Как формируется адаптивное поведение и что это такое

3.10.2022
Как формируется адаптивное поведение и что это такое
Как формируется адаптивное поведение и что это такое Как формируется адаптивное поведение и что это такое



В одном из интервью американский и гонконгский актер Брюс Ли говорил, что нужно быть как вода. Она может принимать любую форму, но при этом никто не сомневается в ее силе и мощи. Это очень хорошо описывает такое понятие, как адаптивное поведение. Мы приспосабливаемся к окружающему миру, меняем свое поведение, привычки и т. д. А насколько это хорошо? Не теряем ли мы самих себя при этом? От чего зависит формирование адаптивного поведения? Может быть, не стоит приспосабливаться, а необходимо твердо стоять на своем, гордо неся знамя одиночки и «белой вороны»? Вот об адаптивном поведении мы сегодня и поговорим.

Что такое адаптивное поведение 


Как формируется адаптивное поведение и что это такое Как формируется адаптивное поведение и что это такое


Адаптивное поведение формируется у человека под влиянием окружающей среды, общества, социума. Мы выбираем тактику приспосабливания, в результате выбранной тактики формируется определенная линия поведения. Меняется окружающая обстановка – меняется и поведение. 

Адаптивное поведение проявляет себя в случае, если человек сознательно принимает участие в любом виде деятельности, эмоционально хорошо себя чувствует, избегает конфликтов и конфликтных ситуаций, умеет реализовать себя, независимо от обстоятельств, берет инициативу в свои руки, интересуется происходящим. Как правило, адаптивное поведение не должно выходить за рамки социальных и этических норм. 

Как формируется адаптивное поведение 


Как формируется адаптивное поведение и что это такое стратегии адаптивного поведения

Формирование адаптивного поведения происходит в детстве. Ребенок учится выстраивать коммуникации со сверстниками, с воспитателями и учителями в образовательной среде, общается в семье. Ему приходится противостоять определенным трудностям и возникающим проблемам. 

Большое значение в формировании адаптивного поведения играет то, как ребенок может оценивать самого себя (критичность и адекватность его самооценки). Самооценка не должна быть занижена, иначе пропадает и мотивация соответствовать требованиям старших и сверстникам, мотивация учиться и развиваться. Уже в младшем школьном возрасте ребенок начинает четко осознавать, что именно от поведения зависит разрешение конфликтных и жизненных ситуаций. При этом ребенок интуитивно может выбирать различные стратегии адаптивного поведения, которые могут оказаться и неэффективными. 

Стратегии адаптивного поведения


Как формируется адаптивное поведение и что это такое стратегии адаптивного поведения

Как мы уже говорили ранее, адаптивное поведение начинает формироваться еще в детстве под влиянием окружающей среды, путем преодоления трудностей или неких препятствий. В процессе преодоления этих трудностей человек может прибегать к определенным моделям или стратегиям поведения. Эти стратегии можно разделить на три больших универсальных группы. Внутри этих групп модели поведения могут еще подразделяться на отдельные виды. 

Первая группа – активное участие в изменениях. Под влиянием окружающей среды, человек или активно участвует в изменениях, меняя свое поведение, либо начинает «давить» на окружающих, заставляя меняться их. 

Вторая группа – бегство или отступление. Здесь выбирается такая модель поведения, при которой человек всеми силами избегает тревожной ситуации, или, попав в нее, «спасается бегством». 

Третья группа – компромиссная модель поведения. Если избежать проблем невозможно, человек вынужден идти на компромисс, вынужденно или добровольно. Нередко такой компромисс ведет к личностным изменениям, переменам в установках и взглядах. 

Формирование адаптивного поведения у детей с ментальными нарушениями


Как формируется адаптивное поведение и что это такое стратегии адаптивного поведения

У каждого ребенка свой путь адаптации и формирования определенных моделей поведения. Но как быть, если у ребенка есть ментальные нарушения (врожденные или приобретенные)? Ведь в этом случае, процесс формирования адаптивного поведения может быть невозможен или очень проблематичен. 

У ментальных нарушений есть ряд особенностей – это снижение темпов развития, недоразвитость моторных и речевых функций, незрелость когнитивной и эмоционально-волевой сфер развития. Степень таких может меняться от легкой до тяжелой. Здесь необходима серьезная работа по диагностике и коррекции таких нарушений, для разработки индивидуальных программ развития и обучения. 

Формирование адаптивного поведения играет огромную роль для детей с ментальными нарушениями. Это возможность впоследствии вести самостоятельную жизнь (с учетом имеющихся нарушений), развитие коммуникативных навыков для общения и взаимодействия с окружающими, возможность ориентироваться в современной жизни, развитие навыков самообслуживания и многое другое.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 24 апреля 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели