-
Кто отвечает за организацию и ведение бухучета?
- С чего начинается бухучет в компании и какие элементы включает?
Почему в каждой бухгалтерской проводке есть дебет и кредит? Зачем нужны учетные регистры? Как достичь бухгалтерского баланса и когда сдавать финансовую отчетность? Все эти вопросы находятся в ведении бухгалтера (или руководителя организации) и являются важными слагаемыми бухучета — систематизированного сбора информации о хозяйственной жизнедеятельности компании.
Что такое бухучет и зачем он нужен?
В соответствии с
Главной целью бухучета является формирование максимально полной картины того, что происходит на предприятии, получение объективных данных о его имущественном состоянии. Эта информация нужна как для внутренних пользователей — учредителей, собственников и менеджеров компании, так и для внешних пользователей — контрагентов, инвесторов и кредиторов, госорганов. Первые на основании данных бухучета решают, как действовать дальше — например, расширять компанию или сворачивать бизнес. Вторые делают вывод о том, в каком состоянии находится отрасль, в которой работает предприятие, или решают, стоит ли продолжать с ним сотрудничать.
Таким образом, перед бухучетом стоят следующие задачи:
-
выявлять резервы компании, которые необходимы для поддержания ее финансовой устойчивости;
-
контролировать необходимость и целесообразность всех хозяйственных операций;
-
минимизировать риски, которые могут снизить показатели хозяйственной деятельности предприятия;
-
контролировать, как используются финансовые средства, трудовые, материальные ресурсы предприятия;
-
контролировать соответствие хозяйственной деятельности фирмы законодательным нормам;
-
анализировать текущие результаты работы предприятия и составлять прогнозы на будущее;
-
контролировать имущество компании, ее обязательства и т. д.
Базовые принципы бухучета
Бухгалтерский учет любого предприятия ведется с опорой на принципы
-
Автономности (каждая компания — самостоятельное юрлицо, ведет бухучет независимо от других компаний и отражает в нем только те операции и то имущество, которые связаны с ее деятельностью).
-
Достоверности (информация, содержащаяся в отчетности, соответствует действительности, в ней нет искажений или ошибок).
-
Непрерывности деятельности (компания должна вести бухучет, предполагая, что в обозримом будущем ее деятельность будет продолжаться, ликвидация не планируется).
-
Начисления (все операции фиксируются в момент возникновения).
-
Двойной записи (все операции отражаются одновременно в двух счетах — дебет и кредит).
-
Денежного измерения (единицей измерений всех операций, результатов компании являются деньги в валюте страны, где ведется хозяйственная деятельность).
-
Объективности (в бухучете должны быть отражены все без исключения операции).
-
Осмотрительности (в расчетах не допускаются сознательные искажения — завышение или занижение расходов, прогнозируемых активов, доходов).
-
Периодичности (предполагает регулярную сдачу финансовой отчетности).
Кто отвечает за организацию и ведение бухучета?
Бухучет в компании должен быть организован сразу после ее регистрации. Отвечает за это руководитель. Согласно
-
Руководитель ведет учет самостоятельно (такое возможно в небольших фирмах).
-
Обязанности ведения бухучета возлагаются на главного бухгалтера или бухгалтера.
-
Компания заключает договор на оказание услуг по ведению учета с внештатным бухгалтером.
-
Бухучет передается на аутсорсинг.
Независимо от того, как организован учет, руководителю предприятия стоит разбираться во всех нюансах бухгалтерии. Поможет в этом профессиональная переподготовка по направлению «Управление и экономика» в НЦРДО.
С чего начинается бухучет в компании и какие элементы включает?
Итак, компания зарегистрирована, ответственный за ведение бухгалтерского учета назначен, с налоговым режимом определились. Следующий шаг — разработка и утверждение учетной политики предприятия. На это отводится 90 дней с момента госрегистрации юрлица.
Учетная политика — один из основных внутренних документов компании, который регламентирует принципы ведения бухгалтерского и налогового учета и часто бывает необходим при прохождении различных инспекционных проверок.
Какие моменты фиксируются в учетной политике:
-
метод ведения бухучета и ответственные за него сотрудники;
-
форма ведения бухучета (например, автоматизированная или упрощенная);
-
план счетов;
-
формы первичной документации;
-
классификация доходов и расходов;
-
порядок организации документооборота;
-
методики осуществления отдельных операций;
-
порядок переоценки основных средств;
-
порядок проведения инвентаризации и т. д.
Как мы помним, цель бухгалтерского учета — собирать, систематизировать и хранить информацию обо всех хозяйственных операциях, которые осуществляет компания. По каждой такой операции (будь то выдача зарплаты сотрудникам, покупка сырья или продажа готовой продукции) бухгалтер делает проводку — запись, в которой используется два счета — дебет (приход) и кредит (расход). Основанием для такой проводки будет первичный документ — накладная, акт, счет-фактура или договор, оформленный по всем правилам и подтверждающий операцию. Данные из первичной документации используются для формирования вторичных бухгалтерских документов — учетных регистров. Они, в свою очередь, становятся основой для подготовки финансовых отчетов.
Главный отчетный документ, показывающий положение дел в компании, — это бухгалтерский баланс. В нем отражены:
-
активы — то, чем предприятие владеет (деньги, имущество, долгосрочные финансовые вложения, долги покупателей и др.);
-
пассивы — все, что является источником активов (например, задолженности перед поставщиками или кредиторами и т. д.).
Чтобы баланс был достигнут, стоимость активов в денежном эквиваленте должна совпадать со стоимостью пассивов.
В комплекте с бухгалтерским балансом идет отчет о финансовых результатах — таблица, отражающая прибыль и убытки компании за конкретный период. За своевременную подготовку и предоставление финансовой отчетности в контролирующие органы отвечают бухгалтеры.
Стоит отметить, что в разных сферах экономики есть свои нюансы. Чтобы избежать неприятностей — например, в виде штрафов, важно хорошо разбираться во всех вопросах. В НЦРДО вы можете пройти курс «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» с присвоением квалификации «Бухгалтер». Программа рассчитана на 5 месяцев (или 610 часов). Обучаясь дистанционно, вы освоите тонкости ведения бухучета в аграрном секторе, одном из перспективных направлений экономики РФ, и станете востребованным специалистом.