Что нужно человеку для счастья? На самом деле, не так уж и много – возможность жить полноценной жизнью. Видеть, слышать, осязать, двигаться, возможность заниматься тем делом, которым любишь. Каждый может добавить в этот список что-то свое. Но начинается он всегда одинаково – это наше здоровье, которое не купишь ни за какие деньги.
А как быть тем людям, которые имеют ограниченные возможности? Сейчас не в ходу слово «инвалид». Ребенок или взрослый с ограниченными возможностями. Это не вопрос толерантности. Это вопрос человечности и этики. Достаточно просто посмотреть, как слепые участвуют в состязаниях по биатлону, люди с протезами нижних конечностей бегают марафоны и т. д.
Адаптивная физическая культура – одно из направлений воспитания и обучения детей с ограниченными возможностями здоровья, которое помогает не оставаться им «за бортом» современной жизни, помогает становиться полноценным членом общества, социализироваться и т. д.
Адаптивная физическая культура – что это?
Адаптивная физическая культура (АФК) соединила в себе множество дисциплин – медицина, анатомия, коррекционная педагогика, патология и др. Вся деятельность специалистов по АФК направлена на лечение, реабилитацию и социализацию детей и взрослых с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ).
Важную часть в АФК занимает не только лечение и реабилитация людей с ОВЗ, а их социализация, возможность показать им новые стороны их жизни, подарить положительные эмоции и т. д.
Это ни с чем несравнимая радость от возможности двигаться, узнавать что-то новое, общаться с другими людьми, возможности справиться со своим недугом тем или иным образом. Сказать себе – я могу, я делаю, я живу, несмотря ни на что. Обычным людям, возможно, сложно будет это понять, ведь физические возможности воспринимаются нами, как некая данность.
Цели и задачи адаптивной физической культуры
Целью адаптивной физической культуры является здоровье человека с ОВЗ: развить жизнеспособность, обеспечить функционирование имеющихся физических возможностей (насколько позволяют имеющиеся ограничения по здоровью), максимально улучшить характеристики физического и психического здоровья.
На пути к этой цели специалисты по АФК решают следующие задачи:
-
коррекционные;
-
компенсаторные;
-
профилактические;
-
оздоровительно-воспитательные;
-
развивающие.
Коррекционная и компенсаторная работа проводится с имеющимися физическими отклонениями (основное заболевание и сопутствующие), профилактическая работа направлена на повышение иммунитета, укрепление здоровья и физических сил, улучшение общего состояния. Воспитательная и образовательная работа направлена на социализацию людей с АФК, повышение уровня уверенности в себе, обучение взаимодействию с другими людьми и т. д.
Функции адаптивной физической культуры
В АФК можно выделить четыре группы функций:
-
реабилитационная функция включает в себя коррекционную, компенсаторную и профилактическую деятельность;
-
педагогическая функция включает в себя образовательную, воспитательную и профессионально-подготовительную деятельность;
-
функция физического воспитания и спорта включает в себя развивающую, соревновательную и творческую деятельность;
-
социальная функция включает в себя гуманистическую, социализирующую и коммуникативную деятельность.
Давайте более подробно остановимся на каждой из этих функций.
Реабилитационная функция АФК
Коррекционная деятельность в рамках реабилитации направлена на лечение и коррекцию основного и сопутствующего (их может быть несколько) заболевания и вызванных им вторичных отклонений в физическом состоянии.
Специалист по АФК, выполняя реабилитационные действия, подбирает специальный комплекс воздействий на организм ребенка или взрослого с ОВЗ, при помощи физических упражнений. Одновременно с физическими упражнениями осуществляется коррекционно-педагогическое воздействие (обучение и воспитание через упражнения или игру) для того, чтобы воздействовать не только на физическое здоровье, но и на психическое состояние пациента (его сенсорную систему, интеллект и т. д.). Данная деятельность так же затрагивает эмоционально-волевую сферу, познавательную и поведенческую сферу.
Компенсаторная работа проводится с теми людьми, у которых та или иная функция здоровья безвозвратно утеряна (интеллектуальные нарушения, потеря слуха, зрения и т. д.). Утерянные функции компенсируются за счет сохранившихся.
Проводя профилактическую работу, специалист по АФК использует доступные для пациента физические упражнения для того, чтобы предупредить гиподинамию или гипокинезию, которые преследуют людей с ОВЗ. Организованная двигательная активность (в пределах возможностей пациента) необходима для предупреждения появления вторичных заболеваний.
Педагогическая функция АФК
Образовательная и воспитательная деятельность специалиста АФК направлена на разработку стратегии и тактики работы с детьми, у которых есть те или иные отклонения в развитии. Благодаря именно образовательной деятельности происходит постепенный переход от занятий со специалистом (интерактивных занятий) к самостоятельной работе пациента.
Ребенок или взрослый, в результате работы специалиста, получает специальные знания, умения и навыки, формирует систему ценностей здорового образа жизни, совершенствуется физически и интеллектуально. Формируется гармонично развитая личность (там, где это допускают отклонения в развитии), пациент мотивируется на самосовершенствование, самообразование, преодолевается комплекс неполноценности, формируется чувство собственного достоинства.
Профессионально-подготовительная работа специалиста по АФК направлена на развитие и совершенствование тех физических навыков, которые необходимы для профессиональной дееспособности пациента. Формируется готовность (физическая и психологическая) к труду, приобретаются навыки и умения социально-бытового самообслуживания.
Функция физического воспитания и спорта АФК
Развивающая деятельность в рамках функции физического воспитания и спорта направлена на всестороннее развитие личности ребенка или взрослого с ОВЗ. Отставание в физическом развитии, несформированность двигательных функций, невозможность полностью управлять своими движениями – все это негативно сказывается и на других функциях организма. Работа специалиста по АФК направлена здесь на развитие мышечной силы, быстроты, ловкости, гибкости, координации и других физических характеристик.
Соревновательная деятельность несет в себе важный социализирующий потенциал. Это возможность для людей с ОВЗ в рамках честной борьбы состязаться с другими спортсменами, учиться общаться и взаимодействовать между собой и другими участниками соревнований.
Творческая деятельность дает возможность реализовать способности людей с ОВЗ, вести положительную созидательную деятельность, демонстрировать свои возможности, характер, личные качества.
Социальная функция АФК
В рамках этой функции раскрываются особенности отношения человека с ОВЗ с обществом. Гуманистическая деятельность здесь направлена на то, чтобы людей с ОВЗ признавали равноправными членами общества, для которых можно и нужно обеспечить равные возможности.
Социализирующая и коммуникативная деятельность направлены на поиск возможности включить человека с ОВЗ в жизнь общества, помочь ему усвоить опыт социальной жизни, нормы поведения, помочь ему войти в социальную среду. Эта деятельность продолжается в течение всей жизни.
Подводя итоги, хотим особо уделить внимание подготовке специалиста по АФК. Без должного образования, без специальных компетенций в этой области работа специалиста не увенчается успехом и будет безрезультативной.
Для всех, кому необходимы знания в этой области, можем порекомендовать наш курс «Адаптивная физическая культура и спорт: организация и проведение практических занятий и тренировок с лицами, имеющими ограниченные возможности здоровья».
На курсе вы получите все необходимые теоретические и практические знания, для успешной работы в области адаптивной физической культуры.