Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?

Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?

5.10.2023
Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?
Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?  нейрогимнастика для детей



Зарядка полезна не только для укрепления мышц и хорошего самочувствия. Даже элементарные упражнения помогают расшевелить мозг, улучшить кровообращение и обеспечить доступ достаточного количества кислорода. Это благоприятно влияет на работоспособность, повышает настроение, избавляет от излишнего напряжения, позволяет эффективно решать многие проблемы. Например, устранять отклонения в функциональном развитии, исправлять нарушения речи, справляться с гиперактивностью. Такие возможности предоставляет нейропсихологическая коррекция. 

О нейропсихологии и нейропсихологической коррекции


Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?  нейрогимнастика для детей



Как устроен человеческий мозг? Как его работа связана с организацией высших психических функций — памяти, внимания, мышления? Как все это влияет на поведение человека и его развитие? Эти вопросы входят в сферу интересов нейропсихологии — достаточно молодой науки, которая возникла на стыке двух дисциплин: нейронауки, изучающей широкий спектр нейронных процессов и их связь с физиологией и поведением человека, и психологии. 

Нейропсихология помогает понять причины отклонений, которые случаются в ходе формирования познавательных процессов у детей с самого раннего возраста, провести «работу над ошибками», чтобы избежать нежелательных последствий. 

Для этого специалисты прибегают к нейропсихологической коррекции. Так называется комплекс специальных методик, техник, приемов, которые помогают исправить нарушения, обнаруженные в функционировании мозга, восстановить и нормализовать процессы, управляющие вниманием и умением концентрироваться, способностью ориентироваться в пространстве и эмоционально реагировать, восприятием, моторикой, памятью и речью. От этого зависит, как ребенок будет взаимодействовать с окружающим миром, сможет ли он адаптироваться в социуме, получится ли у него хорошо учиться в школе, и многие другие моменты. 

Поводом для обращения к нейропсихологу могут стать:

  • рассеянность ребенка, сложности с концентрацией внимания;

  • проблемы с запоминанием новой информации;

  • сложности с ориентацией в пространстве (например, ребенок путает право и лево);

  • отставание от ровесников в развитии;

  • признаки гиперактивности или наоборот — заторможенности;

  • быстрая утомляемость;

  • нарушения речи;

  • трудности с адаптацией в новом месте, с социализацией;

  • слаборазвитая моторика (у ребенка все валится из рук);

  • трудности с выражением эмоций, самоконтролем, усидчивостью. 

Специалист проведет комплексную диагностику и выявит источник проблемы, а затем подберет оптимальную программу нейрокоррекции. 

Более детально познакомиться с нейропсихологией и разобраться в особенностях применения нейрокоррекции для решения распространенных детских проблем поможет курс «Нейропсихология детского возраста» в НЦРДО. 

В каких случаях применяется нейропсихологическая коррекция?


Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?  нейрогимнастика для детей



Показаниями для применения нейрокоррекции могут быть:

  • расстройства аутистического спектра (детский аутизм);

  • задержка речевого развития (ЗРР);

  • задержка психического развития (ЗПР);

  • недоразвитость головного мозга;

  • синдром дефицита внимания и гиперактивности (СДВГ);

  • рассеянный склероз;

  • расстройства эмоционального характера;

  • органические расстройства;

  • детский церебральный паралич;

  • расстройства речевой функции (сенсорная или моторная алалия, дисграфия и дислексия, дизартрия);

  • проблемы в обучении и др. 

В каждом случае нейропсихолог разрабатывает индивидуальный план коррекции, в который включаются упражнения, направленные на активизацию определенных мозговых зон. 

 Что такое нейрогимнастика и какой эффект она дает? 


Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?  нейрогимнастика для детей



Нейрогимнастика — это одна из форм нейропсихологической коррекции. Она может представлять собой специальные игровые занятия с элементами арт-терапии, комплексы упражнений, которые направлены на синхронизацию работы правого и левого полушарий, на развитие мозолистого тела, подкорковых структур и связей между этими структурами и корой головного мозга. Двигательная (или сенсомоторная) и когнитивная активность помогают исправлять нарушения в становлении внутренних процессов, психических функций, возвращать в норму работу мозга и его важных центров. 

Систематическое выполнение нейроупражнений обеспечивает весьма ощутимый эффект:

  • увеличивает скорость восприятия и обработки информации;

  • благоприятно влияет на внимание и память;

  • стимулирует кровообращение;

  • способствует развитию мышления и речи;

  • помогает справиться с дислексией (проблемами с чтением) и дисграфией (проблемами с письменной речью);

  • способствует развитию моторики (общей и мелкой);

  • повышает устойчивость к стрессовым ситуациям и т. д. 

Зарядка для мозга полезна и маленьким, и взрослым. Но все же более заметные результаты применение этого метода дает в детском возрасте, поскольку именно в этот период у человека закладывается фундамент интеллекта, выстраиваются связи между левой и правой половинками головного мозга. 

Эффект от выполнения нейроупражнений проявляется, например, в том, что дети становятся более собранными, организованными, начинают лучше учиться, перестают капризничать, плохо себя вести.

Направления нейрокоррекции и виды нейроупражнений


Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?  нейрогимнастика для детей


Нейропсихологическая коррекция предусматривает работу в нескольких направлениях:

  • Двигательное или сенсомоторное помогает восстановить или развить способности управлять своим телом, синхронизировать движения рук и глаз при совершении каких-то действий, ориентироваться в пространстве и т. п. 

  • Когнитивное способствует развитию познавательных функций — внимания, памяти, речи, мышления. 

  • Эмоционально-личностное работает над формированием навыков общения, развивает навыки самооценки и саморегуляции и т. д. 

Приоритетное направление коррекции выбирает специалист — исходя из результатов обследования и особенностей нарушений у конкретного пациента, а также в зависимости от целей коррекционной работы. 

Выделяют несколько основных видов нейрогимнастических упражнений:

  • Артикуляционные. Этот блок упражнений задействуют, когда имеют место задержки речевого развития, проблемы с произношением. Элементы нейрогимнастики включают в логоритмику. Это эффективная методика коррекции речевых нарушений и развития речевых навыков у детей, которая представляет собой микс из проговаривания различных слов, напевания песенок, ритмичных движений (ходьбы, марширования) и танцев под музыку. 

Хотите узнать больше об этом способе устранения речевых нарушений? Обратите внимание на наш курс «Логоритмика»

  • Глазодвигательные. Способствуют развитию взаимодействия левого и правого полушарий головного мозга, расширяют возможности зрительного восприятия (благодаря этому ребенку становится легче воспринимать информацию, например, на уроках в школе). 

  • Двигательные в сочетании с растяжками. Дают ребенку возможность лучше понимать свое тело, научиться им управлять, координировать свои движения, ориентироваться в пространстве. Растяжки помогают снять излишнее напряжение в мышцах (при гипертонусе), улучшают восприятие новой информации, облегчают развитие навыков письма и чтения. 

  • Дыхательные. Способствуют насыщению крови и тканей кислородом, нормализации дыхания, за счет чего снижают излишнюю эмоциональную возбудимость, гиперактивность, успокаивают ЦНС. Ребята меньше переживают, становятся более усидчивыми, им проще управлять своими эмоциями. 

  • Направленные на развитие когнитивных навыков. Улучшают внимание, память, развивают мыслительные способности, логику. Юные пациенты учатся сосредотачиваться, работать, не отвлекаясь. 

При выполнении упражнений всегда продвигаются от простого к сложному. Систематические занятия благоприятно влияют на психическое развитие, на эмоциональное и физическое состояние ребенка, делают его более уверенным в себе. 

Нейроупражнения для разных возрастов


Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?  нейрогимнастика для детей



Детство — время активного развития, как в физическом, так и в психическом плане. Человек пополняет свой багаж знаний, умений и навыков поэтапно. Поэтому и нейропсихологические упражнения группируются в зависимости от возраста. Подробнее узнать об особенностях использования нейрогимнастики вы можете, пройдя обучение по программе «Нейропсихологический подход к профилактике трудностей в воспитании и развитии детей дошкольного возраста» (72 ч.)

А мы рассмотрим примеры таких коррекционных заданий. 

До 1 года 

В первые 12 месяцев жизни малыш активно знакомится с окружающим миром — тщательно его ощупывает, пробует на вкус, внимательно слушает речь родителей. Из доступных для крохи упражнений наиболее полезны массаж и водные процедуры (плавание). 

От 1 года до 2 лет

Нейроупражнения для «годовасиков» просты и немногочисленны: 

  • сказки и стишки (главное — не количество прочитанного, а повторение знакомых историй);

  • игра с кубиками и другими небольшими игрушками (для развития моторики). 

Такие элементарные «развлечения» помогают функциональному развитию крохи. 

3-4 года

Продолжается период активного формирования речи, поэтому очень важны упражнения, которые развивают мелкую и крупную моторику, правильную артикуляцию. Полезны следующие игры и упражнения:

  • «Ладушки». Начинать можно с классических всем знакомых простых и перекрестных хлопков, затем усложнять комбинации. 

  • «Клювики». Руки ребенка превращаются в «клювики» — для этого нужно просто сложить вместе кончики пальцев. Суть упражнения — раскрыть ладошку одной руки, «поклевать» с нее «клювиком», сложенным из другой руки, затем поменять руки и повторить движение. 

  • «Канатоходец». Для этого упражнения понадобится реквизит — веревка, которую нужно разложить на полу. Ребенку нужно представить, что он стал канатоходцем и должен пройти по канату, который натянут в воздухе. Его задача — аккуратно переставляя ножки и плотно прижимая их к веревке, пройтись по канату. 

  • «Свеча». Перед ребенком нужно поставить зажженную свечу. Задача малыша — сделать глубокий вдох, а затем изо всех сил выпустить воздух через вытянутые губы, чтобы задуть свечку. Упражнение повторяют несколько раз, каждый раз немного отодвигая горящую свечу от ребенка

4-5 лет

Работая с детьми этой возрастной группы, можно использовать упражнения, рассмотренные ранее, только усложнив их, нарастив темп. Но в коррекционной программе появляются и задания посложнее — направленные на тренировку внимания, памяти, на развитие связей между полушариями мозга

  • «Река и берег». Чтобы обозначить границу между «водой» и «сушей», на полу раскладывают веревку. По команде взрослого ребенок «ныряет» в «реку» или выбирается на «берег». Начинают выполнять упражнение с простой последовательности команд. Затем задача усложняется — взрослый пытается запутать малыша, меняя порядок команд или «подсказывая» неправильный вариант. 

  • «Пинг-понг». В этой игре будет двое участников и потребуется «теннисный» стол. Игровое поле нужно разделить пополам — мысленно или нарисовать границу при помощи цветного скотча. Взять теннисный шарик (как вариант — просто скомкать листок бумаги), положить его на середину стола. Перед игроками стоит задача задувать шарик на половинку противника до тех пор, пока он не упадет со стола. 

  • «Капитан». Упражнение на координацию движений. Одну руку нужно сжать в кулак, большой палец поднять вверх (показать «лайк»). Другую руку нужно поднести ко лбу — изобразить козырек. Задача — менять руки. Чтобы усложнить задание, между сменой позиций добавить хлопок. 

5-7 лет

В этом возрасте дети начинают учиться писать, считать, читать, возрастает учебная нагрузка. Нужны упражнения, которые помогают активировать работу головного мозга, развивают мелкую моторику. 

  • «Колечко». Нужно изобразить кольцо из пальцев — большого и указательного, а затем быстро менять пальчики — до мизинца. Сначала упражнение делают одной рукой, затем — другой, а немного потренировавшись, задействуют одновременно обе руки

  • «Мама ничего не знает». Задача ребенка — объяснить маме, что нужно делать — дать ей пошаговые инструкции. Например, как сделать бутерброд или как пройти в комнату. 

7-10 лет

Психические возможности и требования, предъявляемые младшеклассникам в школе, меняются. Усложняются и нейроупражнения

  • «Угадай-ка». Потребуются 30-40 карточек, на которых изображены разные явления, предметы, объекты (например, животные). Взрослый вытягивает карточку. Задавая прямые вопросы (на которые можно ответить односложно — да или нет), ребенок должен понять, что изображено на картинке. Количество попыток ограничено — их всего 20. Можно обойтись и без карточек — в этом случае ведущий просто загадывает какой-то предмет, а ребенок пытается угадать его. 

  • «Зеркальное рисование». Для выполнения этого упражнения потребуется листок бумаги и пара карандашей или фломастеров. Лист нужно мысленно поделить пополам (по вертикали) и на его половинах одновременно нарисовать два зеркальных друг другу рисунка. 

Это лишь небольшая часть примеров упражнений нейрогимнастики. Каждое из них выполняет определенные задачи. Для достижения видимого эффекта важны регулярность занятий и корректное выполнение упражнений, подобранных нейропсихологом. 

Ограничения и противопоказания 


Что такое нейроупражнения для детей и какие они бывают?  нейрогимнастика для детей



Нейрогимнастика проста в исполнении, доступна для всех возрастов. Однако, стоит иметь в виду, что и у таких упражнений могут быть ограничения и противопоказания. 

С большой осторожностью нейропсихологические занятия проводят при наличии у пациентов:

  • сердечных патологий;

  • бронхиальной астмы;

  • дисплазии соединительной ткани. 

Применение подобного вида коррекции противопоказано, если имеют место:

  • психические расстройства;

  • генетические болезни;

  • эпилепсия. 

В остальных случаях правильно подобранные и систематически выполняемые комплексы нейроупражнений дают положительный эффект. 


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели