Все люди знают, что двигательная активность улучшает самочувствие, повышает настроение, сжигает калории, но не все понимают, как правильно спланировать график спортивных занятий, какие методы существуют, чтобы эффективно освоить спортивную технику и развить физические способности. Наша статья о целях, принципах, средствах и методах спортивной тренировки.
Понятие спортивной тренировки
Спортивное упражнение – это способ заставить работать мышцы для достижения разных целей, к которым относятся оздоровление, похудение, улучшение состояния психики и, разумеется, высокие результаты, победы и медали.
Спортивной тренировкой называют спланированный педагогический процесс, который включает в себя обучение человека технике вида спорта и развитие его физических данных.
Нужно понимать, что человеческий организм – это единая система, и любая спортивная нагрузка нарушает ее постоянство, влияет на состояние мышц и состояние организма в целом. Эти перемены зависят от:
-
уровня нагрузки;
-
спортивной подготовки;
-
реакции организма;
-
индивидуальных особенностей человека (здоровье, возраст, потенциал).
Поэтому спортивная тренировка обязательно должна проходить под надзором опытного тренера, который способен оптимизировать нагрузку, быстро добиться правильной техники исполнения упражнений и привести спортсмена к желанным результатам, обеспечив при этом его безопасность.
Каковы главные цели и задачи спортивных тренировок?
Спортивная тренировка ставит перед собой цель подготовить занимающегося к спортивным соревнованиям, обеспечить ему максимальной возможный уровень выучки.
Для достижения этой цели решаются сопутствующие задачи. Тренер должен:
-
помочь спортсмену освоить техническую и тактическую специфику избранного вида спорта;
-
усовершенствовать у воспитанников двигательные качества и повысить физические возможности их организма (силу, скорость, выносливость, координацию), которые приведут к достижению планируемых результатов на соревнованиях;
-
воспитать в подопечных необходимые моральные и волевые качества (самодисциплина, ответственность, настойчивость, сила воли);
-
обеспечить нужный уровень психологической подготовки у занимающихся;
-
дать спортсменам теоретические знания и практический опыт для успешного участия в тренировках и соревнованиях по выбранному виду спорта.
Все эти задачи решает верно организованная спортивная тренировка, а результаты определяются анализом таких показателей, как:
-
тренированность (приспособленность организма к конкретным нагрузкам, которая возникает в результате регулярного выполнения упражнений);
-
уровень подготовки (физические данные, техника выполнения спортивных упражнений, тактика, психическая подготовка);
-
спортивная форма (наивысший уровень подготовленности занимающегося к соревнованиям).
На каких принципах строится спортивная тренировка?
Тренировка должна соответствовать общим важным педагогическим правилам и рекомендациям, которые созданы с учетом научных исследований и практического опыта передовых тренеров.
При выстраивании спортивной тренировки инструкторы придерживаются принципов:
-
ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ (интенсивность нагрузок определяется в зависимости от уровня подготовки занимающегося);
-
ВАРИАТИВНОСТИ (увеличивать интенсивность и время тренировки можно только тогда, когда организм спортсмена адаптируется к уже имеющимся нагрузкам);
-
СПЕЦИАЛИЗАЦИИ (концентрировать усилия следует именно на том виде спорта, которым занимается подопечный, попутно повышая мотивацию);
-
ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ НАГРУЗОК (на одной тренировке необходимо сочетать нагрузки разного вида и интенсивности, чтобы добиться дополнительных эффектов);
-
НЕПРЕРЫВНОСТИ ТРЕНИРОВКИ (каждое последующее занятие наслаивается на предыдущее, закрепляя результат и давая накопительный эффект, но при этом и про обязательное восстановление организма нельзя забывать – отдыху должно быть выделено достаточное количество времени);
-
СОЧЕТАНИЯ ОБЩЕЙ И СПЕЦИАЛЬНОЙ ПОДГОТОВОК (чтобы добиться высокого мастерства в конкретном виде спорта, специальной подготовки недостаточно, нельзя пренебрегать общей физической подготовкой);
-
ВОЗРАСТНОЙ АДЕКВАТНОСТИ (физические способности зависят от возраста спортсмена, и это обязательно должен учитывать тренер в своей работе);
-
ПЛАНИРОВАНИЯ ЦИКЛИЧЕСКИХ ТРЕНИРОВОК (тренировочный процесс целесообразно выстраивать по циклической программе, то есть повторять упражнения, занятия и этапы циклами; это улучшит способность спортсмена к адаптации и даст возможность с отличным результатом реализовать отдельные задачи).
Какие средства используются в тренировочном процессе?
Физическое упражнение – это основное средство тренировки. Все упражнения можно условно разделить по признакам. Рассмотрим основные из них.
1. В зависимости от признака системы физического воспитания упражнения подразделяются на:
-
гимнастику;
-
игру;
-
спорт;
-
туристические путешествия.
2. Анатомические признаки упражнений могут влиять на руки, ноги, брюшной пресс, спину. Эта классификация позволяет составлять отличные упражнения для разминки.
3. Если делить спортивные тренировки по преимуществу развития конкретных качеств, то выделяются следующие виды упражнений:
-
скоростные и силовые, выполняя которые затрачиваются максимальные усилия (например, бег на короткую дистанцию, прыжки в длину и высоту, метание мяча, ядра, диска, поднятие тяжестей);
-
циклические (плавание, лыжи, бег на среднюю или длинную дистанцию);
-
координационные (гимнастика, фигурное катание и другие);
-
предполагающие наличие физических и двигательных навыков и быстрой реакции (фехтование, боксирование, единоборство и другие).
4. Различаются упражнения и по признакам спортивной специализации и могут быть:
-
общеподготовительными (обобщенная подготовка для всестороннего физического развития спортсменов);
-
специальными (подбираются с учетом специфики конкретного вида спорта);
-
соревновательными (включают средства борьбы и изучение правил соревнований по определенному виду спорта).
Какие существуют методы и способы тренировки?
Занятия спортом должны непременно приносить результат, поэтому очень важно владеть методами спортивных тренировок. Под этими методами подразумеваются приемы и правила, по которым действуют тренер и спортсмен.
I. Применяемые способы могут быть двух видов: общепедагогическими или практическими.
1. Группа общепедагогических методов включает:
-
Словесные методики – это когда тренер обсуждает с подопечным задачи предстоящих занятий, рассказывает о технике выполнения упражнения, разъясняет его пользу и вред, анализирует предыдущие достижения, мотивирует спортсмена на победу и результаты. Для всех этих действий необходимо отлично знать терминологию и владеть критериями оценки достижений.
-
Наглядные методики – это способы демонстрации техник выполнения спортивных упражнений тренером или более опытным спортсменом (также используются видеозаписи, фильмы или схематичные материалы). Впоследствии занимающийся оттачивает мастерство выполнения элемента под присмотром инструктора.
2. В группу практических методов входят строго регламентированные упражнения и техники для развития у спортсменов физических навыков и качеств. Незнакомые элементы делятся на составляющие и осваиваются последовательно – от простых к более сложным.
II. По способам физнагрузки на организм все методы спортивной тренировки делятся на:
-
непрерывную и равномерную нагрузку (Тренировка отличается монотонностью, одинаковым темпом и не прерывается на протяжении некоего отрезка времени – например, бег, – развивает атлетические качества и выносливость);
-
непрерывную и переменную нагрузку (В отличие от предыдущего метода, уровень физической нагрузки может изменяться в процессе тренировки/упражнения);
-
интервальные (Интенсивность нагрузки во время тренировки в конкретный временной период резко меняется – от незначительной до серьезной, а паузы на отдых строго ограничены. Такое занятие дает возможность быстро сжечь калории и подходит опытным спортсменам без сердечных заболеваний);
-
повторяющиеся (Отличаются тем, что после выполнения необходимых повторений воспитаннику дается одна-две минуты отдыха);
-
игровые (Особенно подходят для начинающих спортсменов, которые хотят развить координацию, стойкость, неутомимость, ловкость. Упражнения выполняются в форме состязаний);
-
соревновательные (Эти методики применяются на подготовительном этапе перед соревнованиями, имитируя их условия).
III. По организации занятий способы спортивной тренировки могут быть:
-
фронтальными (Весь состав спортсменов выполняет одно и то же задание. Важно: все спортсмены должны видеть инструктора и не мешать друг другу);
-
групповыми (Занимающиеся делятся на группы по весовой категории или возрасту, каждая группа выполняет разные задания);
-
индивидуальными (Чаще всего применяются со спортсменами, подготовка которых отличается от остальных).
Получить профессию тренера и научиться планировать и проводить интересные, а главное, результативные спортивные тренировки можно в нашем институте на дистанционном курсе. Вы быстро научитесь составлять режим тренировок для спортсменов, готовить их к соревнованиям, вдохновлять на победу, оказывать при необходимости первую помощь, а после сдачи итогового тестирования станете обладателем диплома установленного образца.