-
В каких случаях применяется нейропсихологическая коррекция?
- Что такое нейрогимнастика и какой эффект она дает?
Зарядка полезна не только для укрепления мышц и хорошего самочувствия. Даже элементарные упражнения помогают расшевелить мозг, улучшить кровообращение и обеспечить доступ достаточного количества кислорода. Это благоприятно влияет на работоспособность, повышает настроение, избавляет от излишнего напряжения, позволяет эффективно решать многие проблемы. Например, устранять отклонения в функциональном развитии, исправлять нарушения речи, справляться с гиперактивностью. Такие возможности предоставляет нейропсихологическая коррекция.
О нейропсихологии и нейропсихологической коррекции
Как устроен человеческий мозг? Как его работа связана с организацией высших психических функций — памяти, внимания, мышления? Как все это влияет на поведение человека и его развитие? Эти вопросы входят в сферу интересов нейропсихологии — достаточно молодой науки, которая возникла на стыке двух дисциплин: нейронауки, изучающей широкий спектр нейронных процессов и их связь с физиологией и поведением человека, и психологии.
Нейропсихология помогает понять причины отклонений, которые случаются в ходе формирования познавательных процессов у детей с самого раннего возраста, провести «работу над ошибками», чтобы избежать нежелательных последствий.
Для этого специалисты прибегают к нейропсихологической коррекции. Так называется комплекс специальных методик, техник, приемов, которые помогают исправить нарушения, обнаруженные в функционировании мозга, восстановить и нормализовать процессы, управляющие вниманием и умением концентрироваться, способностью ориентироваться в пространстве и эмоционально реагировать, восприятием, моторикой, памятью и речью. От этого зависит, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, сможет ли он адаптироваться в социуме, получится ли у него хорошо учиться в школе, и многие другие моменты.
Поводом для обращения к нейропсихологу могут стать:
-
рассеянность ребенка, сложности с концентрацией внимания;
-
проблемы с запоминанием новой информации;
-
сложности с ориентацией в пространстве (например, ребенок путает право и лево);
-
отставание от ровесников в развитии;
-
признаки гиперактивности или наоборот — заторможенности;
-
быстрая утомляемость;
-
нарушения речи;
-
трудности с адаптацией в новом месте, с социализацией;
-
слаборазвитая моторика (у ребенка все валится из рук);
-
трудности с выражением эмоций, самоконтролем, усидчивостью.
Специалист проведет комплексную диагностику и выявит источник проблемы, а затем подберет оптимальную программу нейрокоррекции.
Более детально познакомиться с нейропсихологией и разобраться в особенностях применения нейрокоррекции для решения распространенных детских проблем поможет курс «Нейропсихология детского возраста» в НЦРДО.
В каких случаях применяется нейропсихологическая коррекция?
Показаниями для применения нейрокоррекции могут быть:
-
расстройства аутистического спектра (детский аутизм);
-
задержка речевого развития (ЗРР);
-
задержка психического развития (ЗПР);
-
недоразвитость головного мозга;
-
синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);
-
рассеянный склероз;
-
расстройства эмоционального характера;
-
органические расстройства;
-
детский церебральный паралич;
-
расстройства речевой функции (сенсорная или моторная алалия, дисграфия и дислексия, дизартрия);
-
проблемы в обучении и др.
В каждом случае нейропсихолог разрабатывает индивидуальный план коррекции, в который включаются упражнения, направленные на активизацию определенных мозговых зон.
Что такое нейрогимнастика и какой эффект она дает?
Нейрогимнастика — это одна из форм нейропсихологической коррекции. Она может представлять собой специальные игровые занятия с элементами арт-терапии, комплексы упражнений, которые направлены на синхронизацию работы правого и левого полушарий, на развитие мозолистого тела, подкорковых структур и связей между этими структурами и корой головного мозга. Двигательная (или сенсомоторная) и когнитивная активность помогают исправлять нарушения в становлении внутренних процессов, психических функций, возвращать в норму работу мозга и его важных центров.
Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:
-
увеличивает скорость восприятия и обработки информации;
-
благоприятно влияет на внимание и память;
-
стимулирует кровообращение;
-
способствует развитию мышления и речи;
-
помогает справиться с дислексией (проблемами с чтением) и дисграфией (проблемами с письменной речью);
-
способствует развитию моторики (общей и мелкой);
-
повышает устойчивость к стрессовым ситуациям и т. д.
Зарядка для мозга полезна и маленьким, и взрослым. Но все же более заметные результаты применение этого метода дает в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга.
Эффект от выполнения нейроупражнений проявляется, например, в том, что дети становятся более собранными, организованными, начинают лучше учиться, перестают капризничать, плохо себя вести.
Направления нейрокоррекции и виды нейроупражнений
Нейропсихологическая коррекция предусматривает работу в нескольких направлениях:
-
Двигательное или сенсомоторное помогает восстановить или развить способности управлять своим телом, синхронизировать движения рук и глаз при совершении каких-то действий, ориентироваться в пространстве и т. п.
-
Когнитивное способствует развитию познавательных функций — внимания, памяти, речи, мышления.
-
Эмоционально-личностное работает над формированием навыков общения, развивает навыки самооценки и саморегуляции и т. д.
Приоритетное направление коррекции выбирает специалист — исходя из результатов обследования и особенностей нарушений у конкретного пациента, а также в зависимости от целей коррекционной работы.
Выделяют несколько основных видов нейрогимнастических упражнений:
-
Артикуляционные. Этот блок упражнений задействуют, когда имеют место задержки речевого развития, проблемы с произношением. Элементы нейрогимнастики включают в логоритмику. Это эффективная методика коррекции речевых нарушений и развития речевых навыков у детей, которая представляет собой микс из проговаривания различных слов, напевания песенок, ритмичных движений (ходьбы, марширования) и танцев под музыку.
Хотите узнать больше об этом способе устранения речевых нарушений? Обратите внимание на наш курс «Логоритмика».
-
Глазодвигательные. Способствуют развитию взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга, расширяют возможности зрительного восприятия (благодаря этому ребенку становится легче воспринимать информацию, например, на уроках в школе).
-
Двигательные в сочетании с растяжками. Дают ребенку возможность лучше понимать свое тело, научиться им управлять, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве. Растяжки помогают снять излишнее напряжение в мышцах (при гипертонусе), улучшают восприятие новой информации, облегчают развитие навыков письма и чтения.
-
Дыхательные. Способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость, гиперактивность, успокаивают ЦНС. Ребята меньше переживают, становятся более усидчивыми, им проще управлять своими эмоциями.
-
Направленные на развитие когнитивных навыков. Улучшают внимание, память, развивают мыслительные способности, логику. Юные пациенты учатся сосредотачиваться, работать, не отвлекаясь.
При выполнении упражнений всегда продвигаются от простого к сложному. Систематические занятия благоприятно влияют на психическое развитие, на эмоциональное и физическое состояние ребенка, делают его более уверенным в себе.
Нейроупражнения для разных возрастов
Детство — время активного развития, как в физическом, так и в психическом плане. Человек пополняет свой багаж знаний, умений и навыков поэтапно. Поэтому и нейропсихологические упражнения группируются в зависимости от возраста. Подробнее узнать об особенностях использования нейрогимнастики вы можете, пройдя обучение по программе «Нейропсихологический подход к профилактике трудностей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (72 ч.).
А мы рассмотрим примеры таких коррекционных заданий.
До 1 года
В первые 12 месяцев жизни малыш активно знакомится с окружающим миром — тщательно его ощупывает, пробует на вкус, внимательно слушает речь родителей. Из доступных для крохи упражнений наиболее полезны массаж и водные процедуры (плавание).
От 1 года до 2 лет
Нейроупражнения для «годовасиков» просты и немногочисленны:
-
сказки и стишки (главное — не количество прочитанного, а повторение знакомых историй);
-
игра с кубиками и другими небольшими игрушками (для развития моторики).
Такие элементарные «развлечения» помогают функциональному развитию крохи.
3-4 года
Продолжается период активного формирования речи, поэтому очень важны упражнения, которые развивают мелкую и крупную моторику, правильную артикуляцию. Полезны следующие игры и упражнения:
-
«Ладушки». Начинать можно с классических всем знакомых простых и перекрестных хлопков, затем усложнять комбинации.
-
«Клювики». Руки ребенка превращаются в «клювики» — для этого нужно просто сложить вместе кончики пальцев. Суть упражнения — раскрыть ладошку одной руки, «поклевать» с нее «клювиком», сложенным из другой руки, затем поменять руки и повторить движение.
-
«Канатоходец». Для этого упражнения понадобится реквизит — веревка, которую нужно разложить на полу. Ребенку нужно представить, что он стал канатоходцем и должен пройти по канату, который натянут в воздухе. Его задача — аккуратно переставляя ножки и плотно прижимая их к веревке, пройтись по канату.
-
«Свеча». Перед ребенком нужно поставить зажженную свечу. Задача малыша — сделать глубокий вдох, а затем изо всех сил выпустить воздух через вытянутые губы, чтобы задуть свечку. Упражнение повторяют несколько раз, каждый раз немного отодвигая горящую свечу от ребенка.
4-5 лет
Работая с детьми этой возрастной группы, можно использовать упражнения, рассмотренные ранее, только усложнив их, нарастив темп. Но в коррекционной программе появляются и задания посложнее — направленные на тренировку внимания, памяти, на развитие связей между полушариями мозга.
-
«Река и берег». Чтобы обозначить границу между «водой» и «сушей», на полу раскладывают веревку. По команде взрослого ребенок «ныряет» в «реку» или выбирается на «берег». Начинают выполнять упражнение с простой последовательности команд. Затем задача усложняется — взрослый пытается запутать малыша, меняя порядок команд или «подсказывая» неправильный вариант.
-
«Пинг-понг». В этой игре будет двое участников и потребуется «теннисный» стол. Игровое поле нужно разделить пополам — мысленно или нарисовать границу при помощи цветного скотча. Взять теннисный шарик (как вариант — просто скомкать листок бумаги), положить его на середину стола. Перед игроками стоит задача задувать шарик на половинку противника до тех пор, пока он не упадет со стола.
-
«Капитан». Упражнение на координацию движений. Одну руку нужно сжать в кулак, большой палец поднять вверх (показать «лайк»). Другую руку нужно поднести ко лбу — изобразить козырек. Задача — менять руки. Чтобы усложнить задание, между сменой позиций добавить хлопок.
5-7 лет
В этом возрасте дети начинают учиться писать, считать, читать, возрастает учебная нагрузка. Нужны упражнения, которые помогают активировать работу головного мозга, развивают мелкую моторику.
-
«Колечко». Нужно изобразить кольцо из пальцев — большого и указательного, а затем быстро менять пальчики — до мизинца. Сначала упражнение делают одной рукой, затем — другой, а немного потренировавшись, задействуют одновременно обе руки.
-
«Мама ничего не знает». Задача ребенка — объяснить маме, что нужно делать — дать ей пошаговые инструкции. Например, как сделать бутерброд или как пройти в комнату.
7-10 лет
Психические возможности и требования, предъявляемые младшеклассникам в школе, меняются. Усложняются и нейроупражнения.
-
«Угадай-ка». Потребуются 30-40 карточек, на которых изображены разные явления, предметы, объекты (например, животные). Взрослый вытягивает карточку. Задавая прямые вопросы (на которые можно ответить односложно — да или нет), ребенок должен понять, что изображено на картинке. Количество попыток ограничено — их всего 20. Можно обойтись и без карточек — в этом случае ведущий просто загадывает какой-то предмет, а ребенок пытается угадать его.
-
«Зеркальное рисование». Для выполнения этого упражнения потребуется листок бумаги и пара карандашей или фломастеров. Лист нужно мысленно поделить пополам (по вертикали) и на его половинах одновременно нарисовать два зеркальных друг другу рисунка.
Это лишь небольшая часть примеров упражнений нейрогимнастики. Каждое из них выполняет определенные задачи. Для достижения видимого эффекта важны регулярность занятий и корректное выполнение упражнений, подобранных нейропсихологом.
Ограничения и противопоказания
Нейрогимнастика проста в исполнении, доступна для всех возрастов. Однако, стоит иметь в виду, что и у таких упражнений могут быть ограничения и противопоказания.
С большой осторожностью нейропсихологические занятия проводят при наличии у пациентов:
-
сердечных патологий;
-
бронхиальной астмы;
-
дисплазии соединительной ткани.
Применение подобного вида коррекции противопоказано, если имеют место:
-
психические расстройства;
-
генетические болезни;
-
эпилепсия.
В остальных случаях правильно подобранные и систематически выполняемые комплексы нейроупражнений дают положительный эффект.