятную среду для малыша.

Важно понимать, что причины отклонений часто имеют комплексный характер — это сочетание нескольких неблагоприятных факторов. Своевременное выявление и устранение причин позволяет максимально скорректировать отставание в развитии.

Ранняя диагностика и своевременная коррекция


Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция  нарушение развития


Чем раньше выявлено отклонение в развитии ребенка, тем более эффективными будут меры по его коррекции. В первые годы жизни мозг малыша обладает максимальной пластичностью — способностью к перестройке нарушенных функций и формированию новых связей. Поэтому раннее вмешательство позволяет предотвратить или существенно уменьшить степень нарушений.

Важно регулярно наблюдать за основными вехами развития крохи. Отмечать когда он начал держать головку, сидеть, ползать, говорить первые слова. Любые серьезные отставания должны насторожить родителей. Тем, кто хочет лучше разбираться в детской психологии и тонкостях диагностики, мы рекомендуем пройти проф переподготовку по направлению Психология.

Для установления причин и степени нарушений в развитии ребенка необходимо комплексное обследование у разных специалистов:

  • Клинико-психологическое обследование определяет уровень развития познавательных процессов, эмоционального и личностного статуса ребенка.

  • Логопедическое обследование выявляет нарушения речи.

  • Медицинское обследование включает осмотры невролога, ортопеда, офтальмолога, сурдолога и других врачей для выяснения причин нарушений.

  • Дополнительные методы — нейровизуализация (МРТ, КТ), ЭЭГ, генетическое обследование и др.

Программа помощи ребенку с отклонениями в развитии обязательно должна быть комплексной и включать медицинскую, психолого-педагогическую и логопедическую составляющие:

  • Медицинская помощь направлена на лечение или коррекцию имеющихся заболеваний, проведение реабилитационных мероприятий.

  • Психолого-педагогическая помощь включает развивающие занятия, формирование социальных и жизненных навыков, психологическую поддержку и коррекцию поведения.

  • Логопедическая помощь предусматривает развитие речевых навыков — звукопроизношения, лексики, грамматики, связной речи.

Только скоординированные действия специалистов в разных областях способны максимально компенсировать имеющиеся у ребенка нарушения и подготовить его к полноценной жизни в обществе.

Организация помощи детям с отклонениями в развитии


Виды нарушений развития детей: диагностика и коррекция  нарушение развития


Дети с различными видами нарушений в развитии нуждаются в особых условиях обучения, воспитания и реабилитации.

Инклюзивное образование предполагает включение детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) в общеобразовательную среду вместе с нормально развивающимися сверстниками. В инклюзивных школах и детских садах создаются специальные условия для обучения: архитектурная доступность, наличие необходимого оборудования, привлечение тьюторов, ассистентов и других специалистов сопровождения.

Принцип инклюзии позволяет детям с отклонениями в развитии находиться в обычной социальной среде, что способствует их лучшей социализации и адаптации. При этом важно, чтобы сама образовательная программа была адаптирована под нужды каждого ребенка. 

Родители, столкнувшиеся с проблемами в развитии ребенка, часто чувствуют себя потерянными. Для лучшего понимания ситуации и выбора оптимальных путей помощи вашему малышу мы предлагаем интенсивы по психологии.

Детям с тяжелыми и множественными нарушениями развития зачастую требуется более узкоспециализированная помощь, которую могут оказать профильные центры и учреждения. В таких учреждениях для детей созданы особые условия пребывания, задействованы разные специалисты (дефектологи, логопеды, психологи и др.). Программы обучения и реабилитации максимально индивидуализированы и адаптированы под каждого ребенка.

Абилитация — формирование у детей с нарушениями развития новых способов реализации нарушенных функций. Реабилитация — восстановление таких функций. Эти процессы включают медицинскую, психологическую, педагогическую, социальную помощь и протекают на протяжении всей жизни ребенка.

Ключевыми звеньями абилитации и реабилитации выступают Центры психолого-педагогической помощи, реабилитационные отделения больниц и поликлиник, физкультурно-оздоровительные центры, санатории и др. Родители детей с ОВЗ также получают необходимую информационно-консультативную поддержку.

Отклонения в развитии ребенка — не повод для отчаяния, а сигнал к действию. Своевременная диагностика и грамотная комплексная помощь специалистов способны значительно скорректировать имеющиеся нарушения. Самое главное — верить в безграничный потенциал вашего малыша и приложить все усилия для его гармоничного развития. А своевременное включение ребенка в систему специального сопровождения позволяет максимально развить его потенциальные возможности и скорректировать имеющиеся нарушения.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели