Поделиться:

Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями

Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями
Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями




Сформировать у ребенка нравственные идеалы – важная задача, поскольку недостаток моральных чувств и поступков может стать причиной деструктивного поведения и задержки в формировании личности. Особенно это касается малышей с нарушением интеллекта, для которых нравственные проявления – это способ активно развиваться и адаптироваться в обществе.

Наша статья расскажет о нравственном воспитании и методах формирования благонравных чувств у детей школьного возраста с низкими интеллектуальными данными.

Что такое нравственность и нравственное воспитание?


Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями


В понятие нравственности входят правила поведения и нормы морали, которые проявляют люди в своих поступках, чувствах, сознании. Разные люди понимают нравственность по-разному, в зависимости от личного уровня морали. Если обозначать нравственность как абсолютное качество, то это такое состояние души, которое характеризуется:

  • нравственным выбором;

  • добронравием (то есть, способностью совершать добрые дела);

  • скромностью;

  • умением контролировать себя;

  • уважением к окружающим и желанием их понять.

Нравственность основывается на:

  • любви к своей Родине;

  • добросовестном труде на благо обществу;

  • чувстве коллективизма;

  • взаимопомощи.

С первых дней жизни ребенок смотрит на поведение близких людей и учится у них нравственным качествам. Детство – это тот период, когда человек наиболее восприимчив к освоению норм морали, поэтому первостепенная задача родителей и педагогов – помочь малышу определиться со своими чувствами, с понятиями «хорошо» и «плохо» и укрепить их в сознании.

Нравственное воспитание – это сложный и творческий образовательный процесс, при котором у ребенка формируется моральное сознание, мышление и мировоззрение, нравственные эмоции, привычки и поведение.

Высокий уровень нравственности практически всегда означает, что у человека сильный характер, развитые волевые качества, он умеет брать на себя ответственность, контролировать свое поведение, он честен и порядочен. Поэтому родители, воспитатели и учителя стараются научить детей добиваться целей с помощью правильных средств, всегда помня о допустимых границах, переступать которые воспитанный человек никогда не будет.

Цели и задачи нравственного воспитания у школьников


Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями


В широком смысле нравственное воспитание занимается:

  • возрождением нравственных ценностей;

  • становлением принципов морали;

  • формированием гуманистического общества;

  • соблюдением единых образовательных задач;

  • формированием у населения стремления к самосовершенствованию;

  • расширением кругозора, развитием нравственного суждения;

  • обучением приемов, помогающих самостоятельно принимать решения.

В узком смысле основными целями процесса воспитания нравственных качеств у детей являются:

  • сформировать внутреннее сознание;

  • воспитать и развить нравственные чувства;

  • выработать умения и привычки нравственного поведения.

В результате воспитательных мер личность ребенка окультуривается, получает специальный запас знаний и важных навыков (в соответствии с опытом общества), который будет влиять на его дальнейшие суждения, чувства, культуру поведения, а значит – и всю его жизнь.

Ребенок без отклонений осваивает эти навыки автоматически, а малыш с проблемами в интеллектуальном развитии нуждается в особой помощи. При воспитании детей с нарушениями интеллекта главной задачей будет подготовить их к самостоятельной жизни, учитывая низкие познавательные способности, повышенную внушаемость и искаженную самооценку.

Ребенок с нарушениями интеллекта отличается бедностью переживаний и малоподвижностью эмоций, склонен к вспышкам гнева и агрессии, поэтому родителям и специалистам, которые работают с такими детьми, нужно быть готовым к кропотливым действиям и досконально знать способы формирования нравственного облика личности, ее поведения, черт характера, привычек.

Личность школьника с нарушенным интеллекта как объект нравственного воспитания


Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями

Младший школьный возраст – это период широких возможностей для развития малыша. Семилетние дети активно и с радостью познают себя, окружающий мир, приобретая личный опыт поведения в нем.

В этом возрасте у них:

  • формируются мотивы обучения;

  • появляются навыки учебной работы;

  • раскрываются индивидуальные таланты и особенности характера;

  • развиваются навыки самоконтроля и самоорганизации;

  • происходит становление адекватной самооценки и развивается критичность по отношению к себе и окружающим людям;

  • усваиваются правила, принятые в обществе;

  • складывается общение с одноклассниками, появляются друзья.

Ребята с нарушенным интеллектом развиваются по той же схеме, но существенно отстают от здоровых ровесников по времени. При этом учеными доказано, что дети с ОВЗ обучаемы и развиваемы при участии опытного педагога-психолога, способного грамотно применить специальную методику для их воспитания.

Понятно, что из-за недоразвития мышления, речевых нарушений, слабых памяти и внимания, особенностей мозга такие дети нуждаются в особом подходе. Но ни в коем случае нельзя допустить выпадение ребенка с низким интеллектом из коллектива здоровых сверстников. Изоляция может стать причиной:

  • примитивности интересов;

  • несформированных эмоционально-волевых качеств;

  • произвольного поведения;

  • отсутствия норм морали.

Отличным решением не допустить обособленности таких детей будет инклюзивное образование.

 Плюсы инклюзивного образования для детей с низкими показателями интеллекта


Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями

Французское слово inclusif переводится как «включающее в себя». Инклюзивное образование – это особым образом организованное учебное пространство, в котором вместе обучаются здоровые дети и дети, имеющие ограничения по здоровью. В наши дни такой вид образования получил большое распространение.

Плюсы инклюзии для детей с нарушенным интеллектом очевидны:

  1. ребенок получает возможность общаться со здоровыми сверстниками, наблюдать за их поведением, перенимать нормы морали;

  2. малыш чувствует себя частью коллектива, полноценным членом общества;

  3. у ребенка активно развиваются навыки общения, появляются друзья среди одноклассников;

  4. программа обучения выстроена таким образом, чтобы малыш с проблемами здоровья мог осваивать ее в удобном для себя режиме и темпе;

  5. кроха находится под контролем специально обученных педагогов;

  6. аттестат обычной школы позволит ребенку в дальнейшем успешно устроить свою жизнь, обучаться в колледже или вузе, приносить пользу обществу;

  7. у малыша повышается самооценка, поскольку он наглядно видит, что во многих ситуациях не отличается от других детей, а иногда даже превосходит их по способностям или личностным качествам.

Такая форма образования имеет преимущества и для здоровых ребятишек, они учатся понимать и принимать человека, вне зависимости от состояния его здоровья, становятся терпимее друг к другу, толерантнее, милосерднее.

Какие методы применяют педагоги для формирования нравственных качеств у детей с нарушенным интеллектом?


Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями Формирование нравственных чувств, основ нравственного сознания и поведения у школьников с интеллектуальными нарушениями


Методы нравственного воспитания школьников, у которых нарушен интеллект, схожи с методами, применяемыми со здоровыми детьми, и подразделяются они на две основные группы:

  1. способы, формирующие нравственное сознание;

  2. приемы, формирующие общественные нормы поведения.

В первую группу входят:

  • рассказ/лекция по этической тематике;

  • этическая беседа/диспут;

  • самостоятельная работа учеников (например, чтение книг или рассматривание иллюстраций).

Ребята, имеющие проблемы с интеллектом, лучше всего осваивают моральные понятия во время беседы с педагогом, который применяет наглядные и практические методы, то есть:

  1. показывает изображения, фильмы;

  2. рассказывает поучительные истории;

  3. организует экскурсии и интересные встречи;

  4. проводит художественные занятия;

  5. использует психологические терапевтические приемы, например, изо-терапию (рисование), песочную терапию (коррекционные занятия с песком), иппотерапию (верховая езда на лошади как форма лечебной физкультуры) и другие. 

Ко второй группе относятся:

  • метод приучения (регулярное выполнение учащимися определенных действий для превращения их в привычку);

  • метод упражнения (последовательное повторение положительного действия с осознанием его значимости);

  • приведение примера как метода воспитания (воспитатель показывает детям варианты поступков или образа жизни для подражания и получение опыта);

  • прием поощрения и осуждения (сопровождаются словесными комментариями, доступными для ребенка);

  • прием разъяснения (растолковывание содержания норм, требований, правил поведения);

  • метод убеждения (воспитатель воздействует на сознание и чувства воспитанников с целью сформировать и закрепить у них положительные моральные качества);

  • игровой метод (усвоение культуры поведения и нравственных нормативов с помощью ролевой игры);

  • общественно-полезная деятельность (например, ответственное поручение, организация помощи, труд).

Все перечисленные методы педагоги применяют с учетом индивидуальных особенностей воспитанников, то есть, уровня их психофизического развития, возраста, особенностей здоровья и характера.

Лучшим результатом работы специалистов и родителей будет совпадение у ребенка нравственного сознания с нравственным поведением. То есть, его поступки будут соответствовать его убеждениям, а поведение – отвечать культуре, принятой в обществе.

Получить знания в сфере преподавания предмета «Человек и общество» детям с нарушениями интеллекта можно в нашем институте на дистанционном курсе повышения квалификации. Вы освоите тонкости обучения учеников с умственной отсталостью и интеллектуальными особенностями здоровья и сможете добиваться положительных результатов в становлении их личности и развитии.

Необходимо помнить, что роль педагогов в жизни особенных детей имеет чрезвычайно важное значение, ведь от того, что вложат специалисты в душу малыша, будет зависеть его дальнейшая взрослая жизнь, успехи и отношения с окружающими.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0