Поделиться:

Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи

Этапы формирования импрессивной и экспрессивной речи

этапы развития собственной (экспрессивной) речи


1. Речь и ее формы

2. Этапы формирования речи

3. Функции импрессивной и экспрессивной речи

4. Причины речевых расстройств


Речь – это важнейшее средство общения для любого из нас. Устная речь начинает формироваться с самого младенчества: малыш выражает свои чувства с помощью крика и лепетания, постепенно переходя к более сложным лингвистическим приемам.

В этой статье мы расскажем вам об этапах образования речи, о нормах и отклонениях речевого развития.

Речь и ее формы


этапы развития собственной (экспрессивной) речи


Речью называют форму общения людей в результате согласованной деятельности мозговых отделов с органами артикуляции. Правильность речи зависит от того, какой у человека уровень понимания, восприятия и воспроизведения звуков, как он формулирует фразы, правильно ли располагает слова в предложениях.

Появление самостоятельной речи начинается с процесса ее понимания. Под процессом понимания подразумевается способность человека выделить из информационного потока главный смысл.

Лингвисты выделяют две формы речи: экспрессивную (воспроизводимую) и импрессивную (воспринимаемую).

Импрессивная форма речи

Сенсорная (импрессивная) речь – это сам процесс восприятия, распознавания и понимания устной/письменной речи. Сначала мозг человека воспринимает речевое сообщение с помощью зрения и слуха, потом выделяет информативные моменты, а в финале выявляет его смысловой подтекст.

Виноватой в нарушениях импрессивной речи немецкий ученый Карл Вернике назначил мозговую сенсорную зону, которая является своеобразным «хранилищем» усвоенных человеком слов. Поражение этого участка головного мозга может привести к тому, что образы сохраненных в нем слов распадутся, и тогда при хорошем слухе человек не сможет понять смысла речевых высказываний.

Экспрессивная форма речи

Под моторной (или экспрессивной) речью подразумевается психический процесс высказывания с помощью языка. Он начинается с замысла, переходит к внутренней речи, после чего обретает форму устного/письменного внешнего изречения.

В 1861 году хирург из Франции Поль Брока выяснил, что если мозг поражен в областях 2-й и 3-й извилин, то человек продолжает понимать речь, но утрачивает способность членораздельно разговаривать и лишь издает бессвязные звуки. Поэтому по мнению ученого, коррекционное воздействие при патологиях экспрессивной речи следует оказывать именно на пораженную зону.

На сегодняшний день развитие импрессивной и экспрессивной форм речи у дошкольников является настоящей проблемой, решают которую коррекционные педагоги.

Этапы формирования речи


этапы развития собственной (экспрессивной) речи


Этапы формирования импрессивной/сенсорной речи

Импрессивный вид речи развивается в раннем детстве в четыре основных этапа.

  1. На первом этапе ребенок начинает понимать интонацию взрослых. 

  2. На втором этапе малыш понимает ситуацию. Событие, которое повторяется регулярно, становится привычным и понятным. Кроха может даже предугадывать, что произойдет дальше и чем закончится действие.

  3. На следующем этапе ребенок способен понять речь в определенной ситуации. Смысл сказанного ему понятен, если названный предмет, событие, явление или действие точно совпадают с произнесением соответствующих слов.

  4. На последнем этапе малыш уже понимает речь вне зависимости от происходящего. То есть, на простую просьбу взрослого (например, показать игрушку или взять ее в руки) ребенок правильно выполняет действие.

С точки зрения психологии, сенсорная речь формируется последовательно: мозг ребенка с помощью слуха и системы речи воспринимает поступающую к нему информацию, расшифровывает ее, определяя звучание букв и интонацию, а потом анализирует новые данные, совмещая их с уже знакомыми данными, отложенными в мозговых отделах.

Понятно, что если ребенок имеет отклонения и плохо понимает речь, это может негативно повлиять на развитие и успешность личности в целом.

 Этапы формирования экспрессивной/моторной речи

Процесс формирования моторных речевых функций связан с развитием ребенка в дошкольном возрасте, ведь именно тогда он начинает осознанно разговаривать, умеет учитывать условия ситуации и характер разговора, расширяет словарный запас и обогащает свою речь более сложными речевыми оборотами.

Экспрессивная речь тоже формируется поэтапно.

  • На 1-м этапе оформляется мотив и/или возникает желание высказаться.

  • На 2-м этапе воспроизводится сформулированная мысль в отделах мозга (кодируется главная идея).

  • На заключительном 3-м этапе озвучивается сформулированное высказывание.

С младенчества ребенок постепенно учится воспринимать обращенные к нему слова. Экспрессивная собственная речь развивается так:

  1. крик (кроха кричит с самого рождения, только так он может высказаться);

  2. гуление (период с двух до шести месяцев, в который ребенок произносит протяжные гласные «ги, гу, агу»);

  3. певучее гуление по слогам (губные звуки, которые позже преобразуются в лепет);

  4. лепетание (малыш в возрасте от четырех до восьми месяцев многократно повторяет слоги, например, «ма-ма, ба-ба»);

  5. простейшие слова («на, дай, ам, мама, баба», которые кроха уже может произносить на фоне продолжающегося периода лепетания);

  6. фразы (взрослый лексикон, которым ребенок овладевает примерно в годовалом возрасте).

Обычно экспрессивная речь развивается при участии родителей. Именно от мамы и папы, от их поведения и частоты общения с чадом будет зависеть, насколько быстро малыш научится разговаривать. Словарный запас, верная постановка предложений и четкое формулирование мыслей тоже не возникнут из пустого места, эти навыки придут под влиянием услышанного, увиденного и происходящего вокруг малыша.

Отклонения развития моторной речи чаще всего обнаруживаются у детей, имеющих особенности здоровья, перенесших серьезные травмы или заболевания, но большинство из них достаточно хорошо поддаются корректирующему лечению при участии опытного логопеда.

Функции импрессивной и экспрессивной речи


этапы развития собственной (экспрессивной) речи


Хорошо развитая импрессивная речь выполняет следующие функции:

  • человек способен общаться, ощущать себя полноценным членом социума (понимание правил, восприятие просьб других людей, реагирование на обращение);

  • личность развивается (расширение кругозора, пополнение словарного запаса);

  • человек использует прошлый жизненный опыт для того, чтобы улучшить качество происходящей реальности (например, малыш, который не способен в мозговых отделах сохранить предостережение родителей, что кипяток пить опасно, будет постоянно обжигаться, снова и снова забывая эту информацию).

Самые важные функции экспрессивной речи – это:

  • умение выразить свои эмоции (человек, который не способен донести до окружающих свои чувства, предрасположен к неврозам, депрессиям и психическим расстройствам);

  • легкая адаптация в обществе и новых условиях;

  • быстрая социализация (ребенок комфортно чувствует себя в обществе без близких взрослых).

Словом, нарушения развития экспрессивной и импрессивной речи могут стать причиной того, что малыш, имея бедный речевой словарь и низкое восприятие услышанного, отдалится от компании сверстников, не сможет полноценно дружить и общаться, а значит и во взрослой жизни его ждут схожие проблемы – ему трудно будет построить личные отношения, успешно учиться и трудиться.

Причины речевых расстройств


этапы развития собственной (экспрессивной) речи


Причину нарушений выявляет специалист логопедии или дефектологии, чтобы скорректировать ее и помочь маленькому пациенту решить проблемы с речью.

Расстройства импрессивной и экспрессивной речи могут возникнуть из-за:

  • серьезных нарушений функционирования центральной нервной системы;

  • средних форм нарушения работы ЦНС, что может привести к заиканию, молчанию ребенка в ответ на обращение к нему, неспособности воспринимать и воспроизводить информацию;

  • отклонений в строении артикуляционного аппарата;

  • физиологических причин (преждевременные или сложные роды, хронические заболевания, особенности воспитания, плохая экология).

Пройти курс дистанционного обучения и получить диплом учителя-дефектолога, учителя-логопеда можно в нашем институте. Вы узнаете все нюансы логопедической работы с детьми, имеющими разнообразные речевые нарушения, и сможете помогать им наладить речь и стать успешными людьми.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0