Речевая функция играет особую роль — ведь именно с ее помощью человек социализируется, может поддерживать контакт с окружающими его людьми, жить полноценной жизнью. Ребенку с хорошо развитой речью проще адаптироваться в детском коллективе — сначала в саду, потом в школе. К тому же, если малыш умеет говорить, он сможет объяснить родителям, что ему нужно по-взрослому — словами, а не громким криком и слезами.
Поговорим о том, как формируются речевые навыки и что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя.
Развитие речи у детей: этапы и их особенности
Речь, наряду с памятью, вниманием, восприятием, мышлением, воображением, входит в число высших психических функций человека. Все они тесно взаимосвязаны: отклонения в развитии одной из функций неизбежно влияет на другие. Например, от того, как формируются речевые навыки, напрямую зависит развитие мыслительных способностей, в частности, умение рассуждать, выстраивать логические связи, оперировать абстрактными понятиями.
Формирование всех систем в человеческом организме, внутренних процессов, навыков происходит по графику. Конечно, возможны отклонения, поскольку каждый индивид уникален и развивается в своем собственном темпе. Однако, знание возрастных норм позволяет отслеживать нарушения и вовремя принимать меры, чтобы избежать нежелательных последствий.
Остановимся на основных этапах развития речи у детей.
Этапы речевого развития
Есть разные точки зрения относительно того, какие именно ступени проходит в своем развитии речевая функция, какими возрастными рамками они ограничены и какие критерии являются базовыми для дифференциации. Одну из наиболее известных периодизаций предложил педагог, психолог, философ Алексей Николаевич Леонтьев. В развитии речи он выделил четыре основных этапа.
Подготовительный
Начинается с первым криком малыша при рождении и завершается к 1 году — с первыми словами. Первые пару недель ребенок общается с родителями при помощи крика и плача. Чтобы издать первые звуки, кроха активно использует дыхательный, артикуляционный и голосовой отделы речевого аппарата. Чуть позже он начинает прислушиваться к тому, что ему говорят, реагирует на голоса родителей, постепенно учится различать интонации и давать соответствующий отклик. Идет подготовка к «запуску речи». И в 2 месяца ребенок начинает гулить, а еще через месяц он произнесет свои первые лепетные слова — звуковые сочетания без четкой артикуляции (типа ба-ба, агу и др.). Далее кроха будет увлеченно наблюдать за артикуляцией своих собеседников, пытаться повторять за ними. Так путем подражания малыш постепенно освоит основные элементы речи (интонацию, темп и ритм, тональность, фонемы), а затем научится складывать слова в более сложные конструкции.
Преддошкольный
Его возрастные рамки — от 1 года до 3 лет. Это время развития активной речи. Ребенок продолжает наблюдения за взрослыми — его интересует, как они говорят, как артикулируют звуки, произносят слова. Пытаясь копировать увиденное, малыш много и с удовольствием болтает. Конечно, в его высказываниях пока могут быть пропуски или искажения звуков, он может в них путаться, менять местами.
Для этого периода характерна так называемая ситуационная речь — когда одно слово служит для обозначения предмета, выражения просьбы или эмоций. Внимательно слушая, что говорят взрослые, кроха накапливает пассивный словарный запас, начинает понимать значения слов.
Ближе к трем годам существенно увеличивается активный словарь, а фразы, которые произносит ребенок, становятся более сложными. В речи малыша появляются местоимения, предлоги, существительные обретают падежные окончания и меняют число, глаголы спрягаются. И все же, несмотря на такой прорыв, трехлетка гораздо лучше понимает обращенную к нему речь, чем умеет выражать свои мысли.
Дошкольный
Продолжается с 3 до 7 лет. На этом этапе ребенок может неправильно произносить звуки (например, свистящие и шипящие, сонорные), смягчать или озвончать согласные.
К дошкольному периоду развития речи относится формирование фонематического восприятия — дети учатся контролировать, как они произносят слова, и исправлять ошибки, если нужно.
Быстро растет словарный запас (в активе у дошкольника может быть до 3000-4000 слов). Дети осваивают грамматические нюансы, их речь становится более связной, а высказывания более объемными, сложными по структуре и содержательными.
В возрасте 5 лет ребята уже способны придумать рассказ из 40-50 предложений, вести беседу. Совершенствуется и становится более чистым произношение.
Еще одно важное приобретение дошкольного этапа — контекстная речь: ребенок может описать собственные переживания или впечатления, а не составить условный «рассказ по картинке».
Школьный
Стартует примерно в 7 лет и продолжается до окончания школы — т. е. примерно до 17 лет. До этого момента основным способом развития речевых навыков было подражание тому, что и как говорят взрослые. Теперь же дети осваивают грамматику, звуковой анализ, их высказывания становятся более правильными. Помимо устной речи ребята осваивают письменную речь. Если раньше ребенок больше слушал, различал звуки и слова, воспринимал речь — т. е. был пассивным «приемником», то теперь он учится осознанно использовать все знакомые ему средства языка.
Какие факторы могут влиять на становление речевых навыков?
На темпы развития и уровень сформированности речевых навыков у ребенка, по мнению логопедов и психологов, существенное воздействие оказывают:
-
анатомия — особенности строения и функционирования речевого аппарата малыша (его гортани, неба, языка, голосовых связок), его дыхание (а точнее его умение или неумение правильно дышать);
-
физиология — работа речевых центров головного мозга напрямую связана с мелкой моторикой (поэтому для коррекции многих отклонений специалисты используют упражнения, тренирующие ручки ребенка, разрабатывающие его пальчики);
-
эмоциональная сфера — для малыша важно установить и поддерживать тесную эмоциональную связь с самыми близкими людьми: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами (чем больше ребенок общается с родными, тем проще ему коммуницировать, тем активнее он осваивает и закрепляет новые навыки — речевые);
-
социальный компонент — ребенку предстоит жить в социуме, поэтому ему важно получать обратную связь (сначала от родителей, своих близких, которые отвечают на каждую эмоцию, улыбку, каждый взгляд).
Осваивая речь, ребенок многое копирует у своего окружения, поэтому очень важно, чтобы люди, которые с ним общаются, говорили четко, членораздельно, без явных дефектов (прежде всего в плане звукопроизношения).
Что может стать причиной отклонений в речевом развитии?
Не всегда и не у всех малышей формирование речевых навыков идет по графику. Причины нарушений, отклонений от возрастных норм могут быть разные:
-
аномалии внутриутробного развития;
-
родовые травмы;
-
инфекции (менингиты, отиты);
-
наследственные заболевания (например, патология уздечки или глухонемота);
-
преждевременные роды;
-
негативное воздействие вредных веществ или отдельных лекарств;
-
психологические травмы (например, вследствие неблагоприятной обстановки в семье);
-
расстройства аутистического спектра (РАС);
-
черепно-мозговые травмы;
-
педагогическая запущенность и др.
Предупредить неблагоприятное развитие событий и скорректировать отклонения в развитии речи поможет внимательное отношение родителей к своему малышу и своевременное обращение к специалистам — как минимум за консультацией и профессиональным советом.
Как вовремя распознать нарушения?
Формирование речевых навыков влияет на общее психическое и физическое развитие детей, их интеллектуальные способности, адаптивность, на то, как они социализируются. Вот почему так важно не пропустить тревожные сигналы, свидетельствующие о патологиях в развитии. Родителям стоит насторожиться, если:
-
малыш слишком молчалив — не гулит, не радует своим лепетом, ведет себя подозрительно тихо;
-
«годовасик» будто не замечает звуки, не реагирует на обращенную к нему речь;
-
полуторалетний карапуз не отзывается на свое имя, не знает названия предметов, не в состоянии выполнить простую просьбу;
-
к двум годам ребенок не говорит самостоятельно;
-
в два-два с половиной года ему недоступны простые фразы, он не знает названия частей тела, предметов;
-
трехлетка не понимает объяснений, плохо воспринимает то, что ему рассказывают, при этом повторяет фразы из книжек или мультиков;
-
ребенок не проявляет особого желания общаться с окружающими, чаще пользуется мимикой и жестами, чтобы объяснить, что ему нужно и т. п.
Все это — повод обратиться за консультацией к компетентному специалисту – для начала к педиатру, а затем, возможно, к логопеду.
Важно учитывать, что отставание в речевом развитии вовсе не свидетельствует об отклонениях в умственном развитии, однако может помешать социализации ребенка.
Хотите узнать об этом больше? Обратите внимание на курсы по дефектологии и логопедии в НЦРДО.
Как помочь ребенку заговорить: советы специалистов
Основой для психического развития является физическое развитие: чем богаче и разнообразнее сенсорный опыт, тем быстрее образуются нейронные связи и развиваются мозговые центры. Поэтому для малышей, которые только знакомятся с миром, важна свобода передвижения (в разумных пределах, конечно) и достаточная физическая активность.
Чтобы ребенок заговорил, ему нужно видеть и слышать, как это делают другие люди. Задача родителей — создать для своего крохи такие условия.
-
Например, включить «режим радио» — постоянно говорить, комментировать свои действия, какую-то совместную деятельность, описывать словами все, что окружает маленького внимательного слушателя, который пока не может ничего сказать в ответ. Важно, чтобы речь была не монотонным бубнением себе под нос. Говорить нужно выразительно — это поможет малышу различать эмоции, расширит его словарный запас. В таких своеобразных беседах нужно обращаться к ребенку, вовлекать его в диалог, задавать вопросы. Можно и отвечать за молчаливого собеседника.
-
Еще один прием, стимулирующий развитие речи, — сделать вид, что вы не понимаете, что нужно малышу. Чтобы добиться исполнения своего желания, крохе придется высказаться — сначала с помощью мимики и жестов, позже — и словами.
-
Полезно читать книжки, особенно если они интерактивные — с тактильными вставками, с выдвижными элементами. Ребенок знакомится с новыми предметами, пополняет свой багаж новыми словами и знаниями.
-
Очень увлекательным и познавательным может стать совместное кривляние перед зеркалом: ребенок учится артикулировать, сравнивает свои гримасы с мамиными, повторяет за ней движения.
-
Прослушивание детских песенок и аудиосказок познакомит малыша с разными голосами и тембрами.
На становление речи влияет тренировка:
-
осязания — через контакт: поглаживания, прикосновения, массаж, тактильные игры с игрушками разной формы, текстуры и т. п.;
-
слуха — через знакомство с тем, как говорят люди, мяукают кошки, стучит по крышам дождь, шумит стиральная машинка и др.;
-
зрения — через разглядывание ярких контрастных картинок, движущихся людей и животных, окружающих предметов;
-
вкуса и обоняния;
-
крупной моторики (повороты головы, ползание на четвереньках, хождение);
-
мелкой моторики (игра с песком, крупами, мелкими игрушками, использование ложки и вилки, чашки, зубной щетки, завязывание шнурков и застегивание пуговиц).
Каких ошибок стоит избегать?
Главное, что нужно любому малышу, — внимание мамы и папы, близких людей, тесный контакт с ними, постоянное общение — вербальное, эмоциональное, тактильное. Это одно из важных условий нормального формирования речевых навыков и развития ребенка в целом. Отсутствие внимания — не единственная ошибка, которую допускают взрослые.
Какие еще моменты стоит учитывать:
-
Гиперопека, стремление предугадать желания ребенка могут быть демотиваторами. Если родители и так тебя с полуслова понимают, зачем стараться что-то им объяснять, учиться разговаривать на их языке?
-
Не нужно предъявлять неадекватных требований к речи ребенка. И высокая, и низкая планка могут быть одинаково вредны.
-
Стоит исключить использование так называемого «детского языка» с искаженными формами слов, сюсюканьем. Нужно разговаривать с малышом как со взрослым и помнить — речь близких для ребенка является образцом для подражания.
-
При общении с детьми не надо говорить слишком медленно или наоборот с ускорением. Важно четко произносить все слова, помнить об интонации и паузах.
-
Искусственное ускорение развития речевых навыков — не лучший вариант. Интенсивное разучивание стишков, выполнение различных упражнений с утра до ночи может быть утомительно для детей.