Направления развития психологии: основные школы

Направления развития психологии: основные школы

24.12.2024
Направления развития психологии: основные школы

Направления развития психологии: основные школы  Основные направления развития отечественной и зарубежной психологии




На протяжении всей истории человечества люди находили поддержку и утешение друг в друге. Древние философы пытались объяснить, что такое душа, религиозные книги учили быть добрее к своим ближним, а поэты и писатели помогали лучше понимать себя через словесные образы и метафоры. В какой момент это перешло в отдельную науку и обрело свое название? В этой статье вы узнаете основные этапы развития психологии и имена тех, без кого сложно представить современную психотерапию. 

История

Первые исследования психики основывались на философских взглядах, однако уже в конце 19 века, благодаря развитию экспериментальных методов, психология приобрела научный статус. В это время Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для психологических экспериментов, а вскоре появились такие подходы, как психоанализ, бихевиоризм и гештальтпсихология, ставшие основой классических направлений. О них мы и поговорим подробнее. 

 Основные направления

Время на рубеже 19-20 веков было очень деятельным — это период основания многих школ психологии, которые стали основой для развития всей науки. От классического психоанализа Фрейда до гуманистических и когнитивных подходов, каждая школа формировала свое видение того, как понять человека и помочь ему. Для наглядности мы составили таблицу с основными направлениями зарубежной психологии.


Школа

Основные идеи и методы

Основатель

Бихевиоризм

Изучение поведения как реакции на стимулы

Джон Уотсон

Психоанализ

Исследование бессознательных процессов, важность раннего опыта

Зигмунд Фрейд

Гештальтпсихология

Принципы восприятия целостных образов, изучение когнитивных процессов

Макс Вертгеймер

Гуманистическая психология

Фокус на саморазвитии, уникальности личности, актуализации потенциала

Карл Роджерс

Генетическая психология

Исследование психического развития детей

Жан Пиаже

Индивидуальная психология

Важность социальных факторов, уникальность личности

Альфред Адлер



Карина всерьёз задумалась о поиске психолога. Она уже долгое время испытывает неудовлетворенность от собственной жизни. После всех медицинских обследований и методов самопомощи она поняла, что нужна помощь специалиста. Давайте вместе с ней рассмотрим каждое из направлений психологии и их основные принципы.

Бихевиоризм


Направления развития психологии: основные школы  Основные направления развития отечественной и зарубежной психологии


Датой зарождения бихевиоризма считается 1913, когда Джон Уотсон опубликовал статью, в которой предложил изменить предмет исследования психологии и сфокусироваться на поведении.

Концепция бихевиоризма предполагает, что поведение человека и животных можно объяснить через связь стимулов и реакций: сделал хорошо — получил награду, сделал плохо – наказание. Бихевиористы считают, что психология должна изучать только объективные и измеримые процессы, исключая такие субъективные явления, как эмоции, мысли и чувства, поскольку они недоступны для прямого наблюдения и измерения.

Среди ученых из основных направлений отечественной психологии были известные предшественники бихевиоризма. Эксперименты физиолога И.П. Павлова оказали сильное влияние на Уотсона и других бихевиористов. Павлов доказал, что можно сформировать поведение в ответ на определенные стимулы на примере условных рефлексов у собак. Это дало бихевиористам практическое доказательство того, как внешние факторы могут влиять на поведенческие реакции.

Как метод терапевтической практики бихевиоризм не прижился, так что в наше время бихевиористов вряд ли встретишь. Если бы Карина всё же обратилась к психологу-бихевиористу, он предложил бы ей провести ряд поведенческих экспериментов, при положительном результате психолог проводил бы позитивное подкрепление через какое-то значимое вознаграждение.

Психоанализ


Направления развития психологии: основные школы  Основные направления развития отечественной и зарубежной психологии


Психоанализ возник в конце 19 века и был основан австрийским неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом. Основная идея психоанализа заключается в том, что на сознательное поведение и мышление человека значительное влияние оказывают бессознательные процессы, вытесненные желания и конфликты. Психика делится на три структуры:

Ид (Оно) — бессознательная часть, источник инстинктивных желаний и влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению.

Эго (Я) — сознательная часть, которая учитывает требования реальности и балансирует между ид и моральными нормами.

Супер–эго (Сверх–Я) — моральный цензор, формирующийся под влиянием социального окружения и усвоенных норм.

Фрейд полагал, что многие психологические проблемы возникают из-за конфликтов между этими структурами, которые человек не осознаёт, но может осознать через процесс психоаналитического исследования.

Психоанализ стал основой для дальнейшего развития не только аналитических направлений, но и повлиял на социальную психологию. Идеи Фрейда о влиянии общества на поведение человека стали одними из первых исследований в области социального воздействия.

Придя на прием к классическому психоаналитику, Карина непременно легла бы на кушетку. Психоаналитик много слушал бы Карину, изредка задавая наводящие вопросы. Особое внимание он уделял бы снам пациентки, ее воспоминаниям и всплывающим фантазиям.

 Гештальтпсихология

Гештальтпсихология возникла в начале 20 века. Она исследовала восприятие, память и мышление, опираясь на идею, что психика воспринимает объекты целостно, а не как набор отдельных частей. Основатели направления Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер изучали законы, по которым сознание упорядочивает информацию, и определили принципы организации восприятия «фигура–фон» и «близость». Согласно принципу «фигура–фон» человек обычно воспринимает один объект внимания как «фигуру», а остальные элементы отходят на задний план и формируют «фон». Например, в картине ваза может быть фигурой, а окружающий фон — стол и стены. Принцип «близость» означает, что элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные или принадлежащие к одной группе. Например, точки, расположенные рядом, человек объединит в линию.

Важно отметить, что гештальт–терапия является отдельным направлением, хотя и базируется на принципах гештальтпсихологии. Гештальтпсихология — это научное направление, занимающееся психологическими исследованиями когнитивных процессов. Гештальт–терапия — прикладной метод, который помогает клиентам осознавать свои чувства и переживания «здесь и сейчас».

Сейчас среди практиков распространен терапевтический подход, а именно гештальт–терапия. Если бы Карина пришла к психологу этого подхода, она бы много рассуждала о своих текущих переживаниях, концентрировалась на своих отношениях с собой и окружающим миром. 

Гуманистическая психология

Гуманистическая школа психологии появилась в 1950–1960-х годах в США как  альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Ее основателями считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, а также Ролло Мэй и Виктор Франкл, которые внесли существенный вклад в развитие идей этого направления.

Это направление фокусируется на внутреннем потенциале человека и стремлении к личностному росту и самоактуализации, то есть к полному раскрытию своих способностей и поиску смысла жизни.

Карл Роджерс разработал метод клиент–центрированной терапии, где терапевт обеспечивает клиенту безусловное принятие и эмпатию, помогая найти свои собственные решения. Виктор Франкл посвятил много работ поиску смысла жизни, а Абрахам Маслоу считал самоактуализацию высшей целью развития человека. Гуманистические психологи фокусируются на понимании человеческих переживаний и мотивации и стремятся раскрыть положительные аспекты личности.

Если Карина пойдёт к психологу гуманистического подхода, то на сеансах она будет исследовать собственную жизнь, мотивы, восприятие, учиться максимально проявлять себя в жизни, опираясь на собственные ценности и творческий подход. 

 Генетическая психология

Основоположником этого направления считается швейцарский психолог Жан Пиаже. Он изучал этапы развития психологии и мышления ребенка на протяжении взросления. Пиаже определил, что когнитивное развитие проходит через ряд последовательных стадий, на которых человек осваивает необходимые навыки и способности, такие как символическое, логическое и абстрактное мышление.

Пиаже считал, что умственное развитие — это активный поэтапный процесс, где дети сами строят свои знания через взаимодействие с окружающим миром. Этот подход существенно повлиял на понимание детской психологии, педагогики и методику образовательных программ.

В данный момент генетическая психология занимается изучением детского развития, перейдя из практической области в научную. 

 Индивидуальная психология

Индивидуальная психология была основана в 1911 году австрийским психологом Альфредом Адлером. Она возникла на основании психоанализа Зигмунда Фрейда, с которым Адлер первоначально сотрудничал, но затем разошёлся из-за разных взглядов. Основная идея заключается в том, что человеческое поведение обусловлено не только бессознательными мотивами и инстинктами, как учит фрейдизм, но также социальными интересами, стремлением к достижению целей и чувством общности.

Адлер считал, что каждый человек развивает уникальный стиль жизни и что личные стремления, установки и комплексы играют ключевую роль в формировании личности.

Если бы Карина пришла на приём к психологу данного подхода, она бы училась концентрировать свое внимание на своей тактике выстраивания отношений с социумом, изучала бы свои комплексы и их компенсаторные механизмы. 


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 31 января 2025 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели