Методы обучения математике умственно отсталых школьников

11.11.2022
Методы обучения математике умственно отсталых школьников
Методы обучения математике умственно отсталых школьников математика для детей с УО



Математика считается одной из сложных дисциплин даже для детей, у которых нет отклонений в развитии. Однако преподавание математики для умственно отсталых детей несет не только образовательное, но и коррекционное значение. У особых детей, соответственно, особые потребности. Для их обучения не подходят программы и методики обычной школы. Темп учебных программ, объем и содержание учебного материала, требования к результатам – все это может оказаться непосильным трудом для ребенка, у которого есть особенности в развитии.

Соответственно, к педагогу тоже будет предъявляться ряд требований – знание специальных методик преподавания, основ коррекционной педагогики и психологии, умения организовать учебный процесс и многое другое. 

Особенности преподавания математики для детей с УО


Методы обучения математике умственно отсталых школьников математика для детей с УО


Для детей с особенностями развития (в частности, с умственной отсталостью) трудно дается обычный учебный процесс. Каждый урок преподаватель должен сделать максимально доступным, но, в то же время, интересным. Проблема обучения детей с УО заключается не только в их развитии, но и в том, что учебная мотивация таких детей снижена. Ведущей деятельностью для них чаще остается игровая деятельность, а не учебно-познавательная. Коррекционный педагог, работая над мотивацией учеников, должен формировать активную позицию школьника, положительное отношение к учебному процессу, возникновение познавательного интереса. 

Для того чтобы формировалась активная позиция, педагог использует словесное внушение, форму диалога, предлагает поучаствовать в выборе задач (степень сложности, содержание, количество). Для того чтобы появилось положительное отношение к учебному процессу, педагог заботится о том, чтобы атмосфера на уроках всегда была положительной, снижает тревожность детей, хвалит за любое достижение, использует игры в обучении. В умелых руках педагога математика превращается в мощный воспитательный и коррекционный инструмент.

Математика должна преподаваться таким образом, чтобы полученные знания, пригодились ребенку в его дальнейшей трудовой деятельности и самостоятельной жизни. В процессе обучения повышается общее развитие детей, корректируются недостатки их познавательного процесса и личностных качеств, воспитывается целеустремленность, трудолюбие, работоспособность. Появляется возможность развивать самоконтроль и умение планировать. 

Как развить интерес к учебе у детей с умственной отсталостью


Методы обучения математике умственно отсталых школьников математика для детей с УО


Как мы уже писали выше, коррекционному педагогу необходимо учитывать особенности развития детей, уметь находить индивидуальный подход к каждому ученику, стимулировать их познавательный интерес, повышать мотивацию к учебе. 

Положительный результат обучения полностью зависит от мастерства педагога, его квалификации, знаний и умений. Учителю необходимо избегать обыденности и скуки на своих занятиях, монотонности и бедности излагаемого материала, его отрыва от личного опыта ученика. 

В своей работе педагог использует дидактические игры, иллюстрации, красивые наглядные пособия, занимательные упражнения и другой учебный материал. Дидактические игры особенно популярны среди коррекционных педагогов, поскольку, как вы помните, ведущую деятельность учеников с умственной отсталостью, занимает игровая деятельность. 

Необходимо соблюдать темп работы на уроках. Ученики должны полностью понимать, как выполнять задания. Деятельность на уроке выстраивается по этапам, обязательно происходит повторение пройденного материала.

 Методы обучения математике детей с УО


Методы обучения математике умственно отсталых школьников математика для детей с УО

В педагогической практике используются следующие методы: 

  • объяснительно-иллюстративный – педагог дает уже готовую информацию, ученики воспринимают, осознают ее и запоминают;

  • репродуктивный – педагог дает образец, по которому от учеников требуется выполнить задание;

  • метод проблемного изложения – педагог ставит перед учениками задачу (проблему) и показывает, как ее решить;

  • частично-поисковый – педагог предлагает ученикам решить задачу, при этом решение ученики должны найти самостоятельно, но с частичной помощью педагога;

  • исследовательский – педагог лишь направляет деятельность учеников, пути решения ищутся ими самостоятельно. 

Это методы по типу познавательной деятельности. В работе педагога могут использоваться и другие группы методов. Например, метод беседы или метод рассказа, когда педагог знакомит учеников с новым материалом. Еще одну группу методов можно выделить по типу источника знаний: 

  • словесный (беседа, диалог, рассказ);

  • наглядный (наблюдение, изображение предметов, демонстрация картинок и т. д.);

  • практический (черчение, лепка, аппликация, измерение, моделирование и др.). 

Педагоги в коррекционных школах должны хорошо знать и уметь пользоваться методами обучения детей с умственной отсталостью. Для этого необходимы специальные знания и умения, которыми может не обладать педагог, работающий в обычной общеобразовательной школе. Знания и умения, которые необходимы коррекционному педагогу, можно получить на одном из наших курсов повышения квалификации «Коррекционно-развивающие технологии в обучении математике учащихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) в условиях реализации ФГОС».


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 17 апреля 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели