Ситуация возникла из-за сочетания нескольких факторов: прием в одну волну, увеличение количества мест на инженерных специальностях привели к тому, что мест оказалось больше, чем абитуриентов, которые на них претендуют. Но это только верхушка айсберга.
Большой проблемой стало качество подготовки выпускников. Чтобы поступить на техническую специальность в большинстве случаев необходим результат ЕГЭ по физике, которая относится к необязательным предметам. Из-за сложности экзамена и слабой школьной подготовки ее выбирают мало выпускников, что создает парадокс: стране требуются образованные специалисты технических направлений, но школа не готовит их в достаточном количестве.
Подготовка квалифицированных кадров должна начинаться уже со средней школы, а у нас в данный момент вся ответственность лежит только на высшей. Сказывается и недостаток опытных предметников – иногда встречаются ситуации, когда физику ведет любой относительно свободный преподаватель, например, физкультурник, так как больше некому.
Чтобы изменить ситуацию и преодолеть дефицит кадров, необходимо укрепление педагогического состава в школах, в частности увеличение зарплаты учителей, особенно молодых специалистов, хотя бы до средней по региону. Потому что сегодня ставка выпускника педвуза, который только устроился работать учителем, равна МРОТ – в зависимости от региона это около 15 тысяч рублей. Получается, что зарплата молодого специалиста, который учился в высшем учебном заведении 4-6 лет, примерно равна зарплате уборщицы или гардеробщика, которым не нужно никаких особых навыков. Может ли на такую сумму прожить молодой человек и захочет ли он это делать – вопрос, ответ на который и так понятен.
Минобразования дает радужные цифры по трудоустройству новых специалистов, но умалчивает о текучке. Молодые учителя крутятся в школе несколько месяцев, соотносят размер зарплаты с уровнем ответственности, нагрузкой и объемом работы, и уходят в репетиторство либо вообще в другую сферу. Остается костяк из учителей среднего и старшего возраста, многие из них уже на пенсии. Да, они имеют огромный опыт, школы за них держатся и устанавливают им всевозможные доплаты, дают 1,5-2 ставки. Но что будет, когда они уйдут? Молодых специалистов, которые должны их сменить и готовы работать за идею, крайне мало.
Государство по мере возможности поддерживает сельских учителей, но необходимо предусмотреть аналогичные меры и в городе. Тут царит не меньший кадровый голод, который, в отличие от села, подкрепляется большим числом хорошо оплачиваемых вакансий в других сферах. Если сегодня не вкладывать в педагогов, то завтра просто некому будет преподавать узкие предметы, и проблема только усугубится.
Низкое качество подготовки выливается в печальный уровень знаний абитуриентов. Встречаются случаи, когда выпускник относительно успешно сдал госэкзамен, а в вузе выясняется, что он не знает элементарных вещей. В итоге, первый семестр обучения уходит на то, чтобы хоть как-то подтянуть первокурсников к уровню, на котором они должны были находиться при поступлении и который позволит им приступить к изучению высшей математики, теоретической физики и других предметов. А в идеале выпускник школы должен уже понимать предмет, чтобы получать новые знания, отрабатывать их на практике, а не проходить по второму кругу школьную программу.
Несмотря на слабые знания новоиспеченных студентов, ни один вуз не заинтересован в массовых «чистках» отстающих. Дело в том, что вузы находятся на подушевом финансировании, соответственно, когда студентов отчисляют, сокращаются и преподавательские ставки. И это еще один минус системы, так как воспитание высококвалифицированного персонала предполагает отсев слабейших.
Частично проблему могут решить подготовительные курсы, но это временное решение. Чтобы получать по-настоящему классных спецов, вузы должны интегрироваться со школой для подготовки выпускников, заниматься профориентацией. Для этого должны быть школы, лицеи, гимназии, колледжи, которые работают с вузами напрямую, через создание специальных классов, где ведется углубленное преподавание профессорским составом университета, а школьники готовятся к поступлению уже на конкретную специальность.
Еще один важный момент, о котором говорят в вузах – возвращение вступительных экзаменов по профильным предметам вместо ЕГЭ. Это дало бы возможность оценить реальный уровень знаний поступающих, а кроме того, позволило бы подать документы в том числе тем выпускникам, которые не стали сдавать физику в школе в качестве экзамена по выбору. Ну, и конечно, большой вопрос остается с бакалавриатом и магистратурой. Несмотря на то, что бакалавр имеет диплом о высшем образовании, знания у него остаются достаточно базовыми. Для некоторых профессий этого вполне достаточно, но чтобы получить хорошего физика или инженера, нужен специалитет, четырех лет для этого явно не хватает.
Опыт научно-практической деятельности – с 2015 года
Оставьте ваш email и получите чек-лист «ТОП-15 профессий, которые позволят заработать и будут всегда нужны».
* - по состоянию на 09 октября 2024 года