-
Личность школьника с нарушенным интеллекта как объект нравственного воспитания
-
Плюсы инклюзивного образования для детей с низкими показателями интеллекта
Сформировать у ребенка нравственные идеалы – важная задача, поскольку недостаток моральных чувств и поступков может стать причиной деструктивного поведения и задержки в формировании личности. Особенно это касается малышей с нарушением интеллекта, для которых нравственные проявления – это способ активно развиваться и адаптироваться в обществе.
Наша статья расскажет о нравственном воспитании и методах формирования благонравных чувств у детей школьного возраста с низкими интеллектуальными данными.
Что такое нравственность и нравственное воспитание?
В понятие нравственности входят правила поведения и нормы морали, которые проявляют люди в своих поступках, чувствах, сознании. Разные люди понимают нравственность по-разному, в зависимости от личного уровня морали. Если обозначать нравственность как абсолютное качество, то это такое состояние души, которое характеризуется:
-
нравственным выбором;
-
добронравием (то есть, способностью совершать добрые дела);
-
скромностью;
-
умением контролировать себя;
-
уважением к окружающим и желанием их понять.
Нравственность основывается на:
-
любви к своей Родине;
-
добросовестном труде на благо обществу;
-
чувстве коллективизма;
-
взаимопомощи.
С первых дней жизни ребенок смотрит на поведение близких людей и учится у них нравственным качествам. Детство – это тот период, когда человек наиболее восприимчив к освоению норм морали, поэтому первостепенная задача родителей и педагогов – помочь малышу определиться со своими чувствами, с понятиями «хорошо» и «плохо» и укрепить их в сознании.
Нравственное воспитание – это сложный и творческий образовательный процесс, при котором у ребенка формируется моральное сознание, мышление и мировоззрение, нравственные эмоции, привычки и поведение.
Высокий уровень нравственности практически всегда означает, что у человека сильный характер, развитые волевые качества, он умеет брать на себя ответственность, контролировать свое поведение, он честен и порядочен. Поэтому родители, воспитатели и учителя стараются научить детей добиваться целей с помощью правильных средств, всегда помня о допустимых границах, переступать которые воспитанный человек никогда не будет.
Цели и задачи нравственного воспитания у школьников
В широком смысле нравственное воспитание занимается:
-
возрождением нравственных ценностей;
-
становлением принципов морали;
-
формированием гуманистического общества;
-
соблюдением единых образовательных задач;
-
формированием у населения стремления к самосовершенствованию;
-
расширением кругозора, развитием нравственного суждения;
-
обучением приемов, помогающих самостоятельно принимать решения.
В узком смысле основными целями процесса воспитания нравственных качеств у детей являются:
-
сформировать внутреннее сознание;
-
воспитать и развить нравственные чувства;
-
выработать умения и привычки нравственного поведения.
В результате воспитательных мер личность ребенка окультуривается, получает специальный запас знаний и важных навыков (в соответствии с опытом общества), который будет влиять на его дальнейшие суждения, чувства, культуру поведения, а значит – и всю его жизнь.
Ребенок без отклонений осваивает эти навыки автоматически, а малыш с проблемами в интеллектуальном развитии нуждается в особой помощи. При воспитании детей с нарушениями интеллекта главной задачей будет подготовить их к самостоятельной жизни, учитывая низкие познавательные способности, повышенную внушаемость и искаженную самооценку.
Ребенок с нарушениями интеллекта отличается бедностью переживаний и малоподвижностью эмоций, склонен к вспышкам гнева и агрессии, поэтому родителям и специалистам, которые работают с такими детьми, нужно быть готовым к кропотливым действиям и досконально знать способы формирования нравственного облика личности, ее поведения, черт характера, привычек.
Личность школьника с нарушенным интеллекта как объект нравственного воспитания
Младший школьный возраст – это период широких возможностей для развития малыша. Семилетние дети активно и с радостью познают себя, окружающий мир, приобретая личный опыт поведения в нем.
В этом возрасте у них:
-
формируются мотивы обучения;
-
появляются навыки учебной работы;
-
раскрываются индивидуальные таланты и особенности характера;
-
развиваются навыки самоконтроля и самоорганизации;
-
происходит становление адекватной самооценки и развивается критичность по отношению к себе и окружающим людям;
-
усваиваются правила, принятые в обществе;
-
складывается общение с одноклассниками, появляются друзья.
Ребята с нарушенным интеллектом развиваются по той же схеме, но существенно отстают от здоровых ровесников по времени. При этом учеными доказано, что дети с ОВЗ обучаемы и развиваемы при участии опытного педагога-психолога, способного грамотно применить специальную методику для их воспитания.
Понятно, что из-за недоразвития мышления, речевых нарушений, слабых памяти и внимания, особенностей мозга такие дети нуждаются в особом подходе. Но ни в коем случае нельзя допустить выпадение ребенка с низким интеллектом из коллектива здоровых сверстников. Изоляция может стать причиной:
-
примитивности интересов;
-
несформированных эмоционально-волевых качеств;
-
произвольного поведения;
-
отсутствия норм морали.
Отличным решением не допустить обособленности таких детей будет инклюзивное образование.
Плюсы инклюзивного образования для детей с низкими показателями интеллекта
Французское слово inclusif переводится как «включающее в себя». Инклюзивное образование – это особым образом организованное учебное пространство, в котором вместе обучаются здоровые дети и дети, имеющие ограничения по здоровью. В наши дни такой вид образования получил большое распространение.
Плюсы инклюзии для детей с нарушенным интеллектом очевидны:
-
ребенок получает возможность общаться со здоровыми сверстниками, наблюдать за их поведением, перенимать нормы морали;
-
малыш чувствует себя частью коллектива, полноценным членом общества;
-
у ребенка активно развиваются навыки общения, появляются друзья среди одноклассников;
-
программа обучения выстроена таким образом, чтобы малыш с проблемами здоровья мог осваивать ее в удобном для себя режиме и темпе;
-
кроха находится под контролем специально обученных педагогов;
-
аттестат обычной школы позволит ребенку в дальнейшем успешно устроить свою жизнь, обучаться в колледже или вузе, приносить пользу обществу;
-
у малыша повышается самооценка, поскольку он наглядно видит, что во многих ситуациях не отличается от других детей, а иногда даже превосходит их по способностям или личностным качествам.
Такая форма образования имеет преимущества и для здоровых ребятишек, они учатся понимать и принимать человека, вне зависимости от состояния его здоровья, становятся терпимее друг к другу, толерантнее, милосерднее.
Какие методы применяют педагоги для формирования нравственных качеств у детей с нарушенным интеллектом?
Методы нравственного воспитания школьников, у которых нарушен интеллект, схожи с методами, применяемыми со здоровыми детьми, и подразделяются они на две основные группы:
-
способы, формирующие нравственное сознание;
-
приемы, формирующие общественные нормы поведения.
В первую группу входят:
-
рассказ/лекция по этической тематике;
-
этическая беседа/диспут;
-
самостоятельная работа учеников (например, чтение книг или рассматривание иллюстраций).
Ребята, имеющие проблемы с интеллектом, лучше всего осваивают моральные понятия во время беседы с педагогом, который применяет наглядные и практические методы, то есть:
-
показывает изображения, фильмы;
-
рассказывает поучительные истории;
-
организует экскурсии и интересные встречи;
-
проводит художественные занятия;
-
использует психологические терапевтические приемы, например, изо-терапию (рисование), песочную терапию (коррекционные занятия с песком), иппотерапию (верховая езда на лошади как форма лечебной физкультуры) и другие.
Ко второй группе относятся:
-
метод приучения (регулярное выполнение учащимися определенных действий для превращения их в привычку);
-
метод упражнения (последовательное повторение положительного действия с осознанием его значимости);
-
приведение примера как метода воспитания (воспитатель показывает детям варианты поступков или образа жизни для подражания и получение опыта);
-
прием поощрения и осуждения (сопровождаются словесными комментариями, доступными для ребенка);
-
прием разъяснения (растолковывание содержания норм, требований, правил поведения);
-
метод убеждения (воспитатель воздействует на сознание и чувства воспитанников с целью сформировать и закрепить у них положительные моральные качества);
-
игровой метод (усвоение культуры поведения и нравственных нормативов с помощью ролевой игры);
-
общественно-полезная деятельность (например, ответственное поручение, организация помощи, труд).
Все перечисленные методы педагоги применяют с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, то есть, уровня их психофизического развития, возраста, особенностей здоровья и характера.
Лучшим результатом работы специалистов и родителей будет совпадение у ребенка нравственного сознания с нравственным поведением. То есть, его поступки будут соответствовать его убеждениям, а поведение – отвечать культуре, принятой в обществе.
Получить знания в сфере преподавания предмета «Человек и общество» детям с нарушениями интеллекта можно в нашем институте на дистанционном курсе повышения квалификации. Вы освоите тонкости обучения учеников с умственной отсталостью и интеллектуальными особенностями здоровья и сможете добиваться положительных результатов в становлении их личности и развитии.
Необходимо помнить, что роль педагогов в жизни особенных детей имеет чрезвычайно важное значение, ведь от того, что вложат специалисты в душу малыша, будет зависеть его дальнейшая взрослая жизнь, успехи и отношения с окружающими.