- Что такое гипердинамический синдром?
- В чем причина расстройства?
- Каковы симптомы гипердинамического расстройства?
- Какое лечение назначают детям с гипердинамическим синдромом?
- Советы родителям активного малыша
В наше время все чаще встречаются дети, о которых говорят: «Не может усидеть на месте!», «Носится как угорелый целый день!», «Задает тысячу вопросов, а ответы не слушает!». Такие ребятишки требуют к себе постоянного внимания, не слушаются и перебивают старших, вызывая у педагогов негатив и логичный вопрос: «А занимаются ли вообще родители воспитанием малыша?». Но не всегда такое поведение – следствие вседозволенности или невоспитанности. Причина может быть в наличии у ребенка гипердинамического синдрома. Разберемся, что это за синдром, каковы его причины и признаки и как бороться с такими проявлениями.
Что такое гипердинамический синдром?
Гипердинамический синдром – это расстройство поведения, при котором дети (от полутора до пятнадцати лет) проявляют повышенную двигательную активность, практически не несущую в себе смысла и цели. Зачастую такому расстройству сопутствует еще один неприятный диагноз – синдром дефицита внимания, когда малыши не могут сосредоточиться на одном объекте или деле.
Расстройство может проявляться:
-
гиперактивным синдромом;
-
дефицитом внимания;
-
обоими признаками в комплексе.
К 15 годам не каждый подросток, страдающий этим расстройством, способен самостоятельно справиться с нарушением, поэтому чем раньше синдром будет выявлен и вылечен, тем больше шансов полностью избавиться от его проявлений и последствий.
В чем причина расстройства?
Нет однозначных причин возникновения гипердинамического синдрома у детей. Большинство ученых придерживается версии, что причиной можно считать минимальную мозговую дисфункцию (повреждение мозговых клеток, отвечающих за процессы торможения), которая и приводит к возникновению проблем в обучении, поведении и излишней активности детей. При этом интеллект остается в норме.
Говоря простыми словами: часть клеток мозга перестает работать, их функции берут на себя другие мозговые отделы, из-за чего нервная система перегружается, а малышу приходится расходовать много энергии, чтобы развиваться нормально.
Минимальная мозговая дисфункция может быть следствием:
- травмы головного мозга в возрасте до 13 лет;
- внутриутробной гипоксией плода во время беременности;
- стремительных или сложных родов у матери;
- наследственности;
- неблагополучной обстановки в семье;
- плохой экологии.
Каковы симптомы гипердинамического расстройства?
Малыш с гипердинамическим расстройством поведения:
- чрезмерно активен, совершает множество лишних движений, суетится, постоянно возбужден;
- плохо спит из-за перевозбуждения;
- не может сосредоточиться на одном объекте/деле (долгие задачи, чтение объемных книг непосильны для такого ребенка; к примеру, он перестает интересоваться новой игрушкой, не успев полностью исследовать ее возможности);
- не способен тщательно обдумывать слова и действия, соблюдать правила игры, реагировать на запреты;
- испытывает проблемы с самоконтролем, постоянно теряется в многолюдных местах;
- страдает частыми перепадами в настроении, может быть вспыльчивым или агрессивным;
- безостановочно размахивает руками, ногами, вертит головой, ходит вприпрыжку;
- не может выслушать собеседника до конца и сконцентрировать внимание на его словах;
- легко находит общий язык со сверстниками и педагогами, но постоянные отношения поддерживать не может;
- испытывает сложности с координацией, имеет нарушения мелкой моторики (малышу с трудом дается завязывание шнурков и застегивание пуговиц)
- Поведение детей с гипердинамическим синдромом бывает разным – какой-то симптом может быть выражен более ярко или слабо, а какой-то может и вовсе отсутствовать. Полный набор вышеозвученных поведенческих реакций встречается лишь у каждого пятого ребенка с таким диагнозом. У многих детей могут наблюдаться сопутствующие расстройства – задержка психического, речевого развития, заикание, невозможность овладеть навыками чтения или письма.
Какое лечение назначают детям с гипердинамическим синдромом
В работу с детьми с минимальной мозговой дисфункцией включаются психолог, нейропсихолог, логопед-дефектолог. Они проводят диагностику и назначают коррекционное лечение. Если малышу требуется медикаментозная терапия – нужно будет посетить и невролога.
О методах лечения детей с гипердинамическим синдромом и другими сопутствующими расстройствами рассказывают опытные преподаватели на наших дистанционных курсах по психологии. Основными назначениями специалистов будут:
-
нейропсихологические тактики;
-
поведенческое и семейное направления психотерапии;
-
медикаментозное лечение;
-
стимуляция головного мозга при помощи магнитного импульса.
Работа специалистов будет направлена на достижение следующих целей:
- развить у малыша внимание;
- снизить тревожность;
- повысить навык контроля за своим поведением и действиями;
- наладить координацию движений и мелкую моторику;
- научить ребенка расслабляться.
Советы родителям активного малыша
Воспитывать гиперактивных детей – это непростая задача, многие родители опускают руки и не знают, как действовать и что делать.
Психологи рекомендуют придерживаться следующих советов, чтобы организовать максимально комфортную среду для активного малыша, облегчить его жизнь и помочь адаптироваться в детском саду или школе.
-
Составьте четкий распорядок дня и придерживайтесь его вместе с вашим маленьким активистом. Если верно распределить время на дела и отдых, это разгрузит нервную систему.
-
Постарайтесь не ругать малыша, помните, что он ведет себя так не из вредности, а из-за своих индивидуальных особенностей.
-
Разработайте систему поощрений, хвалите ребенка даже за незначительные достижения. Старайтесь давать ему те задания, с которыми он легко справляется.
-
Если малыш сильно перевозбужден – переключите его внимание с активных действий на спокойные игры или занятия: почитайте вместе книгу, посмотрите мультфильм.
-
Поддерживайте благоприятную атмосферу в семье, избегайте конфликтов и ссор.
-
Честно говорите с малышом о своих эмоциях и спрашивайте его, что он чувствует. Попробуйте научить ребенка справляться даже с самыми сильными эмоциями.
-
По возможности отдайте кроху в тот детский сад (или школу), где в группе (классе) меньшее количество учеников. Так активный малыш получит больше внимания от педагогов.