Мышление — это способность человека познавать мир, анализировать информацию, решать проблемы и творить. Оно формируется под влиянием разных факторов: генетики, окружения, образования, опыта. Развитие мышления у ребенка — это важная задача для родителей и педагогов, так как от этого зависит его будущее, успех и счастье.
Виды мышления у детей
Мышление не является однородным и единым процессом. Существуют разные его виды, которые отличаются по своим характеристикам, функциям и способам выражения:
-
наглядно-действенное, когда ребенок принимает решения на основе непосредственного взаимодействия с предметами и явлениями. Например, когда он строит из конструктора или решает головоломку;
-
наглядно-образное, когда ребенок представляет себе какую-то ситуацию или образ в уме, не прикасаясь к ним руками, например, рисует или фантазирует;
-
словесно-логическое, когда малыш оперирует понятиями, суждениями, закономерностями и выводами, выраженными в словах. Например, когда он объясняет, почему так или иначе, или решает задачу по математике;
-
теоретическое — ребенок абстрагируется от конкретных деталей и рассматривает общие законы и принципы, лежащие в основе явлений, например, изучает физику или химию;
-
практическое, связанное с постановкой целей и планированием их достижения с учетом реальных условий и возможностей: подготовка к экзамену, выбор подарка;
-
творческое — создание чего-то нового и оригинального с использованием воображения, знаний и опыта: написание стихов, придумывание игр.
Как развить когнитивные способности?
Формирование мышления у детей — это задача не только школы, но и семьи. Родители могут сделать многое для того, чтобы стимулировать мыслительную активность малышей и помочь им развить разные виды мышления. Вот некоторые советы, как это можно делать:
-
Способствовать любознательности. Любознательность — это двигатель познания. Ребенок, который интересуется миром, задает вопросы, ищет ответы, экспериментирует и открывает новое. Вы можете поддерживать любознательность малыша, отвечая на его вопросы, читая ему книги, показывая интересные места и явления, устраивая совместные исследования и наблюдения.
-
Играть с ребенком в игры. Играя, дети учатся решать проблемы, применять знания, творить и сотрудничать. Играйте с ребенком в разные игры, подходящие для его возраста и интересов. Например, в устные (загадки, шарады, ассоциации), визуальные (пазлы, мозаики, рисование), настольные (шашки, домино, шахматы), конструкторы (лего, магнитики, пластилин), загадки и головоломки (кроссворды, ребусы, судоку).
-
Обсуждать разнообразные темы. Общаясь с родителями, ребенок приобретает умение выражать свои мысли, слушать других, аргументировать свою точку зрения, критически оценивать информацию. Привлекайте малыша к обсуждению тем, которые его интересуют или касаются его жизни. Обсуждайте то, что для него важно. Например, можно поговорить о природе, истории, культуре, спорте, здоровье, дружбе, мечтах и т.д.
-
Предлагайте задания и проекты. Выполнение заданий учит ставить цели, планировать, искать информацию, анализировать, презентовать результаты. Придумайте задания, связанные с увлечениями ребенка или школьной программой. Например, составить рассказ или стихотворение на заданную тему, сделать поделку из подручных материалов, провести опыт или эксперимент по физике или химии, собрать коллекцию или альбом по биологии или географии.
-
Стимулируйте творчество. Творчество помогает детям выражать себя, развивать индивидуальность, находить нестандартные решения.
Как развить способности к творчеству?
-
Предоставьте ребенку возможность выбора. Не навязывайте ему свои интересы или ожидания, а дайте самому определиться, чем он хочет заниматься. Предложите ему разные виды творческой деятельности: рисование, лепка, музыка, танцы, театр, поэзия и т.д. Уважайте его предпочтения и не критикуйте его работы.
-
Создайте благоприятную атмосферу для творчества. Обеспечьте комфортное пространство, где малыш сможет спокойно и свободно творить. Оборудуйте ему творческий уголок с необходимыми материалами и инструментами. Отключите отвлекающие факторы, такие как телевизор, компьютер, смартфон. Будьте терпимы к небольшому беспорядку, который неизбежен в процессе.
-
Будьте примером для малыша. Покажите ему, что вы тоже любите творить и интересуетесь разными видами искусства. Рассказывайте ему о своих творческих проектах или хобби. Делитесь своими впечатлениями от посещения музеев, выставок, концертов, спектаклей. Устраивайте семейные творческие походы и мастер-классы. Творите вместе с ребенком и радуйтесь его успехам.
Где узнать больше о развитии детского мышления?
Если вы хотите понимать, какие задачи и требования стоят перед современными детскими садами и как помочь своему чаду адаптироваться к ним, а также научиться эффективно взаимодействовать с педагогами и психологами дошкольных организаций, вам будут полезен курс профессиональной переподготовки по направлению «Дошкольная педагогика и психология. Воспитание и обучение детей в ДОО в условиях реализации ФГОС ДО».
Это уникальная возможность получить актуальные знания и навыки в области дошкольного образования и психологии, которые помогут вам лучше понять потребности и особенности ребенка, а также поддержать его социализацию. Вы узнаете:
-
какие цели и принципы заложены в Федеральном государственном образовательном стандарте дошкольного образования (ФГОС ДО),
-
как организовано образовательное пространство и процесс в детских садах,
-
какие методы и формы работы используются для стимулирования познавательной, творческой, эмоциональной и социальной активности малышей.
Вы получите практические рекомендации по созданию благоприятной семейной атмосферы, построению доверительных отношений с ребенком и его педагогами, развитию его самостоятельности, ответственности, логического и критического мышления.
Курс рассчитан на 288 часов, он включает самостоятельную работу, консультации и итоговый экзамен. По окончании вы получите диплом, подтверждающий вашу компетентность в области дошкольной педагогики и психологии. Вам не придется тратить на образование несколько лет.
Развивая когнитивные способности ребенка, мы помогаем ему лучше понимать себя и мир, находить решения проблем, выражать свои мысли и чувства, творить и создавать. Детское мышление — это сокровище, которое нужно беречь и умножать. Давайте делать это вместе!