Поделиться:

Гипердинамический синдром у детей

Гипердинамический синдром у детей

Гипердинамический синдром у детей – что это? 



В наше время все чаще встречаются дети, о которых говорят: «Не может усидеть на месте!», «Носится как угорелый целый день!», «Задает тысячу вопросов, а ответы не слушает!». Такие ребятишки требуют к себе постоянного внимания, не слушаются и перебивают старших, вызывая у педагогов негатив и логичный вопрос: «А занимаются ли вообще родители воспитанием малыша?». Но не всегда такое поведение – следствие вседозволенности или невоспитанности. Причина может быть в наличии у ребенка гипердинамического синдрома. Разберемся, что это за синдром, каковы его причины и признаки и как бороться с такими проявлениями.


Что такое гипердинамический синдром?


Гипердинамический синдром у детей – что это?


Гипердинамический синдром – это расстройство поведения, при котором дети (от полутора до пятнадцати лет) проявляют повышенную двигательную активность, практически не несущую в себе смысла и цели. Зачастую такому расстройству сопутствует еще один неприятный диагноз – синдром дефицита внимания, когда малыши не могут сосредоточиться на одном объекте или деле.

Расстройство может проявляться:

  1. гиперактивным синдромом;

  2. дефицитом внимания;

  3. обоими признаками в комплексе.

К 15 годам не каждый подросток, страдающий этим расстройством, способен самостоятельно справиться с нарушением, поэтому чем раньше синдром будет выявлен и вылечен, тем больше шансов полностью избавиться от его проявлений и последствий.


В чем причина расстройства?


Гипердинамический синдром у детей – что это?


Нет однозначных причин возникновения гипердинамического синдрома у детей. Большинство ученых придерживается версии, что причиной можно считать минимальную мозговую дисфункцию (повреждение мозговых клеток, отвечающих за процессы торможения), которая и приводит к возникновению проблем в обучении, поведении и излишней активности детей. При этом интеллект остается в норме.

Говоря простыми словами: часть клеток мозга перестает работать, их функции берут на себя другие мозговые отделы, из-за чего нервная система перегружается, а малышу приходится расходовать много энергии, чтобы развиваться нормально.

Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием:

  • травмы головного мозга в возрасте до 13 лет;
  • внутриутробной гипоксией плода во время беременности;
  • стремительных или сложных родов у матери;
  • наследственности;
  • неблагополучной обстановки в семье;
  • плохой экологии.


Каковы симптомы гипердинамического расстройства?


Гипердинамический синдром у детей – что это?



Малыш с гипердинамическим расстройством поведения:

  • чрезмерно активен, совершает множество лишних движений, суетится, постоянно возбужден;
  • плохо спит из-за перевозбуждения;
  • не может сосредоточиться на одном объекте/деле (долгие задачи, чтение объемных книг непосильны для такого ребенка; к примеру, он перестает интересоваться новой игрушкой, не успев полностью исследовать ее возможности);
  • не способен тщательно обдумывать слова и действия, соблюдать правила игры, реагировать на запреты;
  • испытывает проблемы с самоконтролем, постоянно теряется в многолюдных местах;
  • страдает частыми перепадами в настроении, может быть вспыльчивым или агрессивным;
  • безостановочно размахивает руками, ногами, вертит головой, ходит вприпрыжку;
  • не может выслушать собеседника до конца и сконцентрировать внимание на его словах;
  • легко находит общий язык со сверстниками и педагогами, но постоянные отношения поддерживать не может;
  • испытывает сложности с координацией, имеет нарушения мелкой моторики (малышу с трудом дается завязывание шнурков и застегивание пуговиц)
  • Поведение детей с гипердинамическим синдромом бывает разным – какой-то симптом может быть выражен более ярко или слабо, а какой-то может и вовсе отсутствовать. Полный набор вышеозвученных поведенческих реакций встречается лишь у каждого пятого ребенка с таким диагнозом. У многих детей могут наблюдаться сопутствующие расстройства – задержка психического, речевого развития, заикание, невозможность овладеть навыками чтения или письма.
Понятно, что для облегчения состояния ребенка и налаживания его познавательной деятельности и навыков общения, необходимо как можно раньше обратиться к коррекционным специалистам.


Какое лечение назначают детям с гипердинамическим синдромом


Гипердинамический синдром у детей – что это?


В работу с детьми с минимальной мозговой дисфункцией включаются психолог, нейропсихолог, логопед-дефектолог. Они проводят диагностику и назначают коррекционное лечение. Если малышу требуется медикаментозная терапия – нужно будет посетить и невролога.

О методах лечения детей с гипердинамическим синдромом и другими сопутствующими расстройствами рассказывают опытные преподаватели на наших дистанционных курсах по психологии. Основными назначениями специалистов будут:

  1. нейропсихологические тактики;

  2. поведенческое и семейное направления психотерапии;

  3. медикаментозное лечение;

  4. стимуляция головного мозга при помощи магнитного импульса.

Работа специалистов будет направлена на достижение следующих целей:

  • развить у малыша внимание;
  • снизить тревожность;
  • повысить навык контроля за своим поведением и действиями;
  • наладить координацию движений и мелкую моторику;
  • научить ребенка расслабляться.


Советы родителям активного малыша


6.jpg


Воспитывать гиперактивных детей – это непростая задача, многие родители опускают руки и не знают, как действовать и что делать.

Психологи рекомендуют придерживаться следующих советов, чтобы организовать максимально комфортную среду для активного малыша, облегчить его жизнь и помочь адаптироваться в детском саду или школе.

  1. Составьте четкий распорядок дня и придерживайтесь его вместе с вашим маленьким активистом. Если верно распределить время на дела и отдых, это разгрузит нервную систему.

  2. Постарайтесь не ругать малыша, помните, что он ведет себя так не из вредности, а из-за своих индивидуальных особенностей.

  3. Разработайте систему поощрений, хвалите ребенка даже за незначительные достижения. Старайтесь давать ему те задания, с которыми он легко справляется.

  4. Если малыш сильно перевозбужден – переключите его внимание с активных действий на спокойные игры или занятия: почитайте вместе книгу, посмотрите мультфильм.

  5. Поддерживайте благоприятную атмосферу в семье, избегайте конфликтов и ссор.

  6. Честно говорите с малышом о своих эмоциях и спрашивайте его, что он чувствует. Попробуйте научить ребенка справляться даже с самыми сильными эмоциями.

  7. По возможности отдайте кроху в тот детский сад (или школу), где в группе (классе) меньшее количество учеников. Так активный малыш получит больше внимания от педагогов.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0