Грамотно оформленный сайт или приложение являются рабочим инструментом в выстраивании долгосрочных отношений бизнеса и клиентов. От того, как выглядит интернет-ресурс, насколько он понятен и удобен в использовании, может зависеть количество повторных просмотров и целевых действий — звонков, заявок, заказов. Сайт или приложение становятся надежными помощниками в создании и поддержании имиджа компании, в отстройке от конкурентов. За внешний вид интерфейса, его стиль, логику, единообразие в оформлении отвечает UI-дизайнер. Познакомимся с этим специалистом поближе.
Что такое UI-дизайн и какие задачи он решает?
Использовать различные цифровые ресурсы в работе, учебе или для решения повседневных задач нам помогает их интерфейс (в переводе с английского — граница, зона контакта, место соприкосновения, взаимодействие). По сути, это набор инструментов, которые обеспечивают взаимопонимание и результативное сотрудничество человека и устройства (будь то компьютер, планшет или смартфон).
За визуальную составляющую интерфейса — то есть за то, как выглядит сайт, программа или мобильное приложение, каким его видит пользователь — отвечает UI-дизайн. В это понятие входят:
-
выбор цветовой гаммы;
-
оформление иконок;
-
выбор иллюстраций;
-
начертание и размер шрифтов;
-
размер и форма кнопок, подложек;
-
расположение элементов на экранах и т. д.
Главной целью UI-дизайна является создание привлекательного и удобного для целевой аудитории интерфейса, в котором будут учитываться и особенности зрительного восприятия, и предпочтения, и потребности пользователей, и уникальные характеристики бренда — его эмоциональный посыл, фирменный стиль. Поэтому особое значение UI приобретает, когда речь идет о создании имиджевых продуктов — например, сайтов, которые продвигают товары и услуги премиум-класса, где важно не просто подтолкнуть клиента к действию, а дать ему возможность погрузиться в атмосферу бренда, получить положительные эмоции, удовольствие уже на этапе первых контактов с интерфейсом.
Таким образом, ключевая задача, которую решает дизайн интерфейсов, — создать внешне приятный, интуитивно понятный комплекс инструментов, с помощью которых пользователям будет комфортно взаимодействовать с продуктом и реализовывать свои запросы.
Другой, не менее важный компонент дизайна интерфейсов — его UX-составляющая: это все, что касается пользовательского опыта (user experience), т. е. того, как человек взаимодействует с сайтом или приложением, чтобы решить свои задачи, к каким сценариям он прибегает. К разделу UX относятся:
-
функции, предусмотренные в меню;
-
навигация сайта;
-
последовательность страниц;
-
способы коммуникации с пользователем (кнопки, фильтры, диалоговые окна и т. п.).
UI и UX тесно взаимосвязаны и взаимозависимы. В больших компаниях и агентствах этими направлениями занимаются разные специалисты — UI- и UX-дизайнеры. Однако, иметь представление о смежной области будет полезно и тем, и другим — это повысит конкурентоспособность и востребованность на рынке.
Кто такой UI-дизайнер и чем отличается от UX-дизайнера?
UI-дизайнер — это мастер по созданию функционального, приятного для глаз, понятного пространства (интерфейса) — например, в рамках веб-сайта или мобильного приложения — которое будет комфортно для пользователей, куда они захотят возвращаться для решения своих запросов.
Специалист превращает минималистичную схему-прототип будущего ресурса в гармоничный, выдержанный в едином стиле, эффективно работающий продукт, где каждый элемент занимает свое место, не нарушает логику взаимодействия. Дизайнер знает, где и какая анимация нужна, а где стоит предусмотреть так называемые микровзаимодействия — реакции интерфейса (звуковые или визуальные эффекты) на действия человека, которые подскажут пользователю, в каком направлении двигаться дальше, чтобы получить желаемое, и предупредят ошибочные манипуляции.
UI-дизайнера нередко путают с его коллегой-смежником — специалистом по дизайну UX. Они, действительно, работают на одну цель — создают удобный для пользователей интерфейс. Но задачи у них разные:
-
UX (от user experience — пользовательский опыт) анализирует сценарии взаимодействия, прорабатывает логистику ресурса, прокладывает маршрут пользователя, т. е. проектирует структуру сайта или приложения, их смысловое наполнение, функциональные возможности. Этому предшествует серьезная исследовательская работа — изучение ЦА, ее потребностей и особенностей, поведения.
-
UI (от user interface — пользовательский интерфейс) превращает схематичные наброски, прототипы в стройную дизайн-концепцию, создает удобочитаемую, эргономичную визуальную упаковку, при этом следит за правильным расположением всех элементов в пространстве и адаптирует оформление ресурса разных устройств.
Чем занимается UI-дизайнер?
Создание дизайна интерфейсов — непростой, но интересный процесс, включающий такие этапы, как:
-
конкретизация потребностей бизнеса (заказчика);
-
исследование целевой аудитории;
-
анализ ближайшего конкурентного окружения;
-
проектирование структуры будущего ресурса с учетом пользовательского опыта (какие у сайта/приложения будут разделы, в каком порядке они будут расположены и т. п.);
-
разработка прототипа (концептуальное решение будущего продукта, его минималистичная схема);
-
создание дизайн-макета с иконками, картинками, текстами, кнопками и т. д.;
-
создание интерактивного прототипа, с которым можно взаимодействовать (нажимать на кнопки, переходить из раздела в раздел);
-
тестирование при участии фокус-группы;
-
развитие продукта, его совершенствование, доработка.
Зона ответственности UI-дизайнера — все, что касается визуальной составляющей продукта. В его обязанности обычно входит:
-
знакомство с техзаданием и результатами исследований;
-
сбор референсов и подготовка мудборда;
-
разработка дизайн-концепции;
-
анализ конкурентов с точки зрения визуальных решений и внесение правок в проект;
-
проработка единого стилевого решения пользовательских сценариев;
-
прототипирование;
-
детализация вайрфреймов (схематичных прототипов);
-
подготовка интерактивных прототипов с анимацией и различными вариантами микровзаимодействий;
-
проработка адаптивности (настройка под форматы разных устройств);
-
подготовка проекта к передаче на разработку;
-
сопровождение продукта на стадии реализации.
В финале должен получиться ресурс, который осчастливит пользователей — облегчит решение их задач — и принесет доход владельцу (бизнесу).
Что нужно, чтобы стать UI-дизайнером?
Эта увлекательная востребованная профессия предъявляет к человеку ряд серьезных требований, которые касаются знаний, практических навыков, владения базовым набором инструментов и личностных характеристик. Разберемся, без каких твердых и мягких навыков в дизайне интерфейсов не обойтись.
Какие знания и умения нужны для работы?
Главной задачей дизайнера UI является визуализация продукта, его упаковка. Чтобы создаваемая специалистом картинка учитывала все нюансы, ему необходимо:
-
Знать основы digital-маркетинга. Это поможет понимать мотивы людей и находить эффективные инструменты воздействия, подбирать ключи к любой аудитории.
-
Понимать методы исследования поведения пользователей. Это позволит избежать ошибок при интерпретации аналитики.
-
Разбираться в основах типографики. Чтобы подбирать удобочитаемые шрифты.
-
Уметь работать с сетками. Это позволит добиться единообразия, четкой структуры сайтов и приложений.
-
Разбираться в основах колористики. От цветовой палитры сайта может зависеть его восприятие пользователями, их эмоции и поведение.
-
Уметь создавать адаптивные версии, которыми будет одинаково удобно пользоваться на всех устройствах — компьютере, планшете, смартфоне.
-
Уметь работать с контентом — подбирать фото, иконки, иллюстрации, графики и схемы, вносить в них необходимые изменения и т. д.
Плюсом будет владение языками программирования (JavaScript, HTML, CSS), владение базовыми навыками рисования (чтобы отрисовать иконки или создать векторные картинки).
Какими личными качествами должен обладать UI-дизайнер?
Чтобы сделать комфортный для использования адаптивный интерфейс сайта или мобильного приложения, создателю ресурса самому не помешает гибкость и такие личные качества, как:
-
коммуникабельность;
-
умение задавать правильные вопросы;
-
внимание к деталям;
-
аналитическое мышление;
-
креативность;
-
умение мыслить логически;
-
умение работать в команде;
-
аккуратность;
-
системное мышление;
-
умение аргументировать и отстоять свою точку зрения;
-
здоровый перфекционизм.
Какие инструменты нужно освоить?
В работе над каждым проектом дизайнеру приходится решать самые разные задачи. Чтобы делать это быстро, эффективно и в разумных пределах креативно, стоит овладеть полезными инструментами:
-
Principle;
-
ProtoPie;
-
Figma;
-
Sketch;
-
Adobe Photoshop;
-
CopyPalette;
-
Adobe After Effects;
-
Adobe XD;
-
Procreate;
-
MockFlow;
-
Wireframe;
-
InVision;
-
Marvel и др.
Не помешают навыки работы с гугл-документами, таблицами, презентациями. Важно прокачивать насмотренность — изучать сайты крупных компаний, вдохновляться оригинальными композиционными приемами, принципами верстки, использования цвета и шрифтов и т. д.
Дизайнер должен постоянно держать руку на пульсе — быть в курсе актуальных тенденций. Для этого специалисту предстоит постоянно учиться. Прокачать свои компетенции и освоить новую перспективную профессию вы можете, например, записавшись на курсы «Дизайнер мобильных приложений» в НЦРДО.
Плюсы и минусы профессии
В работе над созданием дизайна интерфейсов много плюсов:
-
возможность постоянно решать разные интересные задачи и видеть результаты своей работы;
-
востребованность на рынке труда — сайт или приложение сегодня есть практически у каждой компании;
-
достойный уровень заработной платы — от 60-70 тысяч на старте (у джуниоров) и от 160 тысяч и выше у дизайнеров с опытом (уровня сеньор);
-
возможность выбрать удобный формат работы — с конкретным продуктом, в студии или на фрилансе;
-
хорошие перспективы роста — как по вертикали, так и по горизонтали (можно осваивать смежные области или открыть свое дело) и др.
Правда, без минусов тоже не обойтись. Хотя для кого-то они будут скорее дополнительными стимулами, точками роста:
-
необходимость постоянно учиться и прокачивать свои теоретические познания и практические навыки;
-
субъективность оценок — ведь все мы воспринимаем окружающие нас предметы и явления по-своему;
-
необходимость согласовывать проекты, отстаивать свое видение, свою позицию, вносить, порой, бесконечные «маленькие правочки» в макеты, искать компромиссные решения.
Где может работать UI-дизайнер?
У специалиста есть, как минимум, три варианта для применения своих знаний и навыков и реализации творческих возможностей и планов:
-
Работа в команде, которая развивает продукт в конкретной нише (например, спорт, путешествия или электронная коммерция). Как правило, тут уже есть определенная дизайн-система, которую необходимо совершенствовать и периодически обновлять, но делают это только после масштабных углубленных исследований.
-
Работа в студии. Обеспечит дизайнера большим количеством самых разных по сложности проектов — как креативных, так и однотипных. Это хороший вариант особенно для начинающих — возможность попрактиковаться в решении разноплановых задач.
-
Работа на фрилансе. Безусловно, привлекает полной свободой действий, но при этом требует жесточайшей самодисциплины и умения продавать себя и свои услуги.
Как стать UI-дизайнером с нуля?
Чтобы освоить эту увлекательную профессию, высшее образование получать необязательно. Определяющее значение имеют хорошие базовые знания, регулярная практика и грамотно оформленное портфолио.
Постигать азы профессии можно тремя способами:
-
Самостоятельно штудировать литературу, интернет-источники, подписываться на тематические блоги, осваивать рабочие инструменты и как можно больше практиковаться. Самообучение можно совмещать с короткими курсами по отдельным дисциплинам.
-
Устроиться на стажировку. Например, в IT-компанию. Правда, там с большей вероятностью обрадуются стажерам, прошедшим полноценное обучение на курсах. Или специалистам из смежных отраслей — веб-дизайна, аналитики, маркетинга.
-
Отучиться на курсах. Такой формат экономит время — ведь преподаватели и методологи уже отобрали самую важную информацию, структурировали ее, подготовили практические задания, которые помогут закрепить пройденный материал. Во время учебы студенты могут общаться с экспертами из сферы UX/UI-дизайна, практиковаться на реальных проектах, что даст возможность подготовить портфолио с неплохими кейсами. Кроме того, выпускники онлайн-курсов НЦРДО получают официальный документ и могут рассчитывать на помощь в трудоустройстве.