- История
- Основные направления
- Бихевиоризм
- Психоанализ
- Гештальтпсихология
- Гуманистическая психология
- Генетическая психология
- Индивидуальная психология
На протяжении всей истории человечества люди находили поддержку и утешение друг в друге. Древние философы пытались объяснить, что такое душа, религиозные книги учили быть добрее к своим ближним, а поэты и писатели помогали лучше понимать себя через словесные образы и метафоры. В какой момент это перешло в отдельную науку и обрело свое название? В этой статье вы узнаете основные этапы развития психологии и имена тех, без кого сложно представить современную психотерапию.
История
Первые исследования психики основывались на философских взглядах, однако уже в конце 19 века, благодаря развитию экспериментальных методов, психология приобрела научный статус. В это время Вильгельм Вундт основал первую лабораторию для психологических экспериментов, а вскоре появились такие подходы, как психоанализ, бихевиоризм и гештальтпсихология, ставшие основой классических направлений. О них мы и поговорим подробнее.
Основные направления
Время на рубеже 19-20 веков было очень деятельным — это период основания многих школ психологии, которые стали основой для развития всей науки. От классического психоанализа Фрейда до гуманистических и когнитивных подходов, каждая школа формировала свое видение того, как понять человека и помочь ему. Для наглядности мы составили таблицу с основными направлениями зарубежной психологии.
Школа |
Основные идеи и методы |
Основатель |
---|---|---|
Бихевиоризм |
Изучение поведения как реакции на стимулы |
Джон Уотсон |
Психоанализ |
Исследование бессознательных процессов, важность раннего опыта |
Зигмунд Фрейд |
Гештальтпсихология |
Принципы восприятия целостных образов, изучение когнитивных процессов |
Макс Вертгеймер |
Гуманистическая психология |
Фокус на саморазвитии, уникальности личности, актуализации потенциала |
Карл Роджерс |
Генетическая психология |
Исследование психического развития детей |
Жан Пиаже |
Индивидуальная психология |
Важность социальных факторов, уникальность личности |
Альфред Адлер |
Карина всерьёз задумалась о поиске психолога. Она уже долгое время испытывает неудовлетворенность от собственной жизни. После всех медицинских обследований и методов самопомощи она поняла, что нужна помощь специалиста. Давайте вместе с ней рассмотрим каждое из направлений психологии и их основные принципы.
Бихевиоризм
Датой зарождения бихевиоризма считается 1913, когда Джон Уотсон опубликовал статью, в которой предложил изменить предмет исследования психологии и сфокусироваться на поведении.
Концепция бихевиоризма предполагает, что поведение человека и животных можно объяснить через связь стимулов и реакций: сделал хорошо — получил награду, сделал плохо – наказание. Бихевиористы считают, что психология должна изучать только объективные и измеримые процессы, исключая такие субъективные явления, как эмоции, мысли и чувства, поскольку они недоступны для прямого наблюдения и измерения.
Среди ученых из основных направлений отечественной психологии были известные предшественники бихевиоризма. Эксперименты физиолога И.П. Павлова оказали сильное влияние на Уотсона и других бихевиористов. Павлов доказал, что можно сформировать поведение в ответ на определенные стимулы на примере условных рефлексов у собак. Это дало бихевиористам практическое доказательство того, как внешние факторы могут влиять на поведенческие реакции.
Как метод терапевтической практики бихевиоризм не прижился, так что в наше время бихевиористов вряд ли встретишь. Если бы Карина всё же обратилась к психологу-бихевиористу, он предложил бы ей провести ряд поведенческих экспериментов, при положительном результате психолог проводил бы позитивное подкрепление через какое-то значимое вознаграждение.
Психоанализ
Психоанализ возник в конце 19 века и был основан австрийским неврологом и психиатром Зигмундом Фрейдом. Основная идея психоанализа заключается в том, что на сознательное поведение и мышление человека значительное влияние оказывают бессознательные процессы, вытесненные желания и конфликты. Психика делится на три структуры:
Ид (Оно) — бессознательная часть, источник инстинктивных желаний и влечений, стремящихся к немедленному удовлетворению.
Эго (Я) — сознательная часть, которая учитывает требования реальности и балансирует между ид и моральными нормами.
Супер–эго (Сверх–Я) — моральный цензор, формирующийся под влиянием социального окружения и усвоенных норм.
Фрейд полагал, что многие психологические проблемы возникают из-за конфликтов между этими структурами, которые человек не осознаёт, но может осознать через процесс психоаналитического исследования.
Психоанализ стал основой для дальнейшего развития не только аналитических направлений, но и повлиял на социальную психологию. Идеи Фрейда о влиянии общества на поведение человека стали одними из первых исследований в области социального воздействия.
Придя на прием к классическому психоаналитику, Карина непременно легла бы на кушетку. Психоаналитик много слушал бы Карину, изредка задавая наводящие вопросы. Особое внимание он уделял бы снам пациентки, ее воспоминаниям и всплывающим фантазиям.
Гештальтпсихология
Гештальтпсихология возникла в начале 20 века. Она исследовала восприятие, память и мышление, опираясь на идею, что психика воспринимает объекты целостно, а не как набор отдельных частей. Основатели направления Макс Вертгеймер, Курт Коффка и Вольфганг Кёлер изучали законы, по которым сознание упорядочивает информацию, и определили принципы организации восприятия «фигура–фон» и «близость». Согласно принципу «фигура–фон» человек обычно воспринимает один объект внимания как «фигуру», а остальные элементы отходят на задний план и формируют «фон». Например, в картине ваза может быть фигурой, а окружающий фон — стол и стены. Принцип «близость» означает, что элементы, расположенные близко друг к другу, воспринимаются как связанные или принадлежащие к одной группе. Например, точки, расположенные рядом, человек объединит в линию.
Важно отметить, что гештальт–терапия является отдельным направлением, хотя и базируется на принципах гештальтпсихологии. Гештальтпсихология — это научное направление, занимающееся психологическими исследованиями когнитивных процессов. Гештальт–терапия — прикладной метод, который помогает клиентам осознавать свои чувства и переживания «здесь и сейчас».
Сейчас среди практиков распространен терапевтический подход, а именно гештальт–терапия. Если бы Карина пришла к психологу этого подхода, она бы много рассуждала о своих текущих переживаниях, концентрировалась на своих отношениях с собой и окружающим миром.
Гуманистическая психология
Гуманистическая школа психологии появилась в 1950–1960-х годах в США как альтернативная психоанализу и бихевиоризму. Ее основателями считаются Абрахам Маслоу и Карл Роджерс, а также Ролло Мэй и Виктор Франкл, которые внесли существенный вклад в развитие идей этого направления.
Это направление фокусируется на внутреннем потенциале человека и стремлении к личностному росту и самоактуализации, то есть к полному раскрытию своих способностей и поиску смысла жизни.
Карл Роджерс разработал метод клиент–центрированной терапии, где терапевт обеспечивает клиенту безусловное принятие и эмпатию, помогая найти свои собственные решения. Виктор Франкл посвятил много работ поиску смысла жизни, а Абрахам Маслоу считал самоактуализацию высшей целью развития человека. Гуманистические психологи фокусируются на понимании человеческих переживаний и мотивации и стремятся раскрыть положительные аспекты личности.
Если Карина пойдёт к психологу гуманистического подхода, то на сеансах она будет исследовать собственную жизнь, мотивы, восприятие, учиться максимально проявлять себя в жизни, опираясь на собственные ценности и творческий подход.
Генетическая психология
Основоположником этого направления считается швейцарский психолог Жан Пиаже. Он изучал этапы развития психологии и мышления ребенка на протяжении взросления. Пиаже определил, что когнитивное развитие проходит через ряд последовательных стадий, на которых человек осваивает необходимые навыки и способности, такие как символическое, логическое и абстрактное мышление.
Пиаже считал, что умственное развитие — это активный поэтапный процесс, где дети сами строят свои знания через взаимодействие с окружающим миром. Этот подход существенно повлиял на понимание детской психологии, педагогики и методику образовательных программ.
В данный момент генетическая психология занимается изучением детского развития, перейдя из практической области в научную.
Индивидуальная психология
Индивидуальная психология была основана в 1911 году австрийским психологом Альфредом Адлером. Она возникла на основании психоанализа Зигмунда Фрейда, с которым Адлер первоначально сотрудничал, но затем разошёлся из-за разных взглядов. Основная идея заключается в том, что человеческое поведение обусловлено не только бессознательными мотивами и инстинктами, как учит фрейдизм, но также социальными интересами, стремлением к достижению целей и чувством общности.
Адлер считал, что каждый человек развивает уникальный стиль жизни и что личные стремления, установки и комплексы играют ключевую роль в формировании личности.
Если бы Карина пришла на приём к психологу данного подхода, она бы училась концентрировать свое внимание на своей тактике выстраивания отношений с социумом, изучала бы свои комплексы и их компенсаторные механизмы.