Эмоциональный интеллект (ЭИ) — один из так называемых гибких навыков (soft skills), которые помогают эффективно взаимодействовать с людьми, принимать решения, адекватно реагировать на любые ситуации и становятся все более востребованными у работодателей.
Этот навык не является врожденным. Он начинает формироваться с первых дней жизни малыша и во многом зависит от условий, в которых он растет.
Зачем ребенку эмоциональный интеллект? Как определить уровень сформированности ценного навыка? Что помогает развитию ЭИ? Давайте разбираться!
Эмоциональный интеллект: определение и четыре компонента
Эмоциональным интеллектом (emotional intelligence) называют способность распознавать, отслеживать, контролировать чувства, желания, эмоции, мотивы, намерения — как свои, так и окружающих, чтобы управлять и своими, и чужими мыслями, эмоциями, действиями для решения практических задач.
В эмоциональном интеллекте принято выделять четыре компонента:
-
Восприятие (идентификация). Благодаря ему мы можем по мимике, жестам, голосу, позе или поведению понять, какие эмоции обуревают человеком или нами самими.
-
Понимание. Мы можем проанализировать эмоциональную информацию и понять, как связаны между собой эмоции и мысли, что стало причиной их возникновения и каковы возможные последствия их проявления.
-
Управление. Мы умеем отслеживать свои чувства, мысли, эмоции, погружаться в какое-то эмоциональное состояние, пролонгировать его и выключать, если оно не несет никакой пользы. Нам удается управлять эмоциями — и своими, и чужими.
-
Использование. Эмоции, желания, мотивы становятся инструментом для достижения определенных целей.
Интересно, что все четыре компонента эмоционального интеллекта активно используются человеком с самого раннего возраста. Не зря детей называют маленькими манипуляторами. Они точно знают, как добиться своего: попасть к маме на ручки, посмотреть любимый мультик или выпросить вкусняшку.
Зачем человеку ЭИ
ЭИ — это то, что помогает человеку быть успешным во всех сферах: в профессии, бизнесе, саморазвитии, отношениях с окружающими, а значит, и в личной жизни.
Этот внутренний ресурс проявляется в умении
-
находить нестандартные решения в сложных ситуациях;
-
владеть собой в моменты стресса;
-
выстраивать эффективные коммуникации;
-
понимая эмоции других, управлять их действиями;
-
ставить перед собой цели и достигать их.
Высокий уровень EQ (emotional quotient) способен на 58% увеличить производительность труда, о чем свидетельствуют результаты исследования, проведенного компанией Talentsmart. А известный популяризатор ЭИ американский писатель, психолог, журналист Дэниел Гоулман придерживается мнения, что состоятельность человека в жизни лишь на 20% зависит от уровня его IQ, при этом 80% находятся в ведении EQ.
Таким образом, люди с высоким EQ чувствуют себя гораздо более гармоничными, счастливыми и зарабатывают больше, чем те, кто не может справиться со своими эмоциями.
Почему развивать эмоциональный интеллект нужно с детства
«Громко не смейся!», «не злись!», «не кричи!», «говори тише!» — эти «команды» родителей многим знакомы с детства. Это не что иное как запрет на проявление эмоций, ограничение умения чувствовать и выражать переживания доступным способом, что может привести к снижению эмоционального интеллекта. А он, между тем, напрямую связан с нашим психологическим здоровьем: уравновешенный человек реже сталкивается с психосоматическими заболеваниями. И чем раньше малыш познакомится с эмоциями, узнает, что они бывают положительные и отрицательные, тем легче ему будет научиться ими управлять.
Это нужно детям, чтобы:
-
контролировать свои эмоциональные реакции, сознательно регулировать свое поведение;
-
научиться общаться, дружить, любить;
-
уметь распознавать положительные и отрицательные качества в людях;
-
обрести уверенность в себе;
-
достичь успехов в учебе;
-
не терять самообладания в критической ситуации и т. д.
Ребята с высоким уровнем ЭИ часто становятся лидерами — они притягивают к себе тех, кто эмоционально слабее. Такие дети обладают хорошими организаторскими способностями, не боятся трудностей, что в будущем может привести их на руководящие позиции.
Особенности ЭИ у детей
По мнению ученых, уровень EQ у человека растет в течение жизни — по мере того, как он набирается самого разного опыта. Однако детство — самая благодатная пора для овладения полезными навыками. Рассмотрим основные особенности ЭИ у детей разного возраста.
Ранний детский возраст (от 0 до 3 лет)
Это период активного развития головного мозга и нервной системы малыша. Знания и умения, которые ребенок складывает в свою копилку до трех лет, составляют фундамент его мышления.
Сначала кроха учится расшифровывать эмоции родителей, пытается отвечать им — улыбается, радостно гулит. Далее эмоции становятся для малыша ориентиром в познании мира:
-
он делает что-то и смотрит на реакцию мамы, пытается понять, одобряет ли она;
-
он чувствует негатив, недружелюбные интонации;
-
он доверяет добрым людям, тем, кто ему улыбается.
К трем годам ребенок виртуозно считывает настроение мамы или папы и знает, как ими манипулировать — как получить то, что он хочет.
Дошкольный возраст (от 3-4 до 7 лет)
Старт этого периода приходится на тот самый кризис трех лет — переломный момент, когда кроха вступает в борьбу за независимость от родителей, за право принимать самостоятельные решения. В ответ на установленные границы ребенок начинает сопротивляться, все отрицать и делать все наоборот. Многие родители пытаются подавить этот бунт — ругаются, повышают голос, угрожают ремнем, что может привести к нежелательным последствиям и низкому ЭИ у ребенка.
После этой маленькой революции следует активная социализация крохи — он отправляется в детсад, где учится обходиться без мамы, развивает свои коммуникативные навыки. С эмоциональной точки зрения это очень сложный период — малышу приходится переживать стрессовые ситуации, учиться регулировать свои чувства (управлять злостью, агрессией и т. п.).
Школьный возраст (7-12 лет)
Младшим школьникам уже доступна эмпатия — они умеют распознавать эмоции и переживания других людей, сочувствовать им, оценивать их поступки, видеть ошибки, пытаются поставить себя на их место. Программа обучения в начальной школе направлена на воспитание сострадания, смелости, доброты и других позитивных качеств. Общение с педагогами и одноклассниками развивает коммуникативные навыки и в то же время увеличивает дистанцию между ребятами и их родителями.
Если в младшем школьном возрасте дети откровенны и непосредственны, настроены позитивно, отзывчивы, то, становясь подростками, они теряют свою эмоциональную стабильность и способность управлять чувствами, осознают свою исключительность и начинают противопоставлять себя окружающим. Это нередко становится почвой для конфликтов.
Как определить уровень ЭИ у ребенка
Чтобы определить, насколько у вашего малыша развит эмоциональный интеллект, попробуйте провести несложную диагностику. В этом вам помогут, например:
-
Тест Холла. Это опросник из 30 утверждений, с которыми тестируемый должен согласиться или не согласиться. Результат покажет, умеет ли человек управлять эмоциями, свойственна ли ему эмпатия и т. д.
-
Тест «Дорисовывание: вещи, люди, эмоции». По этой проективной методике ребенку предлагают изображения трех фигур. Его задача — за ограниченное время дорисовать к ним разные детали, чтобы получились законченные образы. По итогам теста можно будет сделать вывод, что ребенку ближе эмоционально — мир неодушевленных предметов или мир людей.
-
Методика SREIT (Self Report Emotional Intelligence Test). Ребенку предлагают решить, с каким из тридцати трех утверждений теста он может полностью согласиться, сказать «Это точно про меня», а про какие скажет «Это совсем ко мне не относится». Результаты покажут, насколько ребенок умеет выражать эмоции, управлять ими, правильно ли оценивает их и умеет ли использовать при решении проблем.
Можно понаблюдать за ребенком:
-
как он реагирует на печаль другого человека;
-
способен ли управлять своими эмоциональными реакциями;
-
умеет ли рассказывать о своих чувствах — говорить, что он обижен, или что ему весело или грустно;
-
уважает ли он интересы другого человека, способен ли на компромиссы.
Если вы замечаете что-то подобное, не переживайте! Заняться развитием эмоционального интеллекта можно в любой момент. Хотите разобраться, как это делать правильно? Запишитесь на наш мини-курс «Развитие эмоционального интеллекта у детей»!
Как развивать ЭИ: 7 полезных советов
Эмоциональный интеллект ребенка развивается и шлифуется ежедневно — при общении с близкими, друзьями, воспитателями в детсаду или учителями в школе, с посторонними людьми, животными и т. д. Каждый родитель в силах создать благоприятные условия, которые будут способствовать формированию нужных умений и навыков.
Что для этого нужно:
-
Непрерывно общаться со своим ребенком с первых дней его жизни — разговаривать, читать книги, петь песенки, рассказывать сказки.
-
Обсуждать прочитанные сказки и просмотренные мультфильмы — кто из героев прав, а кто не очень, как можно было поступить в какой-то ситуации и т. п.
-
Не запрещать ребенку проявлять свои чувства, стараться избегать таких установок, как «не плачь!», «это совсем не страшно!», «каша вкусная, не выдумывай!» и т. д.
-
Не обесценивать чувства малыша, его желания, например, объяснять, почему нужно делать то, что не очень хочется делать.
-
Интересоваться самочувствием и настроением ребенка, расспрашивать его о том, что произошло в саду или школе.
-
Быть честным с малышом — да, мир далек от идеала, но во всем можно находить положительные моменты.
-
Если ребенок что-то натворил, объясните ему, как вас огорчило, что он поступил так нехорошо.