1. Речь и ее формы
3. Функции импрессивной и экспрессивной речи
4. Причины речевых расстройств
Речь – это важнейшее средство общения для любого из нас. Устная речь начинает формироваться с самого младенчества: малыш выражает свои чувства с помощью крика и лепетания, постепенно переходя к более сложным лингвистическим приемам.
В этой статье мы расскажем вам об этапах образования речи, о нормах и отклонениях речевого развития.
Речь и ее формы
Речью называют форму общения людей в результате согласованной деятельности мозговых отделов с органами артикуляции. Правильность речи зависит от того, какой у человека уровень понимания, восприятия и воспроизведения звуков, как он формулирует фразы, правильно ли располагает слова в предложениях.
Появление самостоятельной речи начинается с процесса ее понимания. Под процессом понимания подразумевается способность человека выделить из информационного потока главный смысл.
Лингвисты выделяют две формы речи: экспрессивную (воспроизводимую) и импрессивную (воспринимаемую).
Импрессивная форма речи
Сенсорная (импрессивная) речь – это сам процесс восприятия, распознавания и понимания устной/письменной речи. Сначала мозг человека воспринимает речевое сообщение с помощью зрения и слуха, потом выделяет информативные моменты, а в финале выявляет его смысловой подтекст.
Виноватой в нарушениях импрессивной речи немецкий ученый Карл Вернике назначил мозговую сенсорную зону, которая является своеобразным «хранилищем» усвоенных человеком слов. Поражение этого участка головного мозга может привести к тому, что образы сохраненных в нем слов распадутся, и тогда при хорошем слухе человек не сможет понять смысла речевых высказываний.
Экспрессивная форма речи
В 1861 году хирург из Франции Поль Брока выяснил, что если мозг поражен в областях 2-й и 3-й извилин, то человек продолжает понимать речь, но утрачивает способность членораздельно разговаривать и лишь издает бессвязные звуки. Поэтому по мнению ученого, коррекционное воздействие при патологиях экспрессивной речи следует оказывать именно на пораженную зону.
На сегодняшний день развитие импрессивной и экспрессивной форм речи у дошкольников является настоящей проблемой, решают которую коррекционные педагоги.
Этапы формирования речи
Этапы формирования импрессивной/сенсорной речи
Импрессивный вид речи развивается в раннем детстве в четыре основных этапа.
-
На первом этапе ребенок начинает понимать интонацию взрослых.
-
На втором этапе малыш понимает ситуацию. Событие, которое повторяется регулярно, становится привычным и понятным. Кроха может даже предугадывать, что произойдет дальше и чем закончится действие.
-
На следующем этапе ребенок способен понять речь в определенной ситуации. Смысл сказанного ему понятен, если названный предмет, событие, явление или действие точно совпадают с произнесением соответствующих слов.
-
На последнем этапе малыш уже понимает речь вне зависимости от происходящего. То есть, на простую просьбу взрослого (например, показать игрушку или взять ее в руки) ребенок правильно выполняет действие.
С точки зрения психологии, сенсорная речь формируется последовательно: мозг ребенка с помощью слуха и системы речи воспринимает поступающую к нему информацию, расшифровывает ее, определяя звучание букв и интонацию, а потом анализирует новые данные, совмещая их с уже знакомыми данными, отложенными в мозговых отделах.
Понятно, что если ребенок имеет отклонения и плохо понимает речь, это может негативно повлиять на развитие и успешность личности в целом.
Этапы формирования экспрессивной/моторной речи
Процесс формирования моторных речевых функций связан с развитием ребенка в дошкольном возрасте, ведь именно тогда он начинает осознанно разговаривать, умеет учитывать условия ситуации и характер разговора, расширяет словарный запас и обогащает свою речь более сложными речевыми оборотами.
Экспрессивная речь тоже формируется поэтапно.
-
На 1-м этапе оформляется мотив и/или возникает желание высказаться.
-
На 2-м этапе воспроизводится сформулированная мысль в отделах мозга (кодируется главная идея).
-
На заключительном 3-м этапе озвучивается сформулированное высказывание.
С младенчества ребенок постепенно учится воспринимать обращенные к нему слова. Экспрессивная собственная речь развивается так:
-
крик (кроха кричит с самого рождения, только так он может высказаться);
-
гуление (период с двух до шести месяцев, в который ребенок произносит протяжные гласные «ги, гу, агу»);
-
певучее гуление по слогам (губные звуки, которые позже преобразуются в лепет);
-
лепетание (малыш в возрасте от четырех до восьми месяцев многократно повторяет слоги, например, «ма-ма, ба-ба»);
-
простейшие слова («на, дай, ам, мама, баба», которые кроха уже может произносить на фоне продолжающегося периода лепетания);
-
фразы (взрослый лексикон, которым ребенок овладевает примерно в годовалом возрасте).
Обычно экспрессивная речь развивается при участии родителей. Именно от мамы и папы, от их поведения и частоты общения с чадом будет зависеть, насколько быстро малыш научится разговаривать. Словарный запас, верная постановка предложений и четкое формулирование мыслей тоже не возникнут из пустого места, эти навыки придут под влиянием услышанного, увиденного и происходящего вокруг малыша.
Отклонения развития моторной речи чаще всего обнаруживаются у детей, имеющих особенности здоровья, перенесших серьезные травмы или заболевания, но большинство из них достаточно хорошо поддаются корректирующему лечению при участии опытного логопеда.
Функции импрессивной и экспрессивной речи
Хорошо развитая импрессивная речь выполняет следующие функции:
-
человек способен общаться, ощущать себя полноценным членом социума (понимание правил, восприятие просьб других людей, реагирование на обращение);
-
личность развивается (расширение кругозора, пополнение словарного запаса);
-
человек использует прошлый жизненный опыт для того, чтобы улучшить качество происходящей реальности (например, малыш, который не способен в мозговых отделах сохранить предостережение родителей, что кипяток пить опасно, будет постоянно обжигаться, снова и снова забывая эту информацию).
Самые важные функции экспрессивной речи – это:
-
умение выразить свои эмоции (человек, который не способен донести до окружающих свои чувства, предрасположен к неврозам, депрессиям и психическим расстройствам);
-
легкая адаптация в обществе и новых условиях;
-
быстрая социализация (ребенок комфортно чувствует себя в обществе без близких взрослых).
Словом, нарушения развития экспрессивной и импрессивной речи могут стать причиной того, что малыш, имея бедный речевой словарь и низкое восприятие услышанного, отдалится от компании сверстников, не сможет полноценно дружить и общаться, а значит и во взрослой жизни его ждут схожие проблемы – ему трудно будет построить личные отношения, успешно учиться и трудиться.
Причины речевых расстройств
Причину нарушений выявляет специалист логопедии или дефектологии, чтобы скорректировать ее и помочь маленькому пациенту решить проблемы с речью.
Расстройства импрессивной и экспрессивной речи могут возникнуть из-за:
-
серьезных нарушений функционирования центральной нервной системы;
-
средних форм нарушения работы ЦНС, что может привести к заиканию, молчанию ребенка в ответ на обращение к нему, неспособности воспринимать и воспроизводить информацию;
-
отклонений в строении артикуляционного аппарата;
-
физиологических причин (преждевременные или сложные роды, хронические заболевания, особенности воспитания, плохая экология).
Пройти курс дистанционного обучения и получить диплом учителя-дефектолога, учителя-логопеда можно в нашем институте. Вы узнаете все нюансы логопедической работы с детьми, имеющими разнообразные речевые нарушения, и сможете помогать им наладить речь и стать успешными людьми.