Как научиться бухучету?

Как научиться бухучету?

11.07.2023
Как научиться бухучету?
Как научиться бухучету?  бухучет



Почему в каждой бухгалтерской проводке есть дебет и кредит? Зачем нужны учетные регистры? Как достичь бухгалтерского баланса и когда сдавать финансовую отчетность? Все эти вопросы находятся в ведении бухгалтера (или руководителя организации) и являются важными слагаемыми бухучета — систематизированного сбора информации о хозяйственной жизнедеятельности компании.   

Что такое бухучет и зачем он нужен?


Как научиться бухучету?  бухучет

В соответствии с >Федеральным законом N 402-ФЗ (от 06.12.2011 г) «О бухгалтерском учете» каждая компания, зарегистрированная на территории Российской Федерации, с самого начала своей деятельности должна ежедневно собирать, обрабатывать, систематизировать информацию о своем материальном положении и на ее основе регулярно формировать финансовую отчетность. Этот непрерывный процесс, который сопровождает любые действия компании, например, фиксирует денежные поступления и расходы, и называется бухгалтерским учетом. 

Главной целью бухучета является формирование максимально полной картины того, что происходит на предприятии, получение объективных данных о его имущественном состоянии. Эта информация нужна как для внутренних пользователей — учредителей, собственников и менеджеров компании, так и для внешних пользователей — контрагентов, инвесторов и кредиторов, госорганов. Первые на основании данных бухучета решают, как действовать дальше — например, расширять компанию или сворачивать бизнес. Вторые делают вывод о том, в каком состоянии находится отрасль, в которой работает предприятие, или решают, стоит ли продолжать с ним сотрудничать. 

Таким образом, перед бухучетом стоят следующие задачи:

  • выявлять резервы компании, которые необходимы для поддержания ее финансовой устойчивости;

  • контролировать необходимость и целесообразность всех хозяйственных операций;

  • минимизировать риски, которые могут снизить показатели хозяйственной деятельности предприятия; 

  • контролировать, как используются финансовые средства, трудовые, материальные ресурсы предприятия;

  • контролировать соответствие хозяйственной деятельности фирмы законодательным нормам;

  • анализировать текущие результаты работы предприятия и составлять прогнозы на будущее;

  • контролировать имущество компании, ее обязательства и т. д. 

Базовые принципы бухучета


Как научиться бухучету?  бухучет

Бухгалтерский учет любого предприятия ведется с опорой на принципы

  • Автономности (каждая компания — самостоятельное юрлицо, ведет бухучет независимо от других компаний и отражает в нем только те операции и то имущество, которые связаны с ее деятельностью).

  • Достоверности (информация, содержащаяся в отчетности, соответствует действительности, в ней нет искажений или ошибок).

  • Непрерывности деятельности (компания должна вести бухучет, предполагая, что в обозримом будущем ее деятельность будет продолжаться, ликвидация не планируется).

  • Начисления (все операции фиксируются в момент возникновения).

  • Двойной записи (все операции отражаются одновременно в двух счетах — дебет и кредит).

  • Денежного измерения (единицей измерений всех операций, результатов компании являются деньги в валюте страны, где ведется хозяйственная деятельность).

  • Объективности (в бухучете должны быть отражены все без исключения операции).

  • Осмотрительности (в расчетах не допускаются сознательные искажения — завышение или занижение расходов, прогнозируемых активов, доходов).

  • Периодичности (предполагает регулярную сдачу финансовой отчетности).

Кто отвечает за организацию и ведение бухучета? 


Как научиться бухучету?  бухучет

Бухучет в компании должен быть организован сразу после ее регистрации. Отвечает за это руководитель. Согласно >ст. 7 закона № 402-ФЗ директор предприятия может выбрать способ ведения бухгалтерского учета. Есть несколько вариантов:

  • Руководитель ведет учет самостоятельно (такое возможно в небольших фирмах).

  • Обязанности ведения бухучета возлагаются на главного бухгалтера или бухгалтера. 

  • Компания заключает договор на оказание услуг по ведению учета с внештатным бухгалтером.

  • Бухучет передается на аутсорсинг. 

Независимо от того, как организован учет, руководителю предприятия стоит разбираться во всех нюансах бухгалтерии. Поможет в этом профессиональная переподготовка по направлению «Управление и экономика» в НЦРДО. 

С чего начинается бухучет в компании и какие элементы включает?


Как научиться бухучету?  бухучет

Итак, компания зарегистрирована, ответственный за ведение бухгалтерского учета назначен, с налоговым режимом определились. Следующий шаг — разработка и утверждение учетной политики предприятия. На это отводится 90 дней с момента госрегистрации юрлица.

Учетная политика — один из основных внутренних документов компании, который регламентирует принципы ведения бухгалтерского и налогового учета и часто бывает необходим при прохождении различных инспекционных проверок. 

Какие моменты фиксируются в учетной политике:

  • метод ведения бухучета и ответственные за него сотрудники;

  • форма ведения бухучета (например, автоматизированная или упрощенная);

  • план счетов;

  • формы первичной документации;

  • классификация доходов и расходов;

  • порядок организации документооборота;

  • методики осуществления отдельных операций;

  • порядок переоценки основных средств;

  • порядок проведения инвентаризации и т. д. 

Как мы помним, цель бухгалтерского учета — собирать, систематизировать и хранить информацию обо всех хозяйственных операциях, которые осуществляет компания. По каждой такой операции (будь то выдача зарплаты сотрудникам, покупка сырья или продажа готовой продукции) бухгалтер делает проводку — запись, в которой используется два счета — дебет (приход) и кредит (расход). Основанием для такой проводки будет первичный документ — накладная, акт, счет-фактура или договор, оформленный по всем правилам и подтверждающий операцию. Данные из первичной документации используются для формирования вторичных бухгалтерских документов — учетных регистров. Они, в свою очередь, становятся основой для подготовки финансовых отчетов. 

Главный отчетный документ, показывающий положение дел в компании, — это бухгалтерский баланс. В нем отражены:

  • активы — то, чем предприятие владеет (деньги, имущество, долгосрочные финансовые вложения, долги покупателей и др.);

  • пассивы — все, что является источником активов (например, задолженности перед поставщиками или кредиторами и т. д.).

Чтобы баланс был достигнут, стоимость активов в денежном эквиваленте должна совпадать со стоимостью пассивов. 

В комплекте с бухгалтерским балансом идет отчет о финансовых результатах — таблица, отражающая прибыль и убытки компании за конкретный период. За своевременную подготовку и предоставление финансовой отчетности в контролирующие органы отвечают бухгалтеры. 

Стоит отметить, что в разных сферах экономики есть свои нюансы. Чтобы избежать неприятностей — например, в виде штрафов, важно хорошо разбираться во всех вопросах. В НЦРДО вы можете пройти курс «Бухгалтерский учет в сельском хозяйстве» с присвоением квалификации «Бухгалтер». Программа рассчитана на 5 месяцев (или 610 часов). Обучаясь дистанционно, вы освоите тонкости ведения бухучета в аграрном секторе, одном из перспективных направлений экономики РФ, и станете востребованным специалистом.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели