Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью

Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью

21.11.2022
Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью
Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью помощь коррекционного педагога детям с УО



Все люди разные. Эту аксиому знают практически все. Мы такими приходим в этот мир – каждый со своим характером, темпераментом, внешностью, уникальностью. Но иногда случается так, что один человек отличается от другого не только по индивидуальным особенностям, но по причине отклонений в развитии, в частности – интеллектуальным нарушениям. 

Умственно отсталые дети – это особая категория населения нашей страны, которая нуждается в поддержке и защите. Сейчас разрабатывается множество программ коррекции и реабилитации таких детей, для того, чтобы помочь им в меру своих возможностей, социализироваться, получить доступную профессию, не оказаться за бортом жизни. Им и так приходится тяжелее, чем обычным людям. 

Виды умственной отсталости, причины ее возникновения 


Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью помощь коррекционного педагога детям с УО


Давайте вспомним, какие причины могут приводить к умственной отсталости у детей. Это могут быть следующие группы: 

  • наследственные; 

  • генетические «поломки»; 

  • патологии течения беременности; 

  • тяжелые инфекции матери во время беременности; 

  • инфекции плода; 

  • внутриутробный сепсис; 

  • недоношенность; 

  • травмы во время родов; 

  • черепно-мозговые травмы ребенка; 

  • заболевания центральной нервной системы;

  • педагогическая запущенность. 

Да, последний пункт кардинально отличается от других причин, которые имеют медицинскую природу. Но ведь ребенку общение с матерью, ее любовь, ласка и внимание, важны так же, как хорошее питание и сон. Разве мало знает история трагических историй о детях «маугли»? 

Теперь вспомним, какие виды умственной отсталости существуют. Всего их три: легкая степень (дебильность), средняя степень (имбецильность), тяжелая степень (идиотия). Если детям с легкой степенью умственной отсталости можно учиться в инклюзивной общеобразовательной школе (при наличии тьютора и специальных возможностей у школы), то детям со средней и тяжелой степенью умственной отсталости подходят специальные коррекционные общеобразовательные школы. 

Особенности развития личности умственно отсталых детей 


Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью помощь коррекционного педагога детям с УО


Развитие личности умственно отсталого ребенка своеобразно, поскольку из-за отклонений в развитии, он не может полностью взаимодействовать с окружающим его миром, сверстниками и взрослыми. 

Особенности эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей

Основу развития личности нормотипичного ребенка составляет воля – способность двигаться к намеченной цели, преодолевая некие препятствия. При этом ребенок внутри может выстраивать мысленный план действий, происходит борьба «за» и «против», мотивов, в результате чего совершается волевой поступок. 

У умственно отсталых детей, волевых процессов практически нет, из-за нарушений мышления. Это характерно для дошкольного и младшего школьного возраста. Со временем развитие волевых процессов все-таки происходит (по мере возможностей) в результате коррекционной работы педагогов и других специалистов. Какие черты характерны для эмоционально-волевой сферы умственно отсталых детей? Это безынициативность, неумение руководить самостоятельно своей деятельностью, неумение преодолевать препятствия, ставить цель, импульсивное поведение, необдуманные действия. Между тем, следует заметить, что настойчивость у таких детей может появляться в том случае, если им нужно удовлетворить какие-то обыденные потребности. 

Что касается эмоций – тут тоже есть свои сложности и особенности. Коррекционное обучение может содействовать сглаживанию импульсивного поведения, способствует осмыслению действий и поступков, уменьшает уровень агрессии, формирует необходимые привычки и правила жизни в быту и социуме. Дети с умственной отсталостью способны замечать свои ошибки, сравнивать себя со сверстниками, отсюда и берутся проявления агрессии, озлобленности, упрямства и других негативных эмоций. 

У разных групп детей могут быть разные эмоции. Кто-то заторможен, равнодушен, кто-то излишне эмоционален (зачастую такие проявления неадекватны и не соответствуют причинам, их вызвавшим). Эмоциональная незрелость и нестабильность может приводить к своеобразным эмоциональным «качелям». Сложность есть не только в проявлении эмоций, но и в том, как дети воспринимают чужие эмоции (живые реакции или нарисованные, например). При правильной коррекционной работе могут произойти положительные изменения в этой сфере. Подростки с умственной отсталостью уже характеризуются тем, что могут понимать свои чувства и эмоции, воспринимать и сопереживать эмоциям других людей, правильно вести себя в коллективе. 

Развитие мотивации и потребностей детей с умственной отсталостью 

К мотивам относится все, что побуждает человека к тем или иным действиям. У нормотипичных детей мотивы связаны с постановкой целей, одни мотивы могут подчиняться другим, видоизменяться. С возрастом этот процесс совершенствуется. 

У детей с умственной отсталостью крайне низкий уровень осознания мотивов, сами мотивы неустойчивы, быстро сменяют друг друга. Из-за неумения ставить цели (о чем мы говорили выше), нарушается процесс образования мотивации. При умственной отсталости мотивационную сферу личностного развития отличает бедность, затруднения в формировании социальных мотивов. Мотив остается неким знаемым (теоретическим) понятием, не побуждая ребенка к действию. 

Из-за проблем в мотивационной сфере закономерно возникновение проблем в формировании потребностей. В чем это выражается? Слабо развита познавательная деятельность, любознательность, нет желания заниматься игрушками, нет интереса к окружающему и т. д. Органические же потребности (в еде и воде, например) остаются вполне сохранными и с возрастом могут принимать гипертрофированные формы. 

В основе развития потребностей лежит развитие системы интересов ребенка. Это развитие можно разделить на несколько этапов: 

  • начальный интерес – ребенок увидел игрушку, заинтересовался, но если игрушку убирают, интерес тут же исчезает (характерна неустойчивость и ситуативность интереса);

  • вторая ступень – интерес к процессу деятельности (рисование, письмо и др.);

  • третья ступень – интерес к содержанию учебного материала, интерес к применению знаний на практике;

  • четвертая ступень – интерес к творческой деятельности. 

Для возникновения устойчивого интереса требуется долгая и кропотливая коррекционная работа специалистов. 

Особенности развития самооценки у детей с умственной отсталостью 

Как формируется самооценка у нормотипичного ребенка? Он выполняет различные задания, осуществляет различные виды деятельности, получает похвалу или другую реакцию со стороны окружающих, сам оценивает свою деятельность. 

У умственно отсталых детей уровень самосознания снижен по сравнению с нормотипичными детьми, он не может критично оценивать собственные действия и поступки. Отсюда берется неадекватность в оценке результатов своей деятельности, ошибки в анализе действий. В результате этого и появляется своеобразность в формировании самооценки – она занижена и завышена в младшем возрасте, наиболее приближена к норме в среднем возрасте, завышена в старшем возрасте. 

Незрелость личностного развития, непонимание целей, неумение их ставить, неумение проводить анализ своей деятельности – все это приводит к нарушениям формирования правильной самооценки. Завышенность самооценки можно объяснить стремлением как-то компенсировать свои нарушения и дефекты, неумением объективно оценивать свои возможности. Зачастую завышенная самооценка можно возникать как ответ на низкую оценку со стороны окружающих. Для того чтобы формировалась наиболее адекватная самооценка у ребенка, необходимо участие педагога, то, как он оценивает деятельность и поступки детей. 

От уровня самооценки может зависеть и уровень притязаний ребенка (завышен он или занижен). Например, если процессы возбуждения и торможения у ребенка уравновешены (по мере возможности), велика вероятность помочь ему выработать адекватный уровень притязаний.

 Развитие межличностных отношений

Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью помощь коррекционного педагога детям с УО

Общение со сверстниками, с социальным окружением играет большую роль в развитии как нормотипичного ребенка, так и ребенка с умственной отсталостью. В первом классе у нормотипичных детей могут возникать и динамично изменяться неофициальные группы общения. Они основаны на общих интересах, взаимной симпатии, общих взглядах и т. д. 

Формирование таких неофициальных групп у школьников с умственной отсталостью имеет свои особенности – они слабо дифференцированы, неустойчивы. Долгое время дети могут не вступать в контакты друг с другом. Особенно это проявляется у детей со средними и тяжелыми интеллектуальными нарушениями (у них преобладают процессы торможения, грубые нарушения и недоразвития личности, имеются текущие психические заболевания). Потребность в общении снижается в таком случае, нет инициативы и интереса к совместной игре, учебной деятельности и т. д. Эта неустойчивость, аморфность и ситуативность в неофициальных группах контактов сохраняется вплоть до старших классов. 

Зачисление в первый класс школы является началом формирования официальной контактной группы детей с умственной отсталостью. У каждого ученика есть своя цель, интерес, которые связаны с учебной и трудовой деятельностью (мы сейчас говорим про нормотипичных детей). Коллектив и деловые связи в классе с умственно отсталыми детьми образуются под влиянием и руководством коррекционного педагога. Это связано с тем, что дети не могут самостоятельно ставить перед собой цель, планировать свою деятельность, видеть результат в перспективе. 

В межличностных отношениях детей с умственной отсталостью есть несколько особенностей: 

  • Нет возможности распознать или определить лидера группы. На систему отношений очень сильно влияет нарушение развития ребенка. Например, некоторые нарушения выражаются в проявлениях агрессии и мстительности – из такого ребенка не получится лидер, официальный или нет. 

  • Коммуникативные связи очень сильно осложнены из-за того, что у многих детей проявляется неконтактность, есть грубые нарушения эмоциональной сферы, нет потребности в общении. 

  • Если лидер все-таки возникает в группе, случается так, что этот ребенок проявляет негативные качества характера, чем отрицательно влияет на остальных детей.

  • Некоторые дети могут отторгаться остальным коллективом. Как правило, это дети с ярко выраженной неуравновешенностью, обидчивостью, аффективностью поведения, вспыльчивостью. 

Межличностные отношения, как один из факторов развития ребенка, тесно взаимосвязан с другими сторонами развития его личности. Так, коммуницирование со сверстниками играет свою роль в формировании самосознания и самооценки. К сожалению, нарушения в развитии приводят к тому, что потребность в общении резко снижается, нет понимания чувств и эмоций, как собственных, так и других детей, резко выражена критичность к поступкам окружающих, а свои страхи, тревоги и обиды выражаются в агрессивной форме. 

Из-за этого, кстати, возникают сложности в общении и с нормотипичными сверстниками. Дети с умственной отсталостью уже в дошкольном возрасте способны воспринимать свое отличие от других, видеть свои ошибки и т. д. – все это может приводить к вспышкам агрессии, грубости, замкнутости. 

Коррекционный педагог, работая с такими детьми, должен уметь влиять на межличностные отношения детей (для этого необходимо владеть определенными методиками воспитания и обучения). Изучая особенности межличностных отношений, можно многое узнать про класс в целом, как общаются между собой ученики, составить мнение о характере отдельно взятого ребенка. 

Необходимая квалификация коррекционного педагога 


Особенности развития личности и межличностных отношений детей с умственной отсталостью помощь коррекционного педагога детям с УО


В статье мы не раз подчеркивали – педагогу для работы с особыми детьми необходимы особые профессиональные знания и умения. Причем методики для работы с умственно отсталыми детьми отличаются от методик работы, например, со слабослышащими детьми или детьми с ОВЗ. 

Именно такие знания можно получить на наших дистанционных курсах – «Социально-бытовая адаптация детей с интеллектуальными нарушениями (умственной отсталостью)» 

Сам формат обучения (дистанционный) подразумевает, что вы сможете получить знания в удобное для себя время. Вам не придется никуда ехать, отпрашиваться на работе, брать отпуск или выкраивать время в напряженном графике. При этом не страдает качество образования! На сайте вы можете подробно узнать о том, какой учебный материал вам нужно будет изучить, какие преподаватели будут с вами работать. Все знания, которые вы получите, сможете без проблем применять на своем профессиональном поприще. Ну и приятный плюс – у нас возможна оплата в рассрочку (без участия банка), есть система льгот и бонусов. Более подробно всю информацию вы сможете посмотреть на нашем сайте или уточнить в чате поддержки. 

Коррекционная работа с детьми, у которых диагностировано то или иное нарушение развития, жизненно необходима для них. Работа педагога может помочь исправить или ослабить недостатки, компенсировать нарушения усилением других качеств личности. Профессия коррекционного педагога не только востребована, но и социально значима. Воспитывать и обучать детей, которые нуждаются в особом внимании и поддержке, помочь им овладеть необходимым уровнем знаний и трудовых навыков, социально адаптировать их для самостоятельной жизни (конечно, это зависит от уровня нарушения) – эти задачи ложатся на плечи коррекционных педагогов и воспитателей. 


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 06 декабря 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели