Top.Mail.Ru
Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью
Поделиться:

Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью

Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью
Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью



В последнее время в нашей стране возросло число детей, у которых имеются отклонения в развитии интеллекта, поэтому одна из главных задач государства – обеспечить благоприятные условия для максимальной коррекции таких нарушений.

Дать школьникам с интеллектуальными нарушениями хорошие знания в области географии очень важно, поскольку такие занятия способствуют повышению их познавательной активности и плотному взаимодействию с окружающим миром. Расскажем, как формируются географические навыки в процессе воспитательно-образовательной работы с детьми, имеющими отклонения в развитии.

В чем особенности детей с нарушенным интеллектом?


Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью


Умственная отсталость – это необратимое нарушение познавательной деятельности и мозговой активности, которое вызвано поражениями отделов мозга.

Дети с УО:

  • могут фрагментарно воспринимать реальность;

  • отличаются пассивным мышлением;

  • имеют нарушения речевых функций;

  • не могут быстро перерабатывать информацию;

  • затрудняются выделить признаки и свойства природных явлений;

  • не способны к пространственному воображению.

Поэтому такие малыши нуждаются в особом подходе педагогов в процессе образования. Чтобы занятия по географии были эффективными, нужно обязательно проводить уроки в определенной последовательности, пользоваться несложными формулировками и доступными обобщенными определениями географических понятий.

Значение географических занятий для учеников с УО


Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью


География – это предмет, который расширяет горизонты и формирует масштабную картину мира, поэтому его изучение имеет огромное значение для всестороннего развития личности, имеющей нарушения познавательных процессов.

Когда малыш изучает географический материал, то:

  1. у него расширяется кругозор;

  2. он получает знания о природе, людях, их культурных традициях, хозяйстве своего родного края и других стран мира;

  3. он узнает особенности взаимодействия человека и природы;

  4. у него значительно повышается уровень активности.

Понятно, что у детей с нарушениями достаточно бедный круг представлений об окружающих предметах и явлениях. Зачастую эти представления лишь схематичны, а иногда – и вовсе являются ошибочными, что негативно отражается на всех видах деятельности ребенка. Малыши с трудом понимают, как устроен этот мир, что от него ждать и как с ним подружиться, чтобы он перестал быть непонятным и враждебным.

Занятия по географии начинаются для ученика с УО с того, что начинает развиваться восприятие и активизируется мыслительная работа. Чтобы закрепить представления о природных явлениях, педагоги используются специфические приемы и практические занятия. Именно практические задания способствуют развитию у школьников внимания и наблюдательности, развивают словарные запас и речевые навыки в целом, заставляют работать память.

 Цели и задачи уроков географии для детей с нарушенным интеллектом


Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью

Основные цели занятий по географии со школьниками с УО:

  • сформировать у них пространственное представление и навыки;

  • обеспечить учащимся приобретение чувственного опыта с помощью наглядного материала (ученики должны научиться отличать существенные свойства и признаки предметов/явлений от несущественных);

  • дать необходимый общеобразовательный географический минимум знаний;

  • всесторонне развить обучающихся;

  • расширить кругозор.

Для достижения этих целей учитель регулярно работает с детьми и решает следующие воспитательные и образовательные задачи:

  1. вовлекает учеников в самостоятельный процесс поиска;

  2. обеспечивает разнообразие уроков, создавая у детей заинтересованность;

  3. предлагает малышам такой учебный материал, который они будут в состоянии освоить, с учетом своих интеллектуальных особенностей;

  4. обязательно использует на занятиях коррекционно-развивающие упражнения;

  5. обсуждает с детьми интересные факты из жизни животного и растительного мира, о природе нашей планеты;

  6. показывает особенности взаимодействия людей и природы;

  7. помогает освоить правила поведения на природе;

  8. развивает способность видеть красоту окружающего мира и беречь ее;

  9. учит анализировать и сравнивать объекты, предметы и явления;

  10. развивает абстрактное мышление, фантазию и воображение;

  11. расширяет словарный запас и улучшает речевые навыки;

  12. доброжелательно относится к ученикам, доверительно общается с ними, старается создать дружественную атмосферу в классе.

Какие географические понятия используются в коррекционной школе?


Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью

Мысли о географическом объекте (или группе объектов/предметов/явлений), которые отражают его существенные признаки, называются географическим понятием. В коррекционной школе или в условиях инклюзивного образования географические понятия могут быть:

  • единичными (конкретные географические объекты, имеющие название, например, Волга, Самара, Эльбрус, Кавказ);

  • общими (имена собственные, которые отражают существенные признаки группы родственных географических объектов, например, река, город, гора, край).

Педагоги отмечают, что при обучении детей с нарушенным интеллектом, единичные географические понятия обязательно нужно связывать с картой, поскольку детям так намного легче будет определить признак любого объекта, его положение и пространственные связи. Нужно также демонстрировать на уроках картины, фотографии и пособия по географии.

Учитель должен обращать внимание учеников на связь единичного и общего географического понятия, задавать наводящие вопросы (например, «Так называется город или озеро?», «Скажи, это – страна или часть света?»).

Как выстраивается процесс обучения географии при работе со школьниками с УО?


Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью


Педагог начинает работу с детьми, имеющими нарушения интеллектуальной сферы, с выявления уровня их знаний и индивидуальных способностей. Это даст возможность уточнить или конкретизировать те умения, которыми владеют школьники, или заново их сформировать. Поскольку умственно отсталые ученики имеют предельно конкретное мышление, то на начальных этапах обучения у них формируется предметно-пространственный образ явления/объекта.

По форме организации занятий они могут быть индивидуальными, групповыми или коллективными (фронтальными). Учитель на уроках использует разные материалы:

  • таблицы, схемы и графики (их дети запоминают лучше, чем сплошной текст);

  • открытки, иллюстрации, фотографии по теме урока;

  • модели, демонстрирующие строение растений, цветов, почвы и других объектов природы;

  • гербарий;

  • коллекцию засушенных насекомых;

  • коллекцию полезных ископаемых.

Изучение определенной географической темы проходит в несколько этапов:

  1. объяснение нового материала;

  2. практические занятия для закрепления полученных знаний;

  3. обобщение и систематизация навыков (повторительные уроки, на которых закрепляются важные факты, обобщаются итоги изученного, отслеживаются все основные процессы от начала и до конца);

  4. проведение нестандартного урока (не подчиняется шаблону и правилами, включает в себя разные виды деятельности).

Необходимо помнить, что ученики с умственной отсталостью пассивны, безынициативны, часто отвлекаются и могут не испытывать интерес к географии. Поэтому каждое занятие, помимо географических знаний, должно включать в себя коррекционные приемы и техники, которые помогут:

  • добиться устойчивого внимания на уроках;

  • активизировать логическое мышление;

  • развить речевые навыки;

  • научить способам учебной деятельности;

  • развить восприятие.

Не следует перегружать школьников разной информацией. На изучаемый объект нужно отвести достаточное количество времени, чтобы дети смогли детально его проанализировать и хорошо запомнить.

Нельзя забывать и о том, что ребенку необходима мотивация, поэтому его обязательно нужно хвалить даже за малейшие успехи. Так у него не только поднимется самооценка, но и возникнет желание стремится к новым знаниям и победам.

Отличным результатом работы педагога по географии будут:

  • развитая любознательность у ребенка;

  • проявление интереса к изучению географии;

  • ответственное отношение к природе;

  • понимание мер по защите окружающей среды;

  • развитые творческие способности.

Методы, которые используют педагоги географии в работе с учениками с УО


Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью Формирование географических знаний у школьников с умственной отсталостью

Уроки активного изучения учениками с нарушенным интеллектом географического объекта осуществляются с помощью следующих методов:

  1. УСТНЫЙ РАССКАЗ (Нужен для лучшего усвоения материала, осуществляется в виде беседы, разъяснения или работы с книгой, может включать в себя элементы демонстрации – изображения, фильмы, интересные истории).

  2. НАГЛЯДНЫЙ МАТЕРИАЛ (Это может быть естественная наглядность, например, в процессе экскурсии или туристической поездки. Тут очень важно обратить внимание детей на реальный размер объекта, при возможности сравнить несколько рек или озер, чтобы найти общие свойства и явные различия. Кроме выездов можно использовать в работе раздачу наглядных материалов. Например, предложить детям из набора изображений отобрать те фото, которые соответствуют изучаемой теме. Наглядность лучше всего развивает произвольное внимание, память, восприятие и аналитические способности у детей с интеллектуальными проблемами).

  3. ПРАКТИЧЕСКИЕ МЕТОДЫ (Тестирование, упражнения, опросы, дидактические игры).

Преподаватели географии в работе с детьми активно используют информационно-коммуникативные технологии, например, просмотр мультимедийных презентаций, обучающие фильмы.

Обязательно проводится регулярная работа с контурными картами, на которых ученики находят, подписывают и раскрашивают изучаемый объект.

Полезно будет включить в уроки работу с пластилином (например, можно попросить детей слепить модель нашей планеты). Это не только поможет в объяснении нового материала, но и поспособствует развитию моторики, что очень важно для детей, имеющих нарушения здоровья.

В конце каждой темы следует организовать итоговое занятия с ответами учеников. Это даст педагогу понимание, насколько хорошо тема усвоена детьми. Необходимо следить не только за верным изложением материала и умением ориентироваться по карте, но и за правильностью речи. В процессе ответа исправляются ошибки или заполняются пробелы в знаниях. Можно предложить другим учащимся дополнить ответ одноклассника или исправить в нем неточности).

Освоить все методы преподавания предметов «Естествознание» и «Окружающий мир» детям с нарушенным интеллектом можно на дистанционном курсе профессиональной переподготовки в нашем институте. Пройдя обучение, вы узнаете, как сформировать естественнонаучные знания у детей с умственной отсталостью, какие существуют техники преподавания географии и биологии, как сделать свои уроки интересными, эффективными и доступными детям с особенностями здоровья.

Необходимо помнить, что детям с нарушенным интеллектом трудно дается учеба, поэтому так важно облегчить ее, сделать интересной и радостной, тогда и изучаемый предмет станет любимым для малышей.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0