Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями

24.10.2022
Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями
Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями общение детей с ТМНР

  1. Жесты для коммуникации

  2. Альтернативная система обучения коммуникации PECS

  3. Языковая коммуникационная программа МАКАТОН

  4. Метод глобального чтения


Рождение в семье ребенка, который имеет сложные нарушения развития и здоровья, – это испытание для родительской любви и ответственности. Такой малыш часто не разговаривает, поэтому нуждается не только в понимании близких, и в грамотной поддержке специалистов. Перед психологами, педагогами и дефектологами встает объемная задача, решение которой растянется не на один год: как успешно сформировать навыки общения у детей с тяжелыми нарушениями, чтобы не потерять человека для общества?

Сегодня мы поговорим об особенностях развития коммуникативных умений у детей с нарушениями и об альтернативных способах коммуникации, которые можно использовать в их воспитании и обучении.

Понятие и классификация тяжелых нарушений развития


Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями общение детей с ТМНР

Нарушения в развитии у малышей могут быть:

  • единичными, при которых нарушена одна из систем (к примеру, слух или зрение);

  • множественными, когда повреждены две или более систем организма (например, ребенок слепой и при этом не может разговаривать).

Инвалидность у таких детей будет определена по тому нарушению, которое доминирует и наиболее ярко выражено. Чаще всего, основной дефект является врожденным, поэтому врачи обнаруживают его при первых обследованиях новорожденного. Другие нарушения могут быть выявлены позже, вследствие прогрессирования болезни. Например, ребенок родился слепым, но то, что он не будет разговаривать выясняется лишь со временем.

Все нарушения можно поделить на три основные группы.

  1. К первой группе относятся дети, у которых присутствуют два выраженных психофизических нарушения, являющиеся причиной отклонений в развитии. Это могут быть слепоглухие, умственно отсталые глухие, слабослышащие с задержкой психического развития дети.

  2. Вторая группа включает детей с одним ведущим нарушением и сопутствующим ему (более слабым) нарушением. Примером могут быть умственно отсталые малыши с небольшой дисфункцией зрения.

  3. Дети, у которых обнаружено три или более первичных отклонения в разной степени выраженности, относятся к третьей группе. Множественные недуги чаще всего приводят к серьезному нарушению в развитии. Ребятишки из этой группы страдают заболеваниями опорно-двигательной системы, слабо слышат, плохо видят, могут быть полностью глухими и слепыми.

Каковы особенности коммуникативного развития детей с нарушениями?


Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями общение детей с ТМНР


Все дети с тяжелыми и множественными нарушениями развития (ТМНР) имеют особенности психических функций, то есть, речи, мышления, памяти, внимания, концентрации, восприятия, эмоций.

Например, память может отличаться небольшим объемом и низкой точностью. Малыш будет плохо запоминать словесный и наглядный материалы, уровень его мышления будет зависеть от состояния мозга, а речь он может понимать на узком бытовом уровне и только с использованием жестов. Часто дети с нарушениями не могут полноценно разговаривать со взрослыми и сверстниками, но способны на голосовые реакции, крик и вокализацию.

Психологи утверждают, что такие малыши очень хотят общаться, но им для этого недостаточно имеющихся социальных и коммуникативных навыков, поэтому они привлекают к себе внимание жестами, взглядами, криками, улыбками, пытаясь сохранить к себе внимание и интерес «собеседника». Помочь таким ребятишкам освоить доступные им способы общения – задача квалифицированных специалистов дефектологов.

К чему может привести невысокий уровень коммуникации?


Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями общение детей с ТМНР

Низкий уровень коммуницирования у людей с ТМНР – это серьезная проблема, поскольку отсутствие общения является причиной множества негативных факторов, проявляющихся:

  • эмоциональной неустойчивостью и неспособностью контролировать свои чувства (дети, которые не могут выразить себя, свои мысли, отличаются взрывным поведением, повышенной агрессией, тревожностью и фрустрацией);

  • страхами, пассивностью, беспомощностью (часто нарушения вызывают депрессию и смирение, и тогда больной ребенок перестает даже пытаться общаться с людьми);

  • проблемным поведением (это происходит из-за невозможности рассказать о своих эмоциях и переживаниях);

  • риском задержки познавательного и социального развития;

  • искажением самооценки;

  • трудностями с адаптацией в коллективе и затруднениями в области групповых видов деятельности.

Выходом из этой ситуации является инклюзивное образование и усердная работа специалистов, которые знакомы с системой альтернативной коммуникации и отлично владеют ее методами. Далее мы разберем эти понятия в подробностях.

Что такое инклюзивное образование и в чем его плюсы?


Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями общение детей с ТМНР

Инклюзивным называется такое образование, при котором здоровые дети и дети с диагностированными нарушениями обучаются вместе. Главный принцип инклюзии – равная ценность людей, вне зависимости от состояния их здоровья. Такой вид обучения помогает детям с комплексными расстройствами, дисфункциями слуха, поведения, зрения, интеллекта, с болезнями опорно-двигательной системы и задержкой развития соединиться со здоровыми сверстниками.

Уроки выстраиваются по-разному, их частота зависит от того, насколько способен и готов ребенок с особенностями здоровья осваивать программу обычной школы и находиться в обществе сверстников, не имеющих проблем со здоровьем. Иногда дети проводят вместе весь день, а бывает, что встречаются лишь на совместных уроках, культурных, досуговых или спортивных мероприятиях.

Плюсы инклюзивного образования очевидны:

  1. дети с особенностями развития общаются в обычной школе намного охотнее, чем в коррекционной;

  2. малышам с ОВЗ дается возможность отследить поведение других людей в разнообразных ситуациях, что способствует их дальнейшему развитию;

  3. дошкольники и школьники без проблем со здоровьем при таком общении учатся толерантности, сопереживанию, эмпатии;

  4. в инклюзии программа обучения более насыщена, а требования к воспитанникам строже, поэтому результаты здоровых и особенных детей намного лучше, чем в обычных детских садах и школах.

Нельзя забывать и о том, что в условиях инклюзивных образовательных учреждений здоровые дети тоже оттачивают навыки общения. Когда обычный ребенок встречает во дворе молчащего сверстника в инвалидной коляске, то просто не знает, как с ним подружиться, испытывает жалость, боится огорчить, нанести обиду, навредить здоровью. Когда такое общение становится постоянным, то и отношение у всех его участников меняется. Дети вместе играют, учатся, помогают друг другу решить бытовые или учебные вопросы. Со временем здоровые малыши уже не воспринимают своих особенных товарищей, как нечто необычное, неправильное, непонятное.

От того, насколько успешно дети с особенностями развития и здоровья входят в коллектив одноклассников и учителе

й, зависит их дальнейшее развитие и социализация во взрослой жизни. Поэтому так важно научить таких малышей общаться с помощью доступных им способов с учителями и здоровыми друзьями.

Что такое альтернативная коммуникация и как она может помочь?


Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями общение детей с ТМНР


Общение – это важная составляющая человеческой жизни. С момента рождения человеку необходим эмоциональный контакт с окружающими. И конечно же, потребность общаться испытывают не только здоровые дети, но и те крохи, которые из-за нарушений не могут говорить, слышать, видеть или двигаться.

Альтернативной коммуникацией называют такие приемы, с помощью которых ребенок может без применения вербальной/письменной речи передать или получить информацию. Дополнительная коммуникация – это метод безречевой передачи информации, который способен дополнить речь (например, предмет, жест, графический символ, изображение).

Еще совсем недавно считалось, что научить малышей с ОВЗ чему-либо невозможно, но многолетний труд ученых психологов дал уверенность в том, что особенные дети имеют все шансы стать полноценными членами общества. Надо только постараться увидеть в них не больных, а обычных людей со своими достоинствами и недостатками. Ребята с нарушениями в развитии также радуются и огорчаются, как и их здоровые сверстники, также привязаны к близким, также хотят общаться, играть, смеяться, дружить. Отсутствие речи – это тот барьер, который не дает малышам быть понятыми и услышанными. 

Сегодня способы альтернативной и дополнительной коммуникации (АДК) помогают детям с ТМН:

  • донести до собеседника информацию;

  • развить мышление и воображение;

  • научиться выражать свои эмоции при помощи символики и жестов.

Какие методы используются в системе АДК?


Особенности коммуникативного развития детей с тяжелыми и множественными нарушениями общение детей с ТМНР

Поскольку тяжесть нарушений не дает ребенку сообщить о своих целях и переживаниях, взрослые должны попытаться понять его по звукам, телодвижениям, голосовым реакциям, выражению лица. Специалисты, которые имеют опыт и знания в работе с неговорящими людьми, давно и активно используют в своей практике разнообразные приемы, жесты и их комбинации. При этом лучше всего придерживаться единой системы и целостного подхода в общении и обучении лиц с тяжелыми и множественными нарушениями.

Перечислим самые популярные методы, которые применяются в системе альтернативной и дополнительной коммуникации с такими пациентами.

1. Жесты для коммуникации

Обучение детей с особенностями развития жестовой речи – это один из самых эффективных методов формирования у них навыков общения.

Движения и жесты используют все люди ежедневно, а если у человека отсутствует устная речь, то такой способ обучения имеет много преимуществ:

  • он доступен для понимания;

  • прост в исполнении;

  • позволяет наладить контакт с окружающими, сообщить им свои желания и мысли, понять их ответ.

Жест как будто дает слову дополнительную «видимость», помогает малышам с тяжелыми и множественными нарушениями не только начать общаться, но и осознать смысл и значение слов и выражений.

Еще один неоспоримый плюс обучения жестам – задействование разных анализаторных систем организма (например, зрительной, кинестетической), а это, в свою очередь, улучшает способность к пониманию.

2. Альтернативная система обучения коммуникации PECS

Этот метод коммуникации подходит для работы с детьми, которые не владеют (или плохо владеют) устной речью. Систему придумали специалисты из США в 1985 году. Ее главная цель – научить ребенка самостоятельно инициировать общение по конкретной теме.

В PECS используются картинки/карточки, с помощью которых:

  • выражаются просьбы;

  • комментируются события;

  • даются ответы на вопросы.

Дети, которые осваивают PECS, вначале общаются при помощи отдельных картинок, а позже учатся комбинировать несколько изображений, создавая таким образом целые предложения, просьбы, сложные речевые высказывания.

3. Языковая коммуникационная программа МАКАТОН

Родина этой уникальной методики – Великобритания. Сегодня ее применяют в работе логопеды и дефектологи более чем в сорока странах.

Программа используется как мультимодальный подход для общения и обучения и дает возможность взаимодействия с людьми, имеющими физические и/или интеллектуальные нарушения.

В МАКАТОНЕ используются разные каналы передачи и восприятия информации. Каждому понятию соответствует одновременно: жест, символ и слово.

  • Жесты позволяют общаться детям, которые не говорят или речь которых неразборчивая. Движения заимствуются из русского языка жестов, что делает обучение достаточно универсальным.

  • Символы помогают тем, кто не в состоянии жестикулировать (к примеру, детям с диагнозом детский церебральный паралич).

  • Слово добавляется к символу и жесту, чтобы развить у ребенка навыки глобального чтения. Важно, чтобы слово было произнесено педагогом правильно, без искажений и с использованием корректного ударения.

4. Метод глобального чтения

При этом способе ребенку многократно показывают изображение с подписью к нему, чтобы малыш хорошо запомнил, как пишется это слово. Таким образом формируется связь между смыслом слова и его внешним видом. В начале обучения ребята запоминают целые слова, а дальше учатся делить их на отдельные буквы.

Метод используют педагоги для развития речи здоровых детей и детей с ОВЗ, у которых сильно развиты зрительная и слуховая память.

Преимущества методики:

  • развитие речи и мышления у ребенка;

  • обучение неговорящего малыша воспринимать письменную информацию.

Освоить все методы АДК и научиться применять их в коррекционно-педагогической работе с детьми, имеющими серьезные и множественные нарушения в развитии, можно в нашем институте на дистанционном курсе профессиональной переподготовки.

Существует удивительные примеры, когда дети с тяжелыми отклонениями становились успешными, благодаря помощи родителей и педагогов. Важно понимать, что каждый ребенок хочет и способен учиться с учетом своих возможностей, а вот результат обучения будет зависеть от любви и своевременных действий окружающих.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 16 октября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели