Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями

Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями

23.11.2022
Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями
Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ


Перед каждым человеком в какой-то момент встает необходимость выбора специальности, дела своей жизни. Сложности при таком выборе испытывают все люди, но особенно те, кто имеет нарушения в развитии и здоровье. Чтобы помочь ребенку с умственной отсталостью понять, куда пойти учиться, что ему по душе, какие у него склонности, таланты и возможности, требуется вмешательство квалифицированного специалиста, владеющего соответствующим багажом знаний.

Наша статья – об особенностях самоопределения в профессии учеников с нарушенным интеллектом.

Нарушение интеллекта – что это значит?


Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ


Умственной отсталостью (нарушением интеллекта) называют нарушение психического развития, которое характеризуется отклонениями интеллектуального и познавательного уровня, а также процесса мышления и суждений. Люди, которые страдают этой патологией, испытывают трудности в общении и могут искаженно воспринимать действительность.

Нарушения чаще всего проявляются у детей до трех лет. Именно в этот период должны активно развиваться психические функции, но в силу внешних или внутренних причин процесс останавливается.

Умственная отсталость – это не только слабые показатели интеллекта у человека, но и целый комплекс психологических нарушений, которые могут выражаться:

  • недоразвитием эмоциональной сферы (агрессией, снижением воли, регулярным плохим настроением, отсутствием инициативы и самостоятельности);

  • низким абстрактным мышлением (ребенок неспособен конкретизировать и обобщать);

  • нарушением когнитивных функций (малыш часто отвлекается, имеет плохую память, не может сконцентрировать внимание);

  • проблемами с речью;

  • трудностями с обучением;

  • сложностями с адаптацией в коллективе.

Поскольку уровень нарушений напрямую зависит от качества воспитательной и обучающей работы педагогов, то можно говорить о том, что профориентация и консультации по самоопределению должны проводиться с детьми, имеющими низкий интеллектуальный уровень, как можно раньше.

Какие проблемы с выбором профессии испытывают люди с умственной отсталостью?


Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ


Выбрать профессию по душе – непростое дело даже для здоровых школьников. Детям же с отклонениями интеллектуального развития бывает очень сложно сориентироваться в особенностях рынка вакансий. Многие выпускники после коррекционной школы приходят в училище, чтобы получить хоть какую-нибудь профессию, другие сразу идут работать на производство, выполняя тяжелый труд, не требующий специальной подготовки.

Решить эту проблему можно лишь поняв, какие именно трудности испытывают подростки с нарушенным интеллектом при выборе профессии, и помочь им справиться с ними. Наиболее частыми затруднениями у людей с УО, которые препятствуют выбору своего призвания, являются:

  • психологическая неподготовленность к переходу от обучения к работе;

  • отсутствие четкого плана на будущее из-за ощущения социальной уязвимости;

  • неадекватная самооценка и невозможность выявить свои способности к определенному виду деятельности;

  • неспособность проанализировать влияние на себя производственного микроклимата, неготовность преодолевать профессиональные трудности.

Эти трудности дети и подростки, имеющие проблемы с интеллектом, не способны решить самостоятельно, поэтому так важно компетентное участие специалиста по профориентации, который предоставят учащимся актуальную информацию о ситуации на рынке труда, даст основы профориентации, поучаствует в личностном развитии ребят, чтобы научить их соотносить свои возможности и способности с актуальными требованиями работодателей.

Значение профориентационной работы для учащихся с интеллектуальными отклонениями


Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ


Обычно этапы социализации и трудодеятельности лиц с нарушенным интеллектом выглядят примерно следующим образом:

  • выбирается коррекционная школа или инклюзивный класс (инклюзия – это совместное обучение здоровых детей с детьми, имеющими инвалидность);

  • педагоги определяют методы для обучения и воспитания в соответствии с индивидуальными особенностями ребенка;

  • происходит процесс обучения и воспитания, ориентированный на конкретного малыша;

  • ребенку оказывается психологическая помощь, а при надобности и медицинское сопровождение;

  • осуществляются методы для самоопределения в профессии, которое позволяет подростку интегрироваться в социальную среду и реализовать свои способности.

Для ребенка с нарушениями интеллектуального уровня определение в профессии имеет первостепенное значение, поскольку из-за проблем со здоровьем некоторые специальности будут ему противопоказаны, а какие-то просто не доступны в силу ограниченных способностей. Если на этом этапе школьник растеряется и не примет решение, это может стать причиной ухудшения его здоровья и даже последующей социальной дезадаптации. Поэтому так важно в работе с детьми с умственной отсталостью учитывать следующие факторы:

  1. Начать профориентационные уроки с учениками коррекционных школ нужно как можно раньше (дети, которые занимались с профориентологом в дошкольном или младшем школьном возрасте, в подростковый период легко и осознанно делают выбор в пользу той или иной профессии, твердо зная, какое именно дело доставляет им удовольствие);

  2. Мероприятия по профориентации повысят мотивацию к получению профессии.

  3. Внеурочная деятельность в условиях профессионального учреждения активизирует интерес учеников к освоению профессии именно в этом месте.

  4. На профориентационные занятия следует приглашать и родителей детей (совместная работа дает лучшие результаты).

Основные задачи профориентолога в работе с детьми с умственной отсталостью


Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ


В своей работе с учениками коррекционных школ профориентолог должен обязательно учитывать их умственные и физические показатели. Иногда именно индивидуальные особенности здоровья человека – первопричина того, что свободный выбор профессии для него исключен.

Главная цель профессионального самоопределения учащихся с нарушенными интеллектуальными способностями – помочь им выбрать доступную специальность, адекватную их возможностям. Более того, выбранная профессия должна иметь спрос в конкретном районе/городе, где проживает выпускник.

Работа профориентолога с детьми с ОВЗ усложнена еще и тем, что многие из подопечных осознают собственные дефекты и сопутствующие им физические ограничения, а это неминуемо отражается на их психике и самооценке, является причиной ранимости, неуверенности или даже отказа от общения. Негативную роль играет и тот фактор, что часто ребенок инвалид уже имеет печальный опыт взаимодействия со здоровыми сверстниками и взрослыми, ощутил свою неполноценность и живет с оглядкой на нее.

Поэтому основными задачами мероприятий по профориентации для учеников с нарушениями развития интеллекта являются:

  • установление характера и степени выраженности отклонения каждого ученика;

  • изучение особенностей и возможностей его интеллекта и психофизиологических навыков;

  • определение всех доступных видов трудовой занятости;

  • знакомство с разнообразными профессиями;

  • учет индивидуальных способностей, желаний и интересов при выборе сферы трудодеятельности;

  • создание благоприятных условий для самоопределения учащихся;

  • способствование личному участию ребят инвалидов в прогнозировании своего будущего.

Не секрет, что иногда человек определяется со своими желаниями и предназначением, лишь став взрослым. Исправить ошибочный выбор нелегко даже людям здоровым, а что уж говорить о тех, кто имеет нарушения здоровья?! Их ошибки исправить еще тяжелее, поэтому для учащихся с УО особенно важно организовать качественные мероприятия по профориентации и проводить их уже в первые годы обучения в школе.

Профориентолог ни в коем случае не должен навязывать обучающимся свое мнение. Его задача –помочь с анализом рынка труда, познакомить с разными профессиями и мягко подтолкнуть к принятию осмысленного решения на основе собственных выводов.

Особенности профориентационной работы с детьми, имеющими интеллектуальные нарушения


Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ


Понятно, что школьники с нарушением интеллекта плохо ориентируются в ситуации на рынке труда, а их знания о профессиях скудны и ограничены. Их жизненный опыт беден, поэтому они не имеют четкого представления о сферах, в которых могли бы работать, им непонятны свои способности и навыки, поэтому профориентолог должен:

  • проводить анкетирование среди учеников, которое поможет выявить их интересы, увлечения и намерения;

  • использовать игровые методы на профориентационных мероприятиях;

  • рассказывать ребятам о профессиях, которые объединены в группы по объектам трудовой деятельности, а также о возможностях получить соответствующее образование.

Профессиональное самоопределение должно иметь системный характер и привлекать к процессу выбора профессии не только детей, но и педагогов, родителей, специалистов профессионального образования.

Конкретика работы с детьми будет зависеть от их возраста.

  1. Например, задача профориентации в работе с учениками начальных классов – привлечь их к социальной, трудовой, игровой и исследовательской деятельности, сформировать ценное отношение к труду, а также дать понимание его значимой роли в человеческой жизни.

  2. Ученики с 5-го по 7-й классы в процессе профориентационных занятий приобретают познавательный опыт и интерес к профессиональной деятельности. Они уже имеют представление о том, что именно им интересно делать, и знают свои возможности. Это означает, что для них уже доступен выбор сферы деятельности (искусство, медицина, сельское хозяйство, культура и т.д.), поскольку они способны определить соотношение своих индивидуальных способностей к требованиям, предъявляемым к той или иной должности.

  3. С учениками 8-9-х классов проводят факультативные занятия, а также консультации, которые помогут школьникам сделать адекватный выбор в пользу той или иной профессии.

  4. Старшеклассникам, начиная с 10-го класса, предлагается осваивать методы самоподготовки и саморазвития, чтобы сформировать профессиональные качества в выбранном виде трудовой деятельности. На этом этапе при необходимости планы учеников корректируются с учетом анализа готовности к выполнению конкретного вида труда.

Профориентолог, который работает с умственно отсталыми детьми, обязательно должен:

  • проявлять эмпатию и толерантность;

  • понимать надежды и страхи учеников с особенностями здоровья;

  • открыто воспринимать иногда нелепые или незрелые суждения воспитанников с нарушенным интеллектом;

  • быть готовым к совместной работе со смежными специалистами (например, может потребоваться вмешательство в процесс обучения дефектолога или психолога).

Необходимо помнить, что ограничения в выборе профессии из-за особенностей здоровья могут сильно расстроить ребенка, поэтому свою беседу с ним нужно проводить таким образом, чтобы та информация, которая может вызвать сильный негатив, располагалась в середине консультации, а акцент сделать на позитивные моменты и мотивацию.

Если мероприятия по профориентации выстроены верно и проводятся квалифицированным специалистом, то результаты не заставят себя ждать: дети начнут отдавать предпочтение профессиям, которые им доступны (например, захотят освоить малярные навыки или найдут свое призвание в садовничестве и озеленении территорий).

Идеальным результатом профориентационной работы будет выбор учеником такой профессии, которая отвечает его желаниям, склонностям, способностям и возможностям с учетом его состояния здоровья и имеющихся ограничений.

 Методы профориентационной работы с учащимися с умственной отсталостью


Особенности профессионального самоопределения учащихся с интеллектуальными нарушениями профессиональное самоопределение учащихся с ОВЗ

Система, которая поможет выпускнику с особенностями интеллекта, стать успешным и конкурентоспособным на рынке труда, включает в себя следующие методы:

  • посещение экскурсий и дней открытых дверей (такие наглядные «вылазки» на предприятие, в ПТУ или службу занятости помогут детям выяснить свои предпочтения, лучше понять особенности разных профессий и захотеть освоить нужные знания);

  • встречи с опытными специалистами (на них дети ближе познакомятся с плюсами и минусами той или иной профессиональной деятельности);

  • проведение викторин и тестов (с их помощью легче выяснить настоящие желания и мечты, а также определить уровень способностей и соответствие профессиям);

  • ролевые игры (сценки на конкретные темы дают возможность лучше понять себя, выразить свои настоящие желания, «примерить» на себя ту или иную специальность);

  • занятия в кружках/мастерских (привлечение к простым трудовым действиям в качестве помощника опытному работнику создадут стимул для развития);

  • профориентационные беседы (специалист знакомит учеников с наиболее частыми ошибками при выборе профессии и помогает их избежать);

  • выставки и ярмарки изделий (такие мероприятия не только выявляют таланты, но и повышают настроение всем участникам);

  • агитационные средства (стенды, стенгазеты, фотоальбомы).

Чтобы организовать эффективное профориентационное сопровождение учащихся, педагоги и психологи должны обязательно регулярно повышать свою квалификацию в данной области.

Изучить все современные методы профориентационной работы с учащимися можно в нашем институте на дистанционном курсе: «Особенности профориентационной работы с учащимися с нарушением интеллектуального развития (умственной отсталостью)»

Вы узнаете специфику организации работы по профессиональному самоопределению для учащихся с особенностями развития интеллекта, сможете грамотно проводить диагностические манипуляции и успешные профориентационные мероприятия для детей с умственной отсталостью.

В заключение добавим, что работа профориентолога – сложна и ответственна. Но именно от ваших знаний, умений и действий будет зависеть, сможет ли ребенок с интеллектуальными нарушениями успешно интегрироваться в общество, занимаясь тем делом, которое ему действительно нравится.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели