-
Что такое тьюторство детей с особенностями здоровья в процессе инклюзивного образования?
-
Каковы обязанности тьютора при работе с детьми с умственной отсталостью?
Современная система российского образования сегодня стремительно меняется, обеспечивая доступ к учебе детям с ограниченными возможностями здоровья. Специальность тьютор, хоть и появилась в нашей стране недавно, но уже приобретает особенное значение, поскольку позволяет ребенку с нарушениями в развитии действительно стать центром воспитательно-образовательного процесса, адаптироваться в школе, получить учебные навыки, научиться общаться со сверстниками.
Как осуществляется тьюторское сопровождение учеников с нарушенным интеллектом – вы узнаете из нашей статьи.
В чем состоят особенности детей с умственной отсталостью?
Уровень интеллекта непосредственно влияет на:
-
накопленные опыт/знания/навыки, а также на умение применить их в жизни;
-
адаптацию в обществе;
-
работоспособность;
-
интерес к обучению;
-
когнитивные функции (восприятие, внимание, мышление, память);
-
речевые навыки.
У ребенка с проблемами в этой области понижена обучаемость, он может плохо или медленно усваивать информацию, испытывать сложности с самообслуживанием, отличаться медлительностью, иметь низкий словарный запас, с трудом производить мыслительные операции.
Пониженный интеллект – это сегодня самое распространенное отклонение, которое может выражаться в задержке психического (и/или интеллектуального) развития, в симптомах умственной отсталости, а также заторможенностью и серьезными проблемами с учебой.
Малыши с легким нарушением интеллекта с удовольствием общаются со сверстниками, имеют неплохие оценки по школьным предметам, хотя и испытывают трудности с усваиванием материала. Понятно, что развитие таких детей происходит по индивидуальному графику, но общение со здоровыми одногодками помогает им почувствовать себя уверенней и даже проявить лидерские качества.
Инклюзивное образование и его преимущества
Инклюзией называют обучение особенных детей вместе с их здоровыми сверстниками по специальной адаптированной коррекционной программе.
Ребятам с нарушением развития такая форма обучения дает возможность почувствовать себя обыкновенными людьми, ощутить свою принадлежность к коллективу, а впоследствии жить, учиться и работать так, как это принято в мире, не акцентируя внимание на особенностях своего здоровья. Здоровых учеников общение и дружба с одноклассниками с ОВЗ делает терпимее и доброжелательнее по отношению к людям.
Инклюзивное образование построено на принципе о том, что ценность человека не может зависеть от его особенностей и способностей, и каждый имеет право на общение и обучение. Главная задача инклюзивной образовательной модели – равноправное включение всех детей в школьную систему.
Еще несколько лет назад сложно было представить, что разные дети будут учиться в одном классе общеобразовательной школы, а большинство учителей, работающих в обычных классах, будут стараться получить знания, которые дадут возможность работать с особыми детьми.
В наши дни сопровождают воспитанников с интеллектуальными нарушениями в условиях обычной школы специалисты логопед, дефектолог, классный руководитель, учителя разных дисциплин, психолог и тьютор.
Что такое тьюторство детей с особенностями здоровья в процессе инклюзивного образования?
В переводе с английского слово «tutor» означает «наставник, опекун, наблюдатель». В нашей системе образования специальность тьютора новая и предполагает серьезный багаж знаний в области коррекционной педагогики и психологии, отлично развитые навыки коммуникации и полное принятие ребенка таким, какой он есть.
В инклюзивной школьной среде тьютор:
-
создает благоприятную и гибкую атмосферу для взаимодействия всех детей;
-
применяет индивидуальный подход к каждому ученику;
-
поддерживает малышей с инвалидностью в раскрытии ресурсов и талантов;
-
организует процесс социализации особенных детей;
-
помогает ребятам с нарушениями в развитии самоопределиться и самореализоваться;
-
учит детей с ОВЗ проявлению чувств и эмоций к окружающей действительности, осмыслению жизненных ценностей.
Словом, главная задача тьютора – помочь ученикам с особенностями развития стать успешными членами общества, создав такие условия, которые обеспечат для них полноценную и качественную жизнь в школе.
Специалист по тьюторскому сопровождению работает не только с особенными детьми, но и с их родителями (консультирует по выполнению домашних заданий, рассказывает, какие проблемы имеются у ребенка и как их решить, подсказывает наилучшие способы воспитания), и со здоровыми одноклассниками (формирует у детей толерантные качества, участвует в решение конфликтов).
На сегодняшний день тьюторство – это важная педагогическо-психологическая позиция, занимающаяся разработкой оригинальных программ для полноценного включения учеников с ОВЗ в образовательный процесс.
Главные принципы и задачи тьюторства в условиях инклюзии
Поскольку тьюторское сопровождение задается целью успешно включить учеников с недостаточным уровнем интеллекта и другими заболеваниями в коллективную и образовательную среду, то необходимо выстраивать работу так, чтобы ученики добились как можно больше при своем здоровье, талантах и возможностях.
При этом обязательно следует соблюдать принципы, на которых построено тьюторство. Такими принципами являются:
-
гуманизм (человек, вне зависимости от показателей здоровья, является высшей ценностью в мире);
-
преемственность (схожесть всех приемов работы в сопровождении детей с особенностями здоровья);
-
целостность (должно соблюдаться внутреннее единство и гармоничное взаимодействие всех педагогических и психологических процессов);
-
валеологичность (подразумевает воспитание у учеников потребности в здоровом образе жизни и вырабатывает у них соответствующее поведение и привычки);
-
адресность (каждый метод, применяемый в тьюторском сопровождении, должен обращаться к своему адресату, учитывая его возраст, здоровье, способности и т.д.);
-
системный подход (предполагает совокупность хорошо структурированных и тесно связанных между собой педагогических приемов и элементов).
Каковы обязанности тьютора при работе с детьми с умственной отсталостью?
Тьютор в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, использует разные формы поддержки. В его прямой функционал входят:
-
индивидуальная работа с детьми (необходимо выявить, сформировать и развить их познавательные интересы);
-
персональное сопровождение в школе;
-
предпрофильная и профильная подготовка;
-
координация навыка поиска информации у учеников для их самообразования;
-
сопровождение процесса формирования личности (тьютор помогает детям определиться в своих успехах, ошибках, неудачах, разобраться, что им интересно, понять свои цели в будущем);
-
помощь детям в оценке и распределении своих ресурсов для решения поставленных задач;
-
поддержка в преодолении проблем при самообразовании;
-
составление персонального учебного плана для каждого ребенка;
-
обеспечение уровня подготовки детей в соответствии с требованиями ФГОС;
-
проведение вместе с учениками анализа их деятельности и результатов;
-
участие в улучшении условий, в которых учатся подопечные (специалист консультирует учителей и администрацию, разделяет между ними ответственность, следит за повышением квалификации);
-
организация взаимодействия ребенка с педагогами;
-
выявление творческого потенциала у малыша и содействие для его развития;
-
консультирование родителей, близких родственников, опекунов (беседы с целью выявления, формирования и развития познавательных способностей детей);
-
участие в педсоветах, проведение родительских собраний, досуговых, воспитательных и спортивных мероприятий;
-
обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности).
Обобщая все функциональные обязанности, можно говорить о том, что тьютор – это специалист с обширными знаниями. Именно он координирует деятельность родителей, педагогов, воспитателей такими способами, которые дают возможность достичь главной цели тьюторства – помочь ребенку с нарушенным интеллектом почувствовать себя членом общества и достичь всех возможных для него задач в обучении, адаптации, развитии, становлении личности.
Этапы индивидуального тьюторского сопровождения детей с УО
Тьютор, работая с детьми с умственной отсталостью, действует поэтапно:
1. Собирает информацию об ученике:
-
знакомство с диагнозом, изучение медкарты;
-
беседа с учеником и его родителями;
-
выяснение особенностей, способностей, талантов, желаний, интересов, сильных и слабых сторон малыша;
-
определение уровня его развития и умения самостоятельно решать и совершать поступки;
-
наблюдение за учеником;
-
знакомство ребенка с помещениями школы, расположением классов и залов, туалетов и столовой.
Это этап ежедневной и кропотливой работы по адаптации ученика в образовательную деятельность, освоение им режима и обучающих программ. За всеми этими процессами внимательно следит тьютор, чтобы сопоставить свои наблюдения с уже выявленными данными и составить наиболее верную программу дальнейших действий.
-
Вместе с другими педагогами вырабатывает рекомендации и составляет индивидуальный образовательный план для работы с малышом:
-
формулирование задач, которые стоят перед учеником с нарушенным интеллектом, и варианты их решения;
-
персональное мотивирование ребенка к освоению нового;
-
работа по всестороннему развитию личности;
-
обучение малыша общаться со сверстниками и создание для этого благожелательного и плодотворного климата в коллективе;
-
вовлечение ученика во внеурочные мероприятия (перемены, прогулки, экскурсии, соревнования, праздники и т.д.).
Проводится работа над социализацией ребенка с использованием коррекционно-развивающих программ и мотивационных методов. Тут важно, чтобы малыш почувствовал свои силы, понял, в чем он успешен, поверил в себя.
4. Анализирует результат, корректирует свою стратегию при надобности.
Тьютор проводит диагностику и оценку результатов ученика, а также определяет его вовлеченность во внеклассную деятельность. С получением успешных заключений можно постепенно уменьшить уровень сопровождения воспитанника тьютором.
Необходимо помнить, что тьютор не только помогает малышу с умственными нарушениями учиться, но и формирует его мотивы, ценности, будущие жизненные цели.
Освоить олигофренопедагогику, чтобы начать работать с детьми с интеллектуальными нарушениями, можно на дистанционных курсах профессиональной переподготовки в нашем институте. Вы научитесь диагностировать нарушения, узнаете, как осуществлять тьюторское сопровождение, усвоите методы обучения и персональные программы для развития особенных детей.
Внутренний мир малыша с умственной отсталостью довольно сложен. И именно опытный тьютор способен помочь маленькому человеку с особенностями здоровья раскрыться, познать многообразие мира, понять свои желания, стать нравственной и духовно развитой личностью, поверить в себя и реализоваться в обществе.