Поделиться:

Что такое мировая художественная культура?

Что такое мировая художественная культура?

Виды мировой художественной культуры


МХК – это вовсе не три скучных буквы, а важный и полезный школьный предмет, позволяющий взглянуть на мировую историю глазами творцов разных эпох. Мировая художественная культура включена в обязательную программу не так давно, но уже играет значительную роль в формировании культурного кругозора и мировоззрения у подрастающего поколения.

Расскажем, что это за предмет, как развивалась мировая художественная культура, каковы ее место и роль в воспитании полноценной личности.


Понятие МХК

Виды мировой художественной культуры


Само слово «культура» в латинском языке означает «взращивать, возделывать». Под мировой художественной культурой подразумевают культуру общества, включающую:

  • образно-творческие произведения, созданные людьми;

  • творческие воспроизведения живой и неживой природы;

  • процессы деятельности, в результате которых создаются произведения искусства, представляющие эстетическую ценность для общества.

Говоря простыми словами, в основе МХК лежит изучение художественного наследия человечества, которое было создано в разные исторические периоды.

Функционирование мировой культуры обеспечивают 3 элемента:

  1. процесс ее создания;

  2. способы распространения;

  3. потребление/созидание художественных произведений.

Этот предмет является базисным и обязателен для изучения в школе, начиная с 5-го класса. Особо активно и внимательно ученики изучают:

  • наследие живописцев;

  • произведения скульпторов;

  • архитектурные шедевры;

  • декоративно-прикладное творчество.

Кроме этих основных видов наследия, МХК раскрывает все многообразие творчества, когда-либо созданного народом, охватывая литературу, театр, музыку, рассказывая обо всех процессах создания и хранения произведений.


Основные этапы развития мировой культуры

Виды мировой художественной культуры


В каждую эпоху создавались свои уникальные культурные произведения: рисунки, картины, скульптуры, символические знаки, архитектурные сооружения, одежда, предметы быта, украшения. Творцы в своей деятельности опирались на потребности общественности конкретного временного этапа.

Ученые умы в области культуры и искусства сегодня выделяют шесть основных исторических периодов развития МХК.

  1. КУЛЬТУРА ПЕРВОБЫТНОГО МИРА И ДРЕВНИХ ЦИВИЛИЗАЦИЙ (продолжительность эпохи примерно с I тыс. по IV тыс. до нашей эры).

  2. Этот период подарил человечеству множество творений, которые вызывают восторг самых предвзятых ценителей искусства и по сей день, подкупая своей непосредственностью. Наиболее известные памятники мировой художественной культуры той эпохи – это наскальные рисунки в пещере Альтамира, статуэтки и скульптуры с ярко выраженными женскими формами, магический кромлех (сооружение из камней) Стоунхедж. Позже, с возникновением письменности, искусство наиболее активно сосредоточилось в районах Месопотамии и Древнего Египта.

  3. АНТИЧНОСТЬ (I тыс. до нашей эры – V век нашей эры).

  4. Под античным миром подразумевается греко-римская цивилизация, которая положила начало культуре в Западной Европе. Она основывалась на религиозном мировоззрении, а сам человек того периода рассматривался как центр Вселенной, поэтому главная идея античности – активная роль человека в мире. Этот период принес в МХК величественные и таинственные памятники архитектуры и скульптуры, поражающие воображение. Люди в наши дни пользуются достижениями и открытиями древнегреческих ученых, философов, историков. Римляне создали свой стиль как в искусстве, так и в архитектуре. Города стали более сконструированными и благоустроенными, возводились дворцы и храмы, строились мощеные дороги и мосты.

  5. ВИЗАНТИЙСКАЯ ЭПОХА (V век – XIV век).

  6. Византия занимала ведущую позицию среди культурных центров Средневековья и являлась цивилизованной преемницей Древнего Рима. Ее неповторимый вклад в мировую культуру – это высокие образцы искусства, основанные на культурных традициях христианства. Именно наследие Византийской империи стало эталоном православного мира.

  7. ЭПОХА РЕНЕССАНСА (охватывает XV-XVI века).

  8. Ренессанс (или Возрождение) явился на смену Средневековью. Для этой значительной эпохи характерны возрождающиеся идеалы и ценности античности. Снова проявляется большой интерес к личности человека, его разуму и творческим способностям, отодвигая религию на второй план. В творениях того времени доминируют гуманизм, эстетические ценности, духовная и физическая красота. В этот период невероятный расцвет переживает живопись, не имеющая аналогов. Эпоха также богата величайшими морскими, астрономическими, анатомическими и другими научными открытиями.

  9. ЭПОХА СЕВЕРНОГО ВОЗРОЖДЕНИЯ (XV-XVI века).

  10. Этот временной отрезок включает художественную культуру нидерландских Низин Фландрии и Голландии, Германии, Англии и других стран, которые находились севернее Альп. Для Северного Возрождения характерны готическая культура, передовые техники масляной живописи, выразительное алтарное искусство, виртуозные портреты и гравюры на дереве. Эпоха подарила миру картины и гравюры немецкого живописца Альбрехта Дюрера, знаменитую книгу «О вращении небесных тел» польского астронома Николая Коперника и много других имен и достижений мирового значения.

  11. КУЛЬТУРА НОВОГО ВРЕМЕНИ (XVI-XX века).

  12. В этот период возникает новая цивилизация и другая система отношений. Это время научного и творческого роста, время рождения барокко, классицизма, реализма, романтизма.

Мы видим, что МХК меняла свое обличие на протяжении всех этих эпох, но в ее основе продолжали оставаться величайшие и бессмертные творения, которые не потеряли своей актуальности и ценности для современного человека.


Как влияет МХК на общество?

Виды мировой художественной культуры


Как мы помним, МХК – это не только создание художественных произведение, но и их потребление обществом. Эмоции и переживания, которые вызывает у человека, например, созерцание картины Микеланджело, формируют уважительное отношение к искусству, дают осознание его значимости и ценности, расширяют кругозор и повышают общий культурный уровень. Поэтому в развитых странах уделяется огромное внимание эстетическому воспитанию людей посредством изучения мировой художественной культуры.


Для чего изучать мировую художественную культуру школьникам?

Виды мировой художественной культуры


В нашей стране уроки мировой художественной культуры вошли в обязательную школьную программу по инициативе педагога Лии Михайловны Предтеченской. В 1988 году по приказу Минобразования предмет был введен в учебные планы школ, вузов и педучилищ. Так школьники получили возможность с юных лет приобщаться к мировому культурному наследию, открывая смыслы художественных шедевров всемирного масштаба.

Современные педагоги и психологи уверяют, что изучение МХК:

  • повышает осведомленность о мире и его истории;

  • побуждает к самостоятельному творчеству и созиданию;

  • развивает воображение, внимание и эстетическое мышление;

  • улучшает аналитические способности (например, при сравнении стилей художников или особенностей культурных эпох);

  • помогает в изучении истории мира;

  • воспитывает чувство прекрасного и хороший вкус;

  • развивает речь и другие когнитивные навыки;

  • вдохновляет на освоение творческих специальностей.

Кроме того, восприятие школьниками высокохудожественных произведений способствует их мысленному «диалогу» с деятелями канувших в историю эпох, дает представление о добре и зле, жизни и смерти, любви и дружбе, горе и радости, учит ценить и любить людей и природу, помогает почувствовать себя частью огромного многообразного мира и поверить в собственные возможности.

На нашем дистанционном курсе профессиональной переподготовки можно освоить профессию учителя мировой художественной культуры. По окончанию обучения вы получите не только качественные знания, но и диплом, подтверждающий факт обучения в институте, и сразу сможете преподавать МХК в школе, планируя и реализуя интересные уроки в соответствии с действующими государственными стандартами.



Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0