МХК – это вовсе не три скучных буквы, а важный и полезный школьный предмет, позволяющий взглянуть на мировую историю глазами творцов разных эпох. Мировая художественная культура включена в обязательную программу не так давно, но уже играет значительную роль в формировании культурного кругозора и мировоззрения у подрастающего поколения.
Расскажем, что это за предмет, как развивалась мировая художественная культура, каковы ее место и роль в воспитании полноценной личности.
Понятие МХК
Само слово «культура» в латинском языке означает «взращивать, возделывать». Под мировой художественной культурой подразумевают культуру общества, включающую:
-
образно-творческие произведения, созданные людьми;
-
творческие воспроизведения живой и неживой природы;
-
процессы деятельности, в результате которых создаются произведения искусства, представляющие эстетическую ценность для общества.
Говоря простыми словами, в основе МХК лежит изучение художественного наследия человечества, которое было создано в разные исторические периоды.
Функционирование мировой культуры обеспечивают 3 элемента:
-
процесс ее создания;
-
способы распространения;
-
потребление/созидание художественных произведений.
Этот предмет является базисным и обязателен для изучения в школе, начиная с 5-го класса. Особо активно и внимательно ученики изучают:
-
наследие живописцев;
-
произведения скульпторов;
-
архитектурные шедевры;
-
декоративно-прикладное творчество.
Кроме этих основных видов наследия, МХК раскрывает все многообразие творчества, когда-либо созданного народом, охватывая литературу, театр, музыку, рассказывая обо всех процессах создания и хранения произведений.
Основные этапы развития мировой культуры
В каждую эпоху создавались свои уникальные культурные произведения: рисунки, картины, скульптуры, символические знаки, архитектурные сооружения, одежда, предметы быта, украшения. Творцы в своей деятельности опирались на потребности общественности конкретного временного этапа.
Ученые умы в области культуры и искусства сегодня выделяют шесть основных исторических периодов развития МХК.
-
КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (продолжительность эпохи примерно с I тыс. по IV тыс. до нашей эры).
-
АНТИЧНОСТЬ (I тыс. до нашей эры – V век нашей эры).
-
ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭПОХА (V век – XIV век).
-
ЭПОХА РЕНЕССАНСА (охватывает XV-XVI века).
-
ЭПОХА СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVI века).
-
КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XX века).
Этот период подарил человечеству множество творений, которые вызывают восторг самых предвзятых ценителей искусства и по сей день, подкупая своей непосредственностью. Наиболее известные памятники мировой художественной культуры той эпохи – это наскальные рисунки в пещере Альтамира, статуэтки и скульптуры с ярко выраженными женскими формами, магический кромлех (сооружение из камней) Стоунхедж. Позже, с возникновением письменности, искусство наиболее активно сосредоточилось в районах Месопотамии и Древнего Египта.
Под античным миром подразумевается греко-римская цивилизация, которая положила начало культуре в Западной Европе. Она основывалась на религиозном мировоззрении, а сам человек того периода рассматривался как центр Вселенной, поэтому главная идея античности – активная роль человека в мире. Этот период принес в МХК величественные и таинственные памятники архитектуры и скульптуры, поражающие воображение. Люди в наши дни пользуются достижениями и открытиями древнегреческих ученых, философов, историков. Римляне создали свой стиль как в искусстве, так и в архитектуре. Города стали более сконструированными и благоустроенными, возводились дворцы и храмы, строились мощеные дороги и мосты.
Византия занимала ведущую позицию среди культурных центров Средневековья и являлась цивилизованной преемницей Древнего Рима. Ее неповторимый вклад в мировую культуру – это высокие образцы искусства, основанные на культурных традициях христианства. Именно наследие Византийской империи стало эталоном православного мира.
Ренессанс (или Возрождение) явился на смену Средневековью. Для этой значительной эпохи характерны возрождающиеся идеалы и ценности античности. Снова проявляется большой интерес к личности человека, его разуму и творческим способностям, отодвигая религию на второй план. В творениях того времени доминируют гуманизм, эстетические ценности, духовная и физическая красота. В этот период невероятный расцвет переживает живопись, не имеющая аналогов. Эпоха также богата величайшими морскими, астрономическими, анатомическими и другими научными открытиями.
Этот временной отрезок включает художественную культуру нидерландских Низин Фландрии и Голландии, Германии, Англии и других стран, которые находились севернее Альп. Для Северного Возрождения характерны готическая культура, передовые техники масляной живописи, выразительное алтарное искусство, виртуозные портреты и гравюры на дереве. Эпоха подарила миру картины и гравюры немецкого живописца Альбрехта Дюрера, знаменитую книгу «О вращении небесных тел» польского астронома Николая Коперника и много других имен и достижений мирового значения.
В этот период возникает новая цивилизация и другая система отношений. Это время научного и творческого роста, время рождения барокко, классицизма, реализма, романтизма.
Мы видим, что МХК меняла свое обличие на протяжении всех этих эпох, но в ее основе продолжали оставаться величайшие и бессмертные творения, которые не потеряли своей актуальности и ценности для современного человека.
Как влияет МХК на общество?
Как мы помним, МХК – это не только создание художественных произведение, но и их потребление обществом. Эмоции и переживания, которые вызывает у человека, например, созерцание картины Микеланджело, формируют уважительное отношение к искусству, дают осознание его значимости и ценности, расширяют кругозор и повышают общий культурный уровень. Поэтому в развитых странах уделяется огромное внимание эстетическому воспитанию людей посредством изучения мировой художественной культуры.
Для чего изучать мировую художественную культуру школьникам?
В нашей стране уроки мировой художественной культуры вошли в обязательную школьную программу по инициативе педагога Лии Михайловны Предтеченской. В 1988 году по приказу Минобразования предмет был введен в учебные планы школ, вузов и педучилищ. Так школьники получили возможность с юных лет приобщаться к мировому культурному наследию, открывая смыслы художественных шедевров всемирного масштаба.
Современные педагоги и психологи уверяют, что изучение МХК:
-
повышает осведомленность о мире и его истории;
-
побуждает к самостоятельному творчеству и созиданию;
-
развивает воображение, внимание и эстетическое мышление;
-
улучшает аналитические способности (например, при сравнении стилей художников или особенностей культурных эпох);
-
помогает в изучении истории мира;
-
воспитывает чувство прекрасного и хороший вкус;
-
развивает речь и другие когнитивные навыки;
-
вдохновляет на освоение творческих специальностей.
Кроме того, восприятие школьниками высокохудожественных произведений способствует их мысленному «диалогу» с деятелями канувших в историю эпох, дает представление о добре и зле, жизни и смерти, любви и дружбе, горе и радости, учит ценить и любить людей и природу, помогает почувствовать себя частью огромного многообразного мира и поверить в собственные возможности.
На нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки можно освоить профессию учителя мировой художественной культуры. По окончанию обучения вы получите не только качественные знания, но и диплом, подтверждающий факт обучения в институте, и сразу сможете преподавать МХК в школе, планируя и реализуя интересные уроки в соответствии с действующими государственными стандартами.