В психологии существует такое явление, как эгоцентрическая речь. Под ним подразумевается разговор ребенка, обращенный к самому себе. Некоторых родителей пугают такие монологи в пустоту и бездумные повторения фраз, они начинают волноваться и выяснять, а не страдает ли их малыш каким-то психическим заболеванием.
В этой статье мы рассмотрим понятие эгоцентрической речи и выводы ученых, чтобы понять, так ли опасно это явление в детском возрасте.
Эгоцентризм речи у детей и взрослых
Случается, что малыш разговаривает вслух сам с собой, сопровождая комментариями каждое свое действие. Обычно это явление характерно для ребятишек в возрасте от 3 до 7 лет, дети при этом не нуждаются в слушателях, они размышляют, проговаривая слова для себя. Ученые высказывают гипотезы, что по такой эгоцентрической речи можно понять этапы детского мышления.
У взрослых тоже можно заметить эгоцентризм в речи. Как правило, это происходит, когда человек начинает осваивать новое для себя дело и для лучшего запоминания проговаривает незнакомые действия или понятия. Эта привычка исчезает довольно быстро – после того, как вырабатывается автоматизм действий.
Психологи не видят опасности для развития ребенка и для психического состояния взрослого в подобных разговорах, но давайте рассмотрим выводы известных ученых подробнее.
Какие выводы сделал Жан Пиаже
Швейцарский психолог Жан Пиаже посвятил исследованию детской речи много лет, пытаясь понять, для чего детям нужны такие разговоры. С точки зрения исследователя, при помощи эгоцентрической речи можно определить, как ребенок развивается, каково его мышление. Эту гипотезу многие психологи не поддержали, и явление эгоцентрической речи стали изучать активнее.
По мнению Ж. Пиаже и детская, и взрослая речь имеет множество функций. Донести свои мысли до собеседника – это лишь одна из многих функций. Психолог наблюдал за детьми в «Доме малюток» и выяснил, что у детей есть 2 вида речи: эгоцентрическая (чтобы общаться с самим собой) и социализированная (чтобы общаться с социумом).
Какие бывают виды эгоцентрической речи
Согласно гипотезе Ж. Пиаже, в раннем и дошкольном возрасте ребенок мыслит эгоцентрично и не стремится к тому, чтобы его речь была понятна кому-то еще.
Эгоцентрическую речь психолог поделил на три категории:
-
«Эхолалия». В возрасте двух лет кроха повторяет слова и звуки, которые где-то услышал, не понимая их смысла и ни к кому не обращаясь.
-
«Монолог». Малыш сопровождает свою деятельность словами и при этом не нуждается в собеседниках. Например, раскрашивая картинку, приговаривает: «Теперь возьму оранжевый карандаш и раскрашу лисичке хвост».
-
«Коллективный монолог». Это наиболее социализированный вариант речевого эгоцентризма, то есть, такой монолог на двоих возникает, когда двое детей пытаются наладить диалог, приобщить к своей мысли другого, но при этом ничего не предпринимают, не пытаются быть услышанными, слова по-прежнему проговариваются для себя.
По результатам своего исследования Жан Пиаже сделал выводы:
-
речь малыша не похожа на речь взрослого человека, потому что не является средством общения, а имеет своей задачей подражать или помогать себе действовать;
-
мышление ребенка эгоцентрично, то есть он разговаривает для себя, и ему все равно, поймет ли его собеседник или нет.
Впоследствии эти выводы опроверг советский психолог Лев Выготский.
Какие выводы сделал психолог Выготский
Лев Семенович Выготский был не согласен с психологом из Швейцарии, и в качестве доказательств привел результаты собственных исследований. Его теория состояла в том, что эгоцентрическая речь как бы перемещает ребенка из окружающей среды и внешних действий во внутреннюю речь.
Это происходит примерно по такой схеме:
-
Малыш слышит от мамы: «Не сиди у открытого окна, ты можешь упасть и разбиться».
-
Видя открытое окно, ребенок проговаривает про себя без необходимости быть услышанным: «Сидеть у окна нельзя, можно упасть».
-
При виде открытого окна, крошка уже внутренне говорит сам себе, что сидеть на подоконнике нельзя.
Так эгоцентрическая речь помогает ребенку свернуть внешнюю деятельность до мыслей.
Стоит ли родителям беспокоиться?
Психологи успокаивают родителей, что привычка проговаривать действия и мысли является нормальным этапом в развитии ребенка. Мозг в дошкольном возрасте еще развивается, а потому не способен удержать большое количество информации. Со временем такая речь совершенствуется и принимает вид осознанных рассуждений, а далее и вовсе перерождается в исключительно внутренний мыслительный процесс.
Эгоцентрическая речь не предполагает наличие какого-либо психического расстройства у ребенка, а является всего лишь переходным периодом развития логики и мышления. Поэтому родителям рекомендуется не волноваться и не пытаться заставить малыша прекратить такие разговоры с самим собой.
Наши дистанционные курсы в области психологии помогут разобраться в этом и в других явлениях психоэмоционального развития детей, а также научат справляться со многими проблемами взрослых.