Ментальная арифметика — достаточно новая методика обучения счету. Овладев ментальной арифметикой, вы сможете складывать, вычитать, делить и умножать в уме большие числа без помощи калькулятора или ручки с бумагой. Во время занятий ментальной арифметикой используются японская разновидность счетов-абакуса — счеты-соробан.
Ментальная арифметика способствует развитию:
-
зрительной памяти;
-
концентрации;
-
внимательности;
-
способности к изучению иностранных языков;
-
математических способностей.
Все это становится возможным благодаря тому, что при занятиях ментальной арифметикой синхронизируются нейронные связи между двумя полушариями мозга. При этом в отличие от обычных занятий математикой, у учеников работает не только левое рациональное полушарие, но и правое, отвечающее за воображение и образное мышление.
Что такое абакус (соробан)
Соробан — это японские счеты. Часто вместо слова «соробан» говорят «абакус» – и это вполне допустимо. Все дело в том, что соробан — это разновидность древних счетов, называющихся абакус. Первые упоминания об абакусе имеются уже в клинописных текстах Древнего Вавилона. Знали абакус и в Древних Греции и Риме, а также по всему античному миру. Основное отличие соробана от абакуса в том, что в соробане костяшки-бусинки надеты на спицы, а в абакусе счетные бусины находились в специальной выемке. Именно поэтому разработчики курсов ментальной арифметики могут называть используемые в работе счеты м, и соробаном.
Абакус-соробан состоит из деревянной рамки, внутри которой есть спицы. На каждой спице нанизано пять бусин-костяшек. Также в абакусе есть одна перекладина, которая лежит перпендикулярно спицам. Перекладину еще называют расчетной линейкой. Бусины нанизаны так, что на каждой спице над перекладиной имеется только одна косточка — его «небесная» часть, а под перекладиной — четыре («земная» часть).
На каждой третьей спице имеются точки, помогающие следить за разрядностью при работе.
Как учат считать японских детей
Обучение счету на абакусе входит в учебную программу начальной школы в Японии. Абакус там является аналогом наших счетных палочек. Однако соробан помогает не только научить школьников считать, но и развить у них:
-
память;
-
внимание;
-
пространственное воображение;
а также закладывает прочный фундамент для дальнейшего обучения в школе.
На курсах ментальной арифметики вы повторите этот путь и узнаете, что такое абакус и как на нем считать. Счет на абакусе строится по следующему принципам:
-
Начинать отсчет можно с любой спицы.
-
Младшие разряды числа находятся справа, старшие — слева.
-
Работа с младшими разрядами идет правой рукой. Со старшими — левой.
-
Костяшки на земной части самой правой спицы означают единицы; на той, что расположена левее — десятки, на той, что еще левее — сотни, и т. д.
-
Костяшки в небесной части означают, соответственно, пятерки, полусотни, полутысячи, пятерки тысяч и т. д.
-
Для того, чтобы отложить на абакусе число от 1 до 4 сдвиньте вверх соответствующее число бусин на самой правой спице. Для того, чтобы отложить число 5, сдвиньте вниз бусину из небесной части, при этом бусины земной части не трогайте. Для того, чтобы отложить числа от 6 до 9, сдвигают вниз небесную костяшку и поднимают кверху нужное количество земных костяшек. Т. о., число 6 представляется в виде суммы 5 + 1, число 7 — в виде суммы 5 + 2 и т. д.
-
По такому же принципу на спице, расположенной левее, откладывают числа от 10 до 90, на спице еще левее — числа от 100 до 900 и т. д.
-
Таким образом, любое число, отложенное на соробане, представляется в виде поразрядной суммы. Например, число 297 будет представлено в виде суммы 200 + 90 + 7.
Научившись откладывать числа, дети приступают к операциям сложения, вычитания, умножения и деления. При должном навыке все эти операции выполняются на абакусе на уровне автоматизма.
Ментальные карты
После того, как ребенок освоит счет на абакусе, начинается сама ментальная арифметика. Вместо абакуса ученикам выдают ментальную карту — рисунок, на котором изображен либо весь абакус, либо его часть. Ученик продолжает откладывать числа, выполнять арифметические действия, но уже не на счетах, а мысленно сдвигая бусины на рисунке, проводя пальцами по изображению.
Таким образом, на данном этапе у детей вырабатывается техника счета на пальцах. После чего они готовы перейти к третьему заключительному этапу — счету в уме. В процессе такого счета ребенок мысленно представляет то, как он пальцами сдвигает костяшки-бусины на соробане и может производить в уме сложные арифметические действия, с которыми неподготовленный человек не может справиться без помощи калькулятора.
Как бы это смешно не звучало, но на курсах ментальной арифметики изучают то, как научиться считать на пальцах. При этом ребенок учится не только складывать и вычитать, но также умножать и делить. Все это, безусловно, поможет ему на начальном этапе обучения математике, а также разовьет в нем способности к анализу и воображению.
Польза ментальной арифметики
«Ум ребенка лежит на кончиках его пальцев» — с этим утверждением согласны все: и нейропсихологии, и нейрофизиологи, и педагоги. Основное развитие мозга ребенка идет примерно до 14 лет. И в это время крайне важно заложить у него фундамент, который позволит ему гармонично развиваться и в дальнейшем. Ментальная арифметика — великолепная возможность для этого. В отличие от обычной школьной программы, где упор идет на заучивание и выработку шаблонного мышления, ментальная арифметика позволит раскрыть в ребенке творческий потенциал, научит его креативно мыслить и не пасовать перед сложными задачами.
Развитие мелкой моторики считается самым лучшим способом развить межполушарные связи у детей. Соединяя развитие моторики с развитием наглядного воображения, вы многократно усиливаете такой эффект.
Мы приглашаем вас пройти наш курс по ментальной арифметике. На этом курсе:
-
вас научат счету на абакусе;
-
дадут варианты различных упражнений;
-
ознакомят с методикой проведения занятий ментальной арифметикой;
-
научат пользоваться ментальной картой;
-
и даже дадут советы того, как нужно проводить турниры по счету в уме.
Курс подойдет:
-
учителям начальным классов;
-
педагогам дополнительного образования;
-
а также родителям, стремящимся к гармоничному развитию своих детей.
Мы ждем вас в нашем институте. Приходите, учитесь новому и совершенствуйтесь вместе с нами!