- Что называют адаптацией?
- Каким бывает адаптационный период?
- Что влияет на адаптацию?
- Как родители могут помочь малышу адаптироваться?
Все родители хотят, чтобы их малыш, которому в ближайшем времени предстоит пойти в детский садик, быстро и легко привык к новым условиям и не испытывал страх и неуверенность, поэтому тема адаптации ребенка к саду всегда актуальна.
Эта статья поможет мамам, папам и работникам дошкольных образовательных учреждений понять, что такое адаптационный период, какие бывают степени привыкания детей к детскому саду и как помочь им поскорее освоиться в группе, научиться соблюдать правила, общаться и дружить, обучаться и познавать мир.
Что называют адаптацией?
Адаптация – это период приспособления человека к незнакомой обстановке. В нашей статье речь пойдет о привыкании малышей к условиям детского сада.
Давайте представим мир ребенка: его окружают родные люди, он играет в любимые игрушки, у него уютная кровать, любимая чашка со слоником, привычный распорядок дня и знакомая обстановка. И вдруг в одно мгновение все в его мире меняется – родители отводят его в незнакомое место, оставляют с чужими тетями, еда и питье – не такие, как дома, игрушки тоже другие, но самое главное – вокруг много других детей, которые бегают и прыгают, плачут и смеются, обижают и обижаются.
То есть, когда кроха впервые приходит в детский сад, ему приходится сталкиваться с неизведанным пространством, с чужими людьми, выполнять непонятные правила. Период привыкания может превратиться в настоящий стресс для малыша и потребовать от него серьезных психологических затрат.
Иногда ребенку так сложно, что родители уже не верят, что их сын или дочка смогут адаптироваться к новшествам без вреда для психики и здоровья. Кто-то сдается и делает вывод: «Детский сад – это не наша история, у нас не детсадовский ребенок!»
Тут важно не торопиться с кардинальным решением и понимать, что адаптация – это всегда непростой период, который не будет длиться вечно. И нужно помочь малышу, чтобы он как можно легче прошел этот путь.
Каким бывает адаптационный период
Период адаптации к условиям детского сада может проходить в легкой, средней или тяжелой степени.
ЛЕГКАЯ СТЕПЕНЬ:
-
Сон: малыш хорошо спит днем и ночью, иногда просыпается, но с легкостью засыпает вновь.
-
Аппетит: хорошо кушает, но может выказывать пристрастия или избирательность.
-
Психика: спокоен.
-
Здоровье: здоров.
-
Особенности поведения: не плачет, без истерики отпускает родителей и остается в саду, играет.
-
Особенности развития: в норме, но может быть слегка заторможенным в реакциях.
-
Общение: контактирует с педагогами и сверстниками, может попросить воспитателя помочь, играет с другими детьми.
- Время адаптации: около двух недель.
Иногда при легкой степени адаптации сон и аппетит ребенка все-таки нарушены, но это длится около 1-2 недель.
СРЕДНЯЯ СТЕПЕНЬ:
-
Сон: ребенок не спит днем или спит беспокойно.
-
Аппетит: плохой, мало ест, может отказываться от некоторых продуктов.
-
Психика: малыш часто плачет, настроение его может меняться.
-
Здоровье: часто болеет ОРВИ, простужается.
-
Особенности поведения: возбужден, со слезами и криком отпускает и встречает маму, после ее ухода предпочитает быть в одиночестве, может заняться игрой, но ненадолго.
-
Особенности развития: может наблюдаться замедленная речь.
-
Общение: к другим детям в группе равнодушен или общается поверхностно, у воспитателя постоянно интересуется, скоро ли за ним придут родители.
-
Время адаптации: от двух недель до полутора месяцев.
При средней форме адаптации, если крошка чувствует поддержку близких и воспитателей, привыкание может произойти довольно быстро, и малыш начнет демонстрировать познавательную активность и охотнее общаться с окружающими.
ТЯЖЕЛАЯ СТЕПЕНЬ:
-
Сон: не спит днем, а ночью сон его тревожен, прерывист, малышу снятся кошмары, может вскрикивать во сне и просыпаться в слезах.
-
Аппетит: плохой, вплоть до отказа от еды, возможна рвота невротического характера.
-
Психика: подавлен, агрессивен, предпочитает уединение.
-
Здоровье: может перенести множество заболеваний с осложнениями.
-
Особенности поведения: крик, плач, агрессия (особенно после ухода матери), может отказываться заходить в группу, заниматься и играть с другими детьми.
-
Особенности развития: малыш не способен к познавательной активности, а из-за сильного стресса угнетены внимание, память, мышление, иногда начинаются проблемы с речью.
-
Общение: не идет на контакт с воспитателями, избегает сверстников или демонстрирует агрессивное поведение.
-
Время адаптации: более двух месяцев или никогда.
В случаях тяжелой формы адаптации врачи могут порекомендовать родителям воздержаться от посещения детского сада.
Адаптацию можно считать завершенной, когда пропадают все вышеперечисленные негативные показатели поведения и состояния: у ребенка налаживается аппетит, он крепко спит, у него хорошее настроение, приобретенные ранее навыки восстанавливаются, а вес соответствует возрасту.
Что влияет на адаптацию?
Что может повлиять на адаптацию к детскому садику?
Адаптация пройдет легче у детей:
-
с хорошими показателями здоровья и нормальным уровнем развития;
-
у которых есть любимые игры;
-
достигших двух лет (это срок, после которого адаптация к новым условиям пройдет легче из-за активной любознательности и стремления к познанию мира);
-
привыкших дома соблюдать режим;
-
которые могут сами себя занять;
-
которые с удовольствием общаются с незнакомыми взрослыми и сверстниками;
-
владеющих простыми умениями и навыками (ходят на горшок, держат ложку, самостоятельно пьют, могут частично сами одеться/раздеться, не стесняются просить взрослого о помощи).
Адаптация дается сложнее мальчикам, поскольку они больше девочек привязаны к родителям в дошкольном возрасте. Если ребенок единственный в семье – ему тоже будет непросто привыкнуть к новым условиям из-за чрезмерной опеки взрослых.
Как родители могут помочь малышу адаптироваться?
Без помощи родителей в этот период юному дошкольнику будет очень трудно адаптироваться к новым условиям. Психологи советуют родителям следовать этим рекомендациям:
-
Позаботиться о том, чтобы малыш усвоил простые навыки (просился на горшок, кушал и пил самостоятельно, мыл руки, выражал желания и просьбы).
-
Одевать ребенка так, чтобы одежда и обувь не доставляли проблем (например, обувь на липучках или на молнии, кофточки на кнопках).
-
Соблюдать детсадовский режим дома (даже в выходные дни).
-
Не перегружать нервную систему крохи (большое количество спектаклей, мультфильмов, кружков, обучающих занятий могут угнетающе повлиять на психику и не оставить времени на разгрузку).
-
Не обсуждать свои переживания при сыне или дочке.
-
А вот рассуждать о пользе детского сада вслух – как раз рекомендуется!
-
Обсуждать с воспитателем настроение и здоровье ребенка.
-
Не давать малышу в детский сад слишком дорогие игрушки.
-
Попробовать спланировать собственный график так, чтобы в первые один-два месяца адаптации в детском саду забирать ребенка домой пораньше. На первых порах рекомендуется нахождение малыша в группе не более 3-х часов.
-
Приучать крошку общаться с другими людьми, гуляя на детской площадке или посещая приятелей, у которых тоже есть дети.
-
Попытаться понять, какие именно факторы мешают комфортной адаптации (можно напрямую спросить у малыша, что ему не нравится в детском саду).
-
Попробовать увеличить количество положительных эмоций, создав дома обстановку благополучия и любви.
-
Почаще проводить время со своим ребенком: вместе гулять, читать, играть.
-
Позволить взять с собой в группу любимую игрушку (так малыш ощутит связь с привычным и родным домом).
-
Всегда спрашивать у ребенка, как прошел его день в детском саду, что понравилось, а что расстроило (ваше участие даст малышу понимание, что он не одинок в такой сложный период).
-
Перед сном поговорить с малышом о завтрашнем дне, напомнить, что он снова пойдет в детский сад, рассказать, как там будет весело, дать какое-нибудь интересное задание, которое он должен будет выполнить в садике.
-
При желании освоить профессию воспитателя детского сада на курсах профессиональной переподготовки (если вы будете рядом, малыш намного уверенней пройдет период адаптации и будет ощущать вашу постоянную поддержку).
Соблюдая эти рекомендации можно избежать сложностей в период адаптации и помочь своему ребенку поскорее полюбить детский сад, научиться доверять воспитателям и найти первых друзей!