Физическое воспитание детей с умственной отсталостью

Физическое воспитание детей с умственной отсталостью

25.11.2022
Физическое воспитание детей с умственной отсталостью
Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью



Перед государственной системой образования стоит задача воспитания, обучения и адаптации в обществе детей с особенностями развития. Систематические занятия физкультурой в решении этой задачи играют очень важную роль, поскольку малыши при двигательных упражнениях испытывают положительные эмоции, у них повышается самооценка, улучшается самочувствие, лучше работают сердце и дыхательная система, они становятся более ловкими и выносливыми.

Сегодня мы поговорим о значении физического воспитания для детей с нарушенным интеллектом, об особенности организации физкультурных занятий и методах, которые при этом применяют педагоги в сфере специального образования.

Что такое нарушенный интеллект?


Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью


Нарушения развития интеллектуальных данных (или умственная отсталость) – это отклонения в психофизическом развитии ребенка, характеризующиеся низкими познавательными и интеллектуальными способностями. Умственно отсталые люди испытывают сложности с обучением, общением, могут искаженно воспринимать реальный окружающий мир.

Интеллектуальные нарушения чаще всего возникают из-за особенностей строения мозговых отделов, а также из-за перенесенных заболеваний или травм и выражаются:

  • в недоразвитии эмоциональной сферы (ребенок может быть агрессивным или пассивным, часто страдать испытывать смену настроения, не способен к принятию самостоятельных решений и проявлению инициативы);

  • в низком абстрактном мышлении (под которым подразумевается невозможность конкретизировать свои мысли и обобщать информацию);

  • в когнитивных нарушениях (ученик не может сосредоточиться, плохо запоминает материал и концентрирует внимание, не умеет быстро переключиться с одного дела на другое);

  • речевых трудностях и отклонениях.

Все эти особенности обязательно должны учитываться педагогами в работе с такими детьми.

Физические особенности детей с умственной отсталостью


Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью


Психологические особенности малышей с недоразвитием интеллекта в том, что они:

  • значительно отстают по времени в развитии от детей без нарушений;

  • пассивны и инертны во всех жизненных сферах;

  • могут плохо или неправильно разговаривать;

  • имеют низкие моторные функции;

  • отличаются несформированностью когнитивной сферы;

  • демонстрируют примитивные интересы, потребности и желания;

  • имеют нарушения двигательных и познавательных функций.

Все эти особенности могут проявляться в легкой, средней или тяжелой форме. Степень тяжести интеллектуального дефекта будет непосредственно влиять и на физическое развитие, двигательные навыки и уровень обучаемости. Чем серьезнее нарушение, тем сложнее будет даваться малышу физическое воспитание и разностороннее развитие. Отклонения также влияют на соматические проявления, могут быть причиной плохой осанки, частых простудных заболеваний, несогласованности движений.

Физические данные детей с нарушенным интеллектом из-за поражений мозговых отделов тоже отличны от способностей их здоровых сверстников:

  • малыши быстро устают и нуждаются в отдыхе;

  • новые упражнения даются им с большим трудом;

  • их движения отличаются бедностью, угловатостью, недостаточной плавностью и точностью;

  • крохи плохо владеют жестикуляцией и мимикой;

  • могут иметь недостаточные рост и вес.

У многих деток с умственной отсталостью специалисты отмечают следующие отклонения в физическом развитии:

  • опущенная вниз голова;

  • шарканье ногами;

  • заметное наклонение корпуса вперед;

  • несогласованные движения конечностей;

  • неравномерный шаркающий шаг (а при беге – семенящий и/или мелкий).

Некоторые дети с нарушенным интеллектом не способны прыгать, испытывают трудности при ползании, лазании, метании спортивных снарядов, не могут попасть мячом в цель, поэтому так важно внедрять в обучающий процесс физическое воспитание, которое помогает развить физические качества, улучшить моторику и двигательную координацию, что, без сомнения, наилучшим образом отразится на их дальнейшей жизни и подготовит к выполнению трудовых обязанностей.

Что такое физическое воспитание детей с умственной отсталостью и каковы его задачи?


Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью


Физическое воспитание – это неотъемлемая часть учебно-воспитательского процесса коррекционной школы или инклюзивного класса (инклюзия – это совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющими особенности здоровья). Оно улучшает здоровье, воспитывает важные качества личности и помогает подготовить умственно отсталых детей к успешной самостоятельной жизни в обществе.

Задачи, которые решают педагоги по физическому воспитанию при работе с умственно отсталыми детьми, могут быть:

1. ОБЩИМИ. Они применяются во всех детских садах и учреждениях дошкольного образования и звучат так:

  • укрепить здоровье;

  • развить гармоничное телосложение и правильную осанку;

  • закрепить привычку заниматься двигательной активностью;

  • предоставить ученикам информацию о физической культуре и спорте;

  • развить двигательные качества (силу, скорость, ловкость, выносливость);

  • воспитать нравственные и морально-волевые качества (смелость, настойчивость, культурное поведение);

  • сформировать/усовершенствовать двигательные умения;

  • повысить физическую и умственную работоспособность;

  • улучшить сердечно-сосудистую и дыхательную системы;

  • сформировать гигиенические навыки при выполнении упражнений;

  • закалить организм;

  • содействовать военно-патриотической подготовке.

2. СПЕЦИФИЧЕСКИМИ, которые направлены на коррекцию и профилактику физических отклонений:
  • создать условия для стимуляции физического развития ученика;

  • внедрить профилактические меры, помогающие бороться с простудными и инфекционными заболеваниями;

  • скорректировать нарушения психомоторики;

  • использовать коррекционные мероприятия для развития двигательных навыков и физических качеств.

Коррекционные методы должны присутствовать во всех мероприятиях по физическому воспитанию детей с нарушенным интеллектом.

По направлениям задачи физического воспитания тоже подразделяются на виды и могут быть:

  • оздоровительными;

  • учебно-развивающими;

  • коррекционными;

  • терапевтическими;

  • спортивными.

На практике все эти задачи зачастую пересекаются и дополняют друг друга, стремясь не только сохранить здоровье детей с ОВЗ в школьный период, но и научить их помогать своему организму с помощью полученных знаний в дальнейшей взрослой жизни.

Средства, используемые в процессе физического воспитания детей с УО


Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью


К средствам физического воспитания умственно отсталых детей относятся:

  • занятия спортом и физические упражнения;

  • природные явления, положительно влияющие на организм (вода, свежий воздух, солнечный свет и т.д.);

  • гигиенические навыки (соблюдение режима, уход за собой, своей одеждой и обувью, спортивным оборудованием);

  • спортивный инвентарь.

Все средства должны участвовать в коррекции недостатков физического развития и в воспитании двигательных качеств ребенка.

Как организовать занятия по физическому воспитанию для детей с умственной отсталостью?


Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью


Основная форма воспитательно-образовательного процесса – это специальные занятия, которые включают в себя физические и развивающие упражнения и игры. Кроме занятий, физическое воспитание осуществляется и в повседневных делах, к которым относятся:

  1. соблюдение режима питания/сна;

  2. выполнение утренней зарядки;

  3. дневная прогулка;

  4. закаливающие процедуры;

  5. соблюдение правил гигиены.

Все эти мероприятия имеют особое значение для детей, имеющих нарушения в развитии. Все просто: если, например, ребенок пропустил дневной сон, он не сможет сконцентрировать внимание на задании воспитателя, что отразится на результатах коррекционной работы.

Планируя уроки, в первую очередь, нужно позаботиться о развитии двигательной активности учеников. Для этого педагоги проводят подвижные игры и спортивные мероприятия с коррекционным уклоном, водят детей в поход и на прогулку. Огромное внимание должно уделяться обучению новым движениям, поскольку они благотворно влияют на развитие и совершенствование когнитивных функций (памяти, мышления, воображения, концентрации внимания).

Следует учитывать, что ребенку с нарушенным интеллектом может потребоваться достаточный срок, чтобы хорошо освоить конкретные движения. Повторением изученных движений тоже нельзя пренебрегать – это поможет закрепить новые навыки на постоянной основе.

Кроме изучения движений, достаточное внимание педагогов коррекционных школ должно быть направлено на улучшение моторики рук. Для этого проводятся спортивные игры, упражнения по подражанию движениям рук педагога, театрализованные игры с помощью рук и пальцев. Малыш при этом должен научиться:

  • согласовывать действия обеих рук;

  • уметь хватать и удерживать предмет.

При организации занятий с детьми с нарушенным интеллектом необходимо придерживаться следующих принципов:

  1. Обязательно учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка.

  2. Строго дозировать физическую нагрузку с учетом физических и двигательных возможностей ученика, его возраста, состояния здоровья, уровня спортивной подготовки.

  3. Занятия по физкультуре нужно проводить не только в учебное время, но и в свободное, устраивая подвижные переменки и физкультурные минутки.

  4. Задания должны быть оформлены в виде ролевой игры и обязательно оказывать коррекционное воздействие.

  5. Каждое занятие должно начинаться и заканчиваться ходьбой.

 Роль подвижных игр в процессе физического воспитания умственно отсталых детей


Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью

Самым действенным способом коррекционного влияния на организм детей с умственными нарушениями является подвижная игра. Она воздействует не только на физическое состояние малышей, но и на их личность, а потому можно говорить о том, что именно игры дают педагогам неограниченные возможности в сфере воспитания, обучения и улучшения состояния здоровья подопечных.

Игра полностью нагружает детский организм, положительно воздействуя на его органы и системы. Ребенок не только быстро схватывает новое в процессе подвижной игры, но и приобретает отличное настроение, укрепляет здоровье и совершенствует свои способности. Малыш искренне хочет играть, а значит именно игра побуждает его к обучению и общению.

В подвижные игры специалисты включают доступные детям виды движений:

  • ходьбу;

  • бег;

  • прыжок;

  • лазанье/ползанье/перелезание;

  • упражнение с мячом и другими простыми спортивными снарядами.

Расскажем основные правила, по которым выстраиваются игровые подвижные занятия с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения.

  1. Очень важно правильно подобрать игру и организовать ее, только тогда она принесет результат. Подбираются игры в соответствии с возможностями детей. Если игра командная, то участники должны быть равны по своим силам и способностям. Обязательно нужно учитывать желания ребенка: если он хочет играть за определенную команду – следует позволить ему это.

  2. Успех игры также зависит от того, насколько хорошо учащиеся понимают ее правила, поэтому педагог должен предварительно рассказать о названии и смысле игры, показать движения, подробно разъяснить роли игроков.

  3. Игра не должна прерываться надолго или затягиваться. Тут нужно учитывать тот момент, что дети с особенностями здоровья не способны долго концентрировать внимание на одном задании, быстро утомляются и отличаются нестабильным настроением. Игру следует как можно скорее прекратить, если дети утомились или перестали испытывать интерес.

  4. Подводить итоги игры можно вместе с детьми. Таким образом, малыши развивают наблюдательность и учатся анализировать разные ситуации.

  5. С новенькими учениками лучше всего проводить игры без сюжетов, так как у них еще плохо сформированы двигательные навыки, нет опыта, они не умеют ориентироваться в пространстве, пока не приобрели друзей.

  6. Если ребенок не разговаривает или имеет проблемы с речью, то на первых порах нужно показывать ему задания наглядно.

Если педагог владеет достаточным опытом и выстраивает игровые занятия правильно, то результат не заставит себя долго ждать – дети с удовольствием будут играть, дружить и общаться, при этом становясь с каждым днем сильнее, здоровее, целеустремленнее и веселее.

Методы воспитания, которые применяются при физкультурных занятиях с умственно отсталыми детьми


Физическое воспитание детей с умственной отсталостью физическая культура для детей с умственной отсталостью


К методическим приемам, которые коррекционные педагоги используют в работе с детьми, имеющими отклонения в развитии интеллекта, относятся:

  1. наглядный метод (педагог сам или с помощью наглядного материала показывает ребенку, как правильно выполнять движения);

  2. словесный метод (специалист подробно разъясняет ученику задачу, а также мотивирует его на дальнейшее самостоятельное ее выполнение);

  3. практика (обеспечивает проверку верности движений малыша);

  4. игровая методика (развивает познавательные способности, совершенствует двигательные навыки, активизирует творческие способности и общительность);

  5. соревнование (метод стимулирует желание детей улучшить свои двигательные навыки, развиваться, быть сильнее, талантливее, успешнее, стать частью коллектива).

Если вы считаете, что работа с детьми, имеющими нарушения интеллекта, – это ваше призвание, то приглашаем вас освоить профессию олигофренопедагога на нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы освоите психологию, физиологию, анатомию, генетику, дефектологию, познакомитесь с особенностями интеллектуальной недостаточности, узнаете, какие существуют приемы и методы для воспитания и обучения детей с умственной отсталостью, научитесь организовывать для них результативные и интересные занятия.

Одна из главных задач педагога – найти ключик к сердцу каждого своего воспитанника. Помните, что только искренность и доброжелательность расположат к вам детей и подарят их безграничное доверие. А в доверительной обстановке можно вместе добиться самых неожиданных результатов!


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели