Top.Mail.Ru
Тьюторство в инклюзивном образовательном пространстве. Материал подготовлен НЦРДО
Поделиться:

Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве

Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве
Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве



Современная система российского образования сегодня стремительно меняется, обеспечивая доступ к учебе детям с ограниченными возможностями здоровья. Специальность тьютор, хоть и появилась в нашей стране недавно, но уже приобретает особенное значение, поскольку позволяет ребенку с нарушениями в развитии действительно стать центром воспитательно-образовательного процесса, адаптироваться в школе, получить учебные навыки, научиться общаться со сверстниками.

Как осуществляется тьюторское сопровождение учеников с нарушенным интеллектом – вы узнаете из нашей статьи.

В чем состоят особенности детей с умственной отсталостью?


Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве


Уровень интеллекта непосредственно влияет на:

  • накопленные опыт/знания/навыки, а также на умение применить их в жизни;

  • адаптацию в обществе;

  • работоспособность;

  • интерес к обучению;

  • когнитивные функции (восприятие, внимание, мышление, память);

  • речевые навыки.

У ребенка с проблемами в этой области понижена обучаемость, он может плохо или медленно усваивать информацию, испытывать сложности с самообслуживанием, отличаться медлительностью, иметь низкий словарный запас, с трудом производить мыслительные операции.

Пониженный интеллект – это сегодня самое распространенное отклонение, которое может выражаться в задержке психического (и/или интеллектуального) развития, в симптомах умственной отсталости, а также заторможенностью и серьезными проблемами с учебой.

Малыши с легким нарушением интеллекта с удовольствием общаются со сверстниками, имеют неплохие оценки по школьным предметам, хотя и испытывают трудности с усваиванием материала. Понятно, что развитие таких детей происходит по индивидуальному графику, но общение со здоровыми одногодками помогает им почувствовать себя уверенней и даже проявить лидерские качества.

Инклюзивное образование и его преимущества


Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве


Инклюзией называют обучение особенных детей вместе с их здоровыми сверстниками по специальной адаптированной коррекционной программе.

Ребятам с нарушением развития такая форма обучения дает возможность почувствовать себя обыкновенными людьми, ощутить свою принадлежность к коллективу, а впоследствии жить, учиться и работать так, как это принято в мире, не акцентируя внимание на особенностях своего здоровья. Здоровых учеников общение и дружба с одноклассниками с ОВЗ делает терпимее и доброжелательнее по отношению к людям.

Инклюзивное образование построено на принципе о том, что ценность человека не может зависеть от его особенностей и способностей, и каждый имеет право на общение и обучение. Главная задача инклюзивной образовательной модели – равноправное включение всех детей в школьную систему.

Еще несколько лет назад сложно было представить, что разные дети будут учиться в одном классе общеобразовательной школы, а большинство учителей, работающих в обычных классах, будут стараться получить знания, которые дадут возможность работать с особыми детьми.

В наши дни сопровождают воспитанников с интеллектуальными нарушениями в условиях обычной школы специалисты логопед, дефектолог, классный руководитель, учителя разных дисциплин, психолог и тьютор.

 Что такое тьюторство детей с особенностями здоровья в процессе инклюзивного образования?


Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве

В переводе с английского слово «tutor» означает «наставник, опекун, наблюдатель». В нашей системе образования специальность тьютора новая и предполагает серьезный багаж знаний в области коррекционной педагогики и психологии, отлично развитые навыки коммуникации и полное принятие ребенка таким, какой он есть.

В инклюзивной школьной среде тьютор:

  • создает благоприятную и гибкую атмосферу для взаимодействия всех детей;

  • применяет индивидуальный подход к каждому ученику;

  • поддерживает малышей с инвалидностью в раскрытии ресурсов и талантов;

  • организует процесс социализации особенных детей;

  • помогает ребятам с нарушениями в развитии самоопределиться и самореализоваться;

  • учит детей с ОВЗ проявлению чувств и эмоций к окружающей действительности, осмыслению жизненных ценностей.

Словом, главная задача тьютора – помочь ученикам с особенностями развития стать успешными членами общества, создав такие условия, которые обеспечат для них полноценную и качественную жизнь в школе.

Специалист по тьюторскому сопровождению работает не только с особенными детьми, но и с их родителями (консультирует по выполнению домашних заданий, рассказывает, какие проблемы имеются у ребенка и как их решить, подсказывает наилучшие способы воспитания), и со здоровыми одноклассниками (формирует у детей толерантные качества, участвует в решение конфликтов).

На сегодняшний день тьюторство – это важная педагогическо-психологическая позиция, занимающаяся разработкой оригинальных программ для полноценного включения учеников с ОВЗ в образовательный процесс.

Главные принципы и задачи тьюторства в условиях инклюзии


Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве

Поскольку тьюторское сопровождение задается целью успешно включить учеников с недостаточным уровнем интеллекта и другими заболеваниями в коллективную и образовательную среду, то необходимо выстраивать работу так, чтобы ученики добились как можно больше при своем здоровье, талантах и возможностях.

При этом обязательно следует соблюдать принципы, на которых построено тьюторство. Такими принципами являются:

  1. гуманизм (человек, вне зависимости от показателей здоровья, является высшей ценностью в мире);

  2. преемственность (схожесть всех приемов работы в сопровождении детей с особенностями здоровья);

  3. целостность (должно соблюдаться внутреннее единство и гармоничное взаимодействие всех педагогических и психологических процессов);

  4. валеологичность (подразумевает воспитание у учеников потребности в здоровом образе жизни и вырабатывает у них соответствующее поведение и привычки);

  5. адресность (каждый метод, применяемый в тьюторском сопровождении, должен обращаться к своему адресату, учитывая его возраст, здоровье, способности и т.д.);

  6. системный подход (предполагает совокупность хорошо структурированных и тесно связанных между собой педагогических приемов и элементов).

Каковы обязанности тьютора при работе с детьми с умственной отсталостью?


Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве


Тьютор в работе с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения, использует разные формы поддержки. В его прямой функционал входят:

  • индивидуальная работа с детьми (необходимо выявить, сформировать и развить их познавательные интересы);

  • персональное сопровождение в школе;

  • предпрофильная и профильная подготовка;

  • координация навыка поиска информации у учеников для их самообразования;

  • сопровождение процесса формирования личности (тьютор помогает детям определиться в своих успехах, ошибках, неудачах, разобраться, что им интересно, понять свои цели в будущем);

  • помощь детям в оценке и распределении своих ресурсов для решения поставленных задач;

  • поддержка в преодолении проблем при самообразовании;

  • составление персонального учебного плана для каждого ребенка;

  • обеспечение уровня подготовки детей в соответствии с требованиями ФГОС;

  • проведение вместе с учениками анализа их деятельности и результатов;

  • участие в улучшении условий, в которых учатся подопечные (специалист консультирует учителей и администрацию, разделяет между ними ответственность, следит за повышением квалификации);

  • организация взаимодействия ребенка с педагогами;

  • выявление творческого потенциала у малыша и содействие для его развития;

  • консультирование родителей, близких родственников, опекунов (беседы с целью выявления, формирования и развития познавательных способностей детей);

  • участие в педсоветах, проведение родительских собраний, досуговых, воспитательных и спортивных мероприятий;

  • обеспечение охраны жизни и здоровья воспитанников (выполнение правил охраны труда и пожарной безопасности).

Обобщая все функциональные обязанности, можно говорить о том, что тьютор – это специалист с обширными знаниями. Именно он координирует деятельность родителей, педагогов, воспитателей такими способами, которые дают возможность достичь главной цели тьюторства – помочь ребенку с нарушенным интеллектом почувствовать себя членом общества и достичь всех возможных для него задач в обучении, адаптации, развитии, становлении личности.

Этапы индивидуального тьюторского сопровождения детей с УО


Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве Тьюторское сопровождение детей с интеллектуальными нарушениями в инклюзивном образовательном пространстве

Тьютор, работая с детьми с умственной отсталостью, действует поэтапно:

1. Собирает информацию об ученике:

  • знакомство с диагнозом, изучение медкарты;

  • беседа с учеником и его родителями;

  • выяснение особенностей, способностей, талантов, желаний, интересов, сильных и слабых сторон малыша;

  • определение уровня его развития и умения самостоятельно решать и совершать поступки;

  • наблюдение за учеником;

  • знакомство ребенка с помещениями школы, расположением классов и залов, туалетов и столовой.

2. Анализирует полученные данные и свои наблюдения.

Это этап ежедневной и кропотливой работы по адаптации ученика в образовательную деятельность, освоение им режима и обучающих программ. За всеми этими процессами внимательно следит тьютор, чтобы сопоставить свои наблюдения с уже выявленными данными и составить наиболее верную программу дальнейших действий.

  1. Вместе с другими педагогами вырабатывает рекомендации и составляет индивидуальный образовательный план для работы с малышом:

  • формулирование задач, которые стоят перед учеником с нарушенным интеллектом, и варианты их решения;

  • персональное мотивирование ребенка к освоению нового;

  • работа по всестороннему развитию личности;

  • обучение малыша общаться со сверстниками и создание для этого благожелательного и плодотворного климата в коллективе;

  • вовлечение ученика во внеурочные мероприятия (перемены, прогулки, экскурсии, соревнования, праздники и т.д.).

3. Решает все поставленные задачи.

Проводится работа над социализацией ребенка с использованием коррекционно-развивающих программ и мотивационных методов. Тут важно, чтобы малыш почувствовал свои силы, понял, в чем он успешен, поверил в себя.

4. Анализирует результат, корректирует свою стратегию при надобности.

Тьютор проводит диагностику и оценку результатов ученика, а также определяет его вовлеченность во внеклассную деятельность. С получением успешных заключений можно постепенно уменьшить уровень сопровождения воспитанника тьютором.

Необходимо помнить, что тьютор не только помогает малышу с умственными нарушениями учиться, но и формирует его мотивы, ценности, будущие жизненные цели.

Освоить олигофренопедагогику, чтобы начать работать с детьми с интеллектуальными нарушениями, можно на дистанционных курсах профессиональной переподготовки в нашем институте. Вы научитесь диагностировать нарушения, узнаете, как осуществлять тьюторское сопровождение, усвоите методы обучения и персональные программы для развития особенных детей.

Внутренний мир малыша с умственной отсталостью довольно сложен. И именно опытный тьютор способен помочь маленькому человеку с особенностями здоровья раскрыться, познать многообразие мира, понять свои желания, стать нравственной и духовно развитой личностью, поверить в себя и реализоваться в обществе.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0