В школе ребенок проводит не один год. Ему приходится прилагать немало усилий, чтобы рано утром проснуться, выдержать учебную смену, а затем еще и домашку сделать. В таких условиях бывает непросто сосредоточиться, внимательно слушать объяснения учителя, понимать, что он говорит, не отвлекаясь на посторонние дела. Нужен стимул двигаться дальше — развиваться, совершенствовать знания и навыки. Нужна мотивация.
Поговорим о том, что это такое и какими способами ее можно повысить.
Что такое мотивация и почему она так важна?
Слово «мотивация» уходит корнями в латинский язык и имеет непосредственное отношение к глаголу «moveo» — приводить в движение, волновать, двигать. Таким образом, мотивацию можно определить как готовность сделать что-либо, как психологический стимул, силу, которая приводит человека в движение, заставляет его действовать.
Такой толчок возникает под влиянием совокупности внешних и внутренних факторов: чего-то, что пробуждает и поддерживает интерес, стремление, потребность что-то делать, позволяет осознавать цель производимых действий и их значимость, способность и желание прилагать усилия, необходимые для достижения цели, предвосхищение награды за приложенные усилия, которое в итоге должно оправдаться.
Мотивация нужна человеку, чтобы двигаться к цели, несмотря на возможные препятствия на пути. Это внутреннее состояние, которое помогает найти ресурсы и воспользоваться ими в полной мере для решения поставленных задач.
Учебная мотивация — это комплекс потребностей, мотивов, целей и задач, эмоциональных реакций учащихся как на успех, так и на неудачу, то есть все то, что поддерживает интерес к учебной деятельности, стремление получить новые знания, настойчивость в достижении результатов. Именно учебная мотивация делает образовательный процесс наполненным, осмысленным, позволяет достичь определенного уровня знаний, успехов в учебе.
Виды мотивации
Мотивация может быть внутренней и внешней, положительной и отрицательной.
-
Внешняя мотивация появляется под воздействием не связанных с человеком внешних обстоятельств. Таким внешним фактором может быть, например, наказание или поощрение, оценка или похвала. Если ребенок окончил четверть с тройками, да еще и поведение хромает, он может лишиться «премиальных» — в виде увлекательной поездки, о которой давно мечтал, или обещанного нового гаджета. Это пример отрицательной внешней мотивации. Положительная внешняя мотивация в виде нового ноутбука или стильных кроссовок возможна, если важная контрольная работа написана на пятерку или год окончен лучше, чем можно было ожидать.
-
Внутренняя мотивация — это значимость действий для человека, внутреннее ощущение ценности того, что он делает, как поступает и чего в итоге добивается. Примером положительной внутренней мотивации будет стремление ребенка получать хорошие оценки и как следует подготовиться к экзаменам, чтобы поступить в вуз, освоить интересную для него специальность и стать тем, кем давно мечтал. Отрицательной внутренней мотивацией в данном случае будет понимание того, что плохие оценки в дневнике, отсутствие необходимых знаний и навыков не позволит учиться бесплатно — на бюджете.
Как вовлечь учащихся в процесс: 5 способов повысить мотивацию
Мотивация — явление непостоянное. Первый раз в первый класс многие ребята идут с воодушевлением и ожиданием чего-то хорошего. Особенно если взрослые проводили подготовительную работу: рассказывали, как там будет интересно, что там ждут новые друзья и можно много чему научиться и т. д. Однако стоит новоиспеченным учащимся столкнуться со школьной действительностью, как энтузиазм начинает угасать. Предупреждать это и мотивировать — задача педагога.
Освоить азы профессии, научиться планировать учебно-воспитательную деятельность, узнать, как сделать школьную жизнь не только познавательной, но и увлекательной поможет курс «Педагогическое образование. Педагогическая деятельность по проектированию и реализации образовательного процесса» с присвоением квалификации «Педагог» (540 ч.) в НЦРДО.
Есть множество стратегий, которые позволяют повысить и поддерживать вовлеченность учащихся. Предлагаем наш топ 5.
1. Задействовать все каналы восприятия
Монотонность губит все живое. В том числе, интерес и тягу учащихся к знаниям. Поэтому важно применять разные форматы уроков и разные виды деятельности, подключать разные каналы восприятия — визуальный, слуховой, кинестетический.
-
Вариативность форматов обучения. Занятия могут принимать форму лекций, дискуссий, практической работы и т. д. Информация подается по-разному, что дает возможность лучше понять изучаемый материал и лучше его усвоить.
-
Визуальные средства. Использование иллюстраций (фото, графики) и видеоконтента (кино, анимация) помогает заинтересовать, повысить мотивацию и удерживать ученика.
-
Восприятие на слух. Задействовать слуховой канал восприятия можно, прослушивая музыку, читая отрывки произведений вслух (например, по ролям) и т. д.
-
Двигательная память. Когда ребенок не только слушает или смотрит, но и сам участвует в процессе — например, разыгрывает диалог на иностранном языке, передвигается по классу или участвует в эксперименте, подключается кинестетика — усвоение материала идет на уровне движений.
И главное — чем менее предсказуемым будет очередной урок, тем более заинтересованными и внимательными будут ученики.
2. Показать связь обучения с реальной жизнью
Ребятам будет проще вовлечься в обучение, если они увидят, как это связано с их реальной жизнью. Для этого педагогу предстоит познакомиться с подопечными поближе и узнать об их интересах и увлечениях, о том, чем наполнены их будни и выходные за стенами школы, а затем грамотно использовать эту информацию.
Узнавая в объяснениях, практических упражнениях себя, ребята с большей вовлеченностью будут выполнять предложенные задания, принимать участие в обсуждениях, отвечать на вопросы учителя и одноклассников.
Кроме того, понимание того, каким образом новые знания и умения можно применить в жизни, так же будет удерживать внимание учащихся, появится стимул разобраться во всем как следует, к заданиям подойти более ответственно.
3. Использовать групповой формат работы
Групповые формы работы развивают коммуникативные способности, навыки взаимопомощи, учат эффективно взаимодействовать с окружающими — и детьми, и взрослыми, слышать и уважать разные мнения. Такой формат хорошо подходит для обсуждения проблемных моментов — получается мозговой штурм, который даст множество разных вариантов решения непростой задачи.
4. Дать право голоса
Причем не просто позволить высказывать свое мнение по учебно-воспитательным вопросам (что нравится/не нравится в занятиях, что помогает/мешает в учебе и т. д.), но и воплощать в жизнь идеи ребят. Таким образом они приобщаются к тому, что происходит в классе и в школе в целом, как бы берут на себя часть ответственности, а значит, поводов для недовольства и жалоб должно стать меньше.
Как получить мнения учеников? Например, провести мозговой штурм или опрос, а затем проанализировать результаты.
5. Добавить в учебный процесс игровые элементы
Игра — наиболее привычная и комфортная форма деятельности для детей, в ходе которой они обучаются: знакомятся с новыми явлениями и предметами, развивают мелкую моторику, усваивают весомые объемы информации и т. д. Поэтому использование игровых элементов на занятиях снимает излишнее напряжение, делает материал более доступным для усвоения. Что может быстрее разжечь интерес к предмету и поддержать его, как не соревнования, конкурсы, викторины? Причем такие моменты одинаково увлекают как младших школьников, так и старшеклассников.
Перечисленные способы вовлечения стоит использовать не по отдельности, а все вместе. Тогда и эффект будет гораздо более ощутимым.