Физкультура и занятия спортом имеют огромное значение для развития полноценного, целеустремленного, здорового населения. Физическая активность влияет на формирование личности, общественные отношения, успехи, достижения и стойкость характера каждого члена общества.
В наши дни люди нацелены на ведение здорового образа жизни, поэтому физкультурные занятия и спорт пользуется огромной популярностью. О спорте пишут статьи и снимают фильмы, его особенности и проблемы изучают ученые, педагоги и социологи, и это вовсе не дань моде, а осознанный выбор современного общества своего пути к здоровью, культуре, гармонии и развитию. Наш материал для тех, кто хочет знать, какую роль сегодня играет физическое воспитание в жизни людей.
Что такое физическое воспитание?
Вид воспитания, который формирует здоровую, физически совершенную, социально активную личность, называется физическим воспитанием.
Этот педагогический процесс включает в себя:
-
обучение движениям;
-
воспитание физических навыков;
-
овладение знаниями в области физкультуры и спорта;
-
формирование осознанной потребности в физической активности.
Телесное развитие вызывает множество перемен в организме человека, поэтому воспитательный процесс должен осуществляться подготовленным и обученным специалистом тренером, чтобы не допустить ухудшения здоровья у занимающегося и обеспечить его безопасность в процессе занятий.
В широком смысле физическое воспитание должно совершенствовать физические данные человека и обеспечивать овладение им базовыми движениями, а в узком – воспитывать физические способности. Если отбросить сложные термины и сказать простыми словами, то развитый в физическом плане человек отлично владеет движениями, закален, силен, способен совершенствовать спортивные умения, любит спорт и делает его своим образом жизни.
Роль физического воспитания в жизни общества
Заниматься физкультурой нужно всем людям без исключения, а не только тем, кому в профессиональном плане требуется обладать особой физической силой. Уделять больше времени физической активности нужно еще и потому, что современная бытовая и трудовая жизнь ведет к неизбежному ее снижению. Многие не могут найти времени, чтобы сходить в спортзал, или не обладают достаточной силой воли, чтобы приучиться выполнять утреннюю зарядку ежедневно. А низкий уровень физической активности ведет к следующим негативным изменениям в организме:
-
снижается умственная и физическая трудоспособность;
-
уменьшается сопротивление организма к заболеваниям и инфекциям;
-
повышается риск стрессовых реакций и частого плохого настроения.
Поэтому можно говорить о том, что занятия физкультурой непосредственно влияют на уровни:
-
МОРАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ (Люди, которые регулярно посещают тренировки и нагружают себя серьезными физическими нагрузками отличаются силой воли, смелостью, решительностью, самообладанием, уверенностью в себе и своих силах, выдержкой, ответственностью и дисциплинированностью. Поскольку занятия чаще всего проходят в группе, то этот факт способствует еще и формированию чувства коллективизма, преданности общему делу, взаимопомощи. В процессе спортивной борьбы спортсмены учатся быть честными, уважать соперников, подчинять свое поведение правилам этики в сфере спорта).
-
УМСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ (Физическая физкультура и спорт также влияют на умственную работоспособность. К примеру, обучение в современных университетах связано с высокой нагрузкой на психику студента. Физически подготовленный человек легко справится с программой обучения в течение всего года, сохраняя при этом работоспособность и демонстрируя повышенное внимание, отличную память и высокий уровень интеллекта).
-
ТРУДОВОГО ВОСПИТАНИЯ (Последовательное и систематическое развитие личностных качеств готовит человека к жизненным трудностям и выполнению полезной работы. Систематические спортивные занятия, многочисленные повторения движений и упражнений, стремление к результатам воспитывают в спортсмене трудолюбие и настойчивость не только в спорте, но и в труде).
-
ЭСТЕТИЧЕСКОГО ВОСПИТАНИЯ (Спортсмен, который постоянно совершенствует свои физические и психологические данные, находится в отличной форме, а значит доволен собой, гармонично развивается, энергичен, красив и приятен в общении. Не секрет, что многие люди приходят в спорт не только за оздоровлением или медалями, их привлекает получение эстетического удовольствия от упражнений, возможность постоянно видеть красоту и самим творить ее в виде грациозных движений, виртуозного владения своим телом. Поэтому можно говорить о том, что физкультура и эстетическое воспитание взаимосвязаны и позволяют не только сформировать внешне красивую и здоровую личность, но и повлиять на ее моральные качества – самоконтроль, терпеливость, эстетический вкус, приятные манеры поведения в обществе).
Из этого следует, что верно выстроенный процесс физического воспитания в образовательных учреждениях даст нам поколение счастливых, стойких, умных, трудолюбивых и культурных людей, готовых честными путями добиваться своих целей во всех жизненных сферах. Физическое воспитание – это уникальный способ формирования личности, который не может быть заменен ничем другим.
Какие задачи решаются с помощью физического воспитания?
Физическая культура и занятия спортом играют неоценимую роль в жизни каждого из нас. Уроки физкультуры начинаются для человека с самых юных лет, в детском саду, продолжаются в школьные и студенческие годы, вырабатывая привычку к регулярной активности и воспитывая любовь к спорту. Во взрослом возрасте мы сами определяем место и значимость спорта в нашей жизни.
Физическое воспитание решает множество задач оздоровительного, образовательного и воспитательного характера, основными из которых являются:
-
оздоровление и закаливание;
-
совершенствование организма и внешних данных;
-
развитие физических качеств;
-
формирование правильной осанки;
-
повышение сопротивляемости организма к инфекциям и заболеваниям;
-
всестороннее развитие личности;
-
повышение трудоспособности и профессиональной продуктивности;
-
формирование (или реабилитация) двигательных навыков (силы, скорости, координации движений, выносливости, гибкости);
-
увеличение творческого потенциала;
-
воспитание любви к спорту и здоровому образу жизни;
-
долголетие;
-
освоение культуры спорта и использование ее в повседневных жизненных ситуациях;
-
стремление к достижению отличных спортивных результатов и показателей;
-
ознакомление с возможностями организма;
-
формирование навыков самоконтроля за физическими нагрузками на организм;
-
воспитание культурных навыков;
-
повышение самооценки, самостоятельности и находчивости;
-
воспитание целеустремленности, честности и бесстрашия;
-
снижение случаев травматизма на производстве.
Все эти задачи решаются комплексно под руководством опытного тренера, который способен выстроить физкультурные занятия таким образом, чтобы помочь спортсмену достичь поставленных целей и не нанести вред его здоровью.
Какие средства применяют в процессе физического воспитания?
Система физического воспитания богата всевозможными средствами, которые тренеры и педагоги используют в своей работе. К ним относятся:
-
движения и спортивные упражнения (призваны удовлетворять потребности организма в физической активности и способствовать всестороннему развитию занимающегося);
-
гигиена (включает в себя правила соблюдения общего режима дня – труд, отдых, питание, – приобретение навыков гигиенического ухода за одеждой, обувью, физкультурным оборудованием, помещением и площадками);
-
явления природы (являются не только средой обитания людей, но и источником их здоровья и способом физического развития, используются в физическом воспитании как дополнительное положительное воздействие на организм; например, бег в парке, воздушные ванны, плаванье в чистом озере, утренняя зарядка на свежем воздухе – это отличные средства для закаливания, оздоровления и хорошего настроения);
-
технический инвентарь (тренажеры, снаряды, устройства и приспособления, которые применяются в разных видах физической активности, обеспечивают дополнительный эффект от занятий, дают возможность регулировать нагрузку и позволяют решать разнообразные задачи по спортивному воспитанию).
Основные способы физического воспитания
Способы воспитания в физическом плане – это приемы, которые предлагает тренер спортсмену в процессе тренировок, занятий и упражнений. Расскажем об основных способах.
-
Регламентированное упражнение. При этом способе развитие физических качеств достигается с помощью выполнения движений и упражнений по четким предписанным правилам. Повторы заданий, нагрузка и продолжительность занятий тоже строго дозируются.
-
Игровая методика, для которой характерны яркие эмоции, самостоятельный выбор задач и взаимодействие спортсменов в виде игровых ситуаций (например, командные или подвижные игры). Эта тактика позволяет сделать занятия интересными и подходит для спортсменов с хорошей подготовкой.
-
Соревновательная методика применяется для повышения уровня мотивации и улучшения физических качеств спортсменов, отличается максимальным задействованием всех возможностей соревнующихся и воспитывает в них волю к победе.
-
Словесный и сенсорный способы включают в себя слова и чувственную информацию. Посредством слова можно дать максимально четкие инструкции, повлиять на выполнение упражнения, провести анализ результата (например, употребляя слова: «быстрее», «грациозно», «как можно выше», «нужно удержать», «отлично»). Сенсорные приемы обеспечивают спортсмену наглядность и восприятие (например, музыкальный ритм подскажет занимающемуся, как именно и в каком темпе двигаться).
Стать тренером и изучить все методы, которые применяются в физической культуре и спорте, можно в нашем институте на дистанционном курсе профессиональной переподготовки. Вы научитесь отбирать спортсменов и качественно готовить их к соревнованию, проводить результативные тренировки и занятия по физкультуре и разным видам спорта, познакомитесь с принципами здорового образа жизни. После обучения вы получите диплом установленного образца и сразу будете готовы работать тренером.