Как поставить/развить речь у ребенка?

19.10.2023
Как поставить/развить речь у ребенка?
Как поставить/развить речь у ребенка? как развить разговорную речь у ребенка



Речевая функция играет особую роль — ведь именно с ее помощью человек социализируется, может поддерживать контакт с окружающими его людьми, жить полноценной жизнью. Ребенку с хорошо развитой речью проще адаптироваться в детском коллективе — сначала в саду, потом в школе. К тому же, если малыш умеет говорить, он сможет объяснить родителям, что ему нужно по-взрослому — словами, а не громким криком и слезами. 

Поговорим о том, как формируются речевые навыки и что делать, чтобы ребенок заговорил вовремя. 

Развитие речи у детей: этапы и их особенности


Как поставить/развить речь у ребенка? как развить разговорную речь у ребенка



Речь, наряду с памятью, вниманием, восприятием, мышлением, воображением, входит в число высших психических функций человека. Все они тесно взаимосвязаны: отклонения в развитии одной из функций неизбежно влияет на другие. Например, от того, как формируются речевые навыки, напрямую зависит развитие мыслительных способностей, в частности, умение рассуждать, выстраивать логические связи, оперировать абстрактными понятиями. 

Формирование всех систем в человеческом организме, внутренних процессов, навыков происходит по графику. Конечно, возможны отклонения, поскольку каждый индивид уникален и развивается в своем собственном темпе. Однако, знание возрастных норм позволяет отслеживать нарушения и вовремя принимать меры, чтобы избежать нежелательных последствий. 

Остановимся на основных этапах развития речи у детей

Этапы речевого развития

Есть разные точки зрения относительно того, какие именно ступени проходит в своем развитии речевая функция, какими возрастными рамками они ограничены и какие критерии являются базовыми для дифференциации. Одну из наиболее известных периодизаций предложил педагог, психолог, философ Алексей Николаевич Леонтьев. В развитии речи он выделил четыре основных этапа.

Подготовительный

Начинается с первым криком малыша при рождении и завершается к 1 году — с первыми словами. Первые пару недель ребенок общается с родителями при помощи крика и плача. Чтобы издать первые звуки, кроха активно использует дыхательный, артикуляционный и голосовой отделы речевого аппарата. Чуть позже он начинает прислушиваться к тому, что ему говорят, реагирует на голоса родителей, постепенно учится различать интонации и давать соответствующий отклик. Идет подготовка к «запуску речи». И в 2 месяца ребенок начинает гулить, а еще через месяц он произнесет свои первые лепетные слова — звуковые сочетания без четкой артикуляции (типа ба-ба, агу и др.). Далее кроха будет увлеченно наблюдать за артикуляцией своих собеседников, пытаться повторять за ними. Так путем подражания малыш постепенно освоит основные элементы речи (интонацию, темп и ритм, тональность, фонемы), а затем научится складывать слова в более сложные конструкции.

Преддошкольный 

Его возрастные рамки — от 1 года до 3 лет. Это время развития активной речи. Ребенок продолжает наблюдения за взрослыми — его интересует, как они говорят, как артикулируют звуки, произносят слова. Пытаясь копировать увиденное, малыш много и с удовольствием болтает. Конечно, в его высказываниях пока могут быть пропуски или искажения звуков, он может в них путаться, менять местами. 

Для этого периода характерна так называемая ситуационная речькогда одно слово служит для обозначения предмета, выражения просьбы или эмоций. Внимательно слушая, что говорят взрослые, кроха накапливает пассивный словарный запас, начинает понимать значения слов

Ближе к трем годам существенно увеличивается активный словарь, а фразы, которые произносит ребенок, становятся более сложными. В речи малыша появляются местоимения, предлоги, существительные обретают падежные окончания и меняют число, глаголы спрягаются. И все же, несмотря на такой прорыв, трехлетка гораздо лучше понимает обращенную к нему речь, чем умеет выражать свои мысли. 

Дошкольный 

Продолжается с 3 до 7 лет. На этом этапе ребенок может неправильно произносить звуки (например, свистящие и шипящие, сонорные), смягчать или озвончать согласные. 

К дошкольному периоду развития речи относится формирование фонематического восприятия — дети учатся контролировать, как они произносят слова, и исправлять ошибки, если нужно. 

Быстро растет словарный запас (в активе у дошкольника может быть до 3000-4000 слов). Дети осваивают грамматические нюансы, их речь становится более связной, а высказывания более объемными, сложными по структуре и содержательными. 

В возрасте 5 лет ребята уже способны придумать рассказ из 40-50 предложений, вести беседу. Совершенствуется и становится более чистым произношение.

Еще одно важное приобретение дошкольного этапа — контекстная речь: ребенок может описать собственные переживания или впечатления, а не составить условный «рассказ по картинке».

Школьный 

Стартует примерно в 7 лет и продолжается до окончания школы — т. е. примерно до 17 лет. До этого момента основным способом развития речевых навыков было подражание тому, что и как говорят взрослые. Теперь же дети осваивают грамматику, звуковой анализ, их высказывания становятся более правильными. Помимо устной речи ребята осваивают письменную речь. Если раньше ребенок больше слушал, различал звуки и слова, воспринимал речь — т. е. был пассивным «приемником», то теперь он учится осознанно использовать все знакомые ему средства языка. 

Какие факторы могут влиять на становление речевых навыков?


Как поставить/развить речь у ребенка? как развить разговорную речь у ребенка



На темпы развития и уровень сформированности речевых навыков у ребенка, по мнению логопедов и психологов, существенное воздействие оказывают:

  • анатомия — особенности строения и функционирования речевого аппарата малыша (его гортани, неба, языка, голосовых связок), его дыхание (а точнее его умение или неумение правильно дышать);

  • физиология — работа речевых центров головного мозга напрямую связана с мелкой моторикой (поэтому для коррекции многих отклонений специалисты используют упражнения, тренирующие ручки ребенка, разрабатывающие его пальчики);

  • эмоциональная сфера — для малыша важно установить и поддерживать тесную эмоциональную связь с самыми близкими людьми: родителями, бабушками и дедушками, братьями и сестрами (чем больше ребенок общается с родными, тем проще ему коммуницировать, тем активнее он осваивает и закрепляет новые навыки — речевые);

  • социальный компонент — ребенку предстоит жить в социуме, поэтому ему важно получать обратную связь (сначала от родителей, своих близких, которые отвечают на каждую эмоцию, улыбку, каждый взгляд).

Осваивая речь, ребенок многое копирует у своего окружения, поэтому очень важно, чтобы люди, которые с ним общаются, говорили четко, членораздельно, без явных дефектов (прежде всего в плане звукопроизношения). 

Что может стать причиной отклонений в речевом развитии?


Как поставить/развить речь у ребенка? как развить разговорную речь у ребенка



Не всегда и не у всех малышей формирование речевых навыков идет по графику. Причины нарушений, отклонений от возрастных норм могут быть разные:

  • аномалии внутриутробного развития;

  • родовые травмы;

  • инфекции (менингиты, отиты);

  • наследственные заболевания (например, патология уздечки или глухонемота);

  • преждевременные роды;

  • негативное воздействие вредных веществ или отдельных лекарств;

  • психологические травмы (например, вследствие неблагоприятной обстановки в семье);

  • расстройства аутистического спектра (РАС);

  • черепно-мозговые травмы;

  • педагогическая запущенность и др. 

Предупредить неблагоприятное развитие событий и скорректировать отклонения в развитии речи поможет внимательное отношение родителей к своему малышу и своевременное обращение к специалистам — как минимум за консультацией и профессиональным советом. 

Как вовремя распознать нарушения?


Как поставить/развить речь у ребенка? как развить разговорную речь у ребенка



Формирование речевых навыков влияет на общее психическое и физическое развитие детей, их интеллектуальные способности, адаптивность, на то, как они социализируются. Вот почему так важно не пропустить тревожные сигналы, свидетельствующие о патологиях в развитии. Родителям стоит насторожиться, если:

  • малыш слишком молчалив — не гулит, не радует своим лепетом, ведет себя подозрительно тихо;

  • «годовасик» будто не замечает звуки, не реагирует на обращенную к нему речь;

  • полуторалетний карапуз не отзывается на свое имя, не знает названия предметов, не в состоянии выполнить простую просьбу;

  • к двум годам ребенок не говорит самостоятельно;

  • в два-два с половиной года ему недоступны простые фразы, он не знает названия частей тела, предметов;

  • трехлетка не понимает объяснений, плохо воспринимает то, что ему рассказывают, при этом повторяет фразы из книжек или мультиков;

  • ребенок не проявляет особого желания общаться с окружающими, чаще пользуется мимикой и жестами, чтобы объяснить, что ему нужно и т. п.

Все это — повод обратиться за консультацией к компетентному специалисту – для начала к педиатру, а затем, возможно, к логопеду. 

Важно учитывать, что отставание в речевом развитии вовсе не свидетельствует об отклонениях в умственном развитии, однако может помешать социализации ребенка. 

Хотите узнать об этом больше? Обратите внимание на курсы по дефектологии и логопедии в НЦРДО. 

Как помочь ребенку заговорить: советы специалистов 


Как поставить/развить речь у ребенка? как развить разговорную речь у ребенка



Основой для психического развития является физическое развитие: чем богаче и разнообразнее сенсорный опыт, тем быстрее образуются нейронные связи и развиваются мозговые центры. Поэтому для малышей, которые только знакомятся с миром, важна свобода передвижения (в разумных пределах, конечно) и достаточная физическая активность. 

Чтобы ребенок заговорил, ему нужно видеть и слышать, как это делают другие люди. Задача родителей — создать для своего крохи такие условия. 

  • Например, включить «режим радио» — постоянно говорить, комментировать свои действия, какую-то совместную деятельность, описывать словами все, что окружает маленького внимательного слушателя, который пока не может ничего сказать в ответ. Важно, чтобы речь была не монотонным бубнением себе под нос. Говорить нужно выразительно — это поможет малышу различать эмоции, расширит его словарный запас. В таких своеобразных беседах нужно обращаться к ребенку, вовлекать его в диалог, задавать вопросы. Можно и отвечать за молчаливого собеседника.  

  • Еще один прием, стимулирующий развитие речи, — сделать вид, что вы не понимаете, что нужно малышу. Чтобы добиться исполнения своего желания, крохе придется высказаться — сначала с помощью мимики и жестов, позже — и словами. 

  • Полезно читать книжки, особенно если они интерактивные — с тактильными вставками, с выдвижными элементами. Ребенок знакомится с новыми предметами, пополняет свой багаж новыми словами и знаниями. 

  • Очень увлекательным и познавательным может стать совместное кривляние перед зеркалом: ребенок учится артикулировать, сравнивает свои гримасы с мамиными, повторяет за ней движения. 

  • Прослушивание детских песенок и аудиосказок познакомит малыша с разными голосами и тембрами. 

На становление речи влияет тренировка: 

  • осязания — через контакт: поглаживания, прикосновения, массаж, тактильные игры с игрушками разной формы, текстуры и т. п.;

  • слуха — через знакомство с тем, как говорят люди, мяукают кошки, стучит по крышам дождь, шумит стиральная машинка и др.;

  • зрения — через разглядывание ярких контрастных картинок, движущихся людей и животных, окружающих предметов;

  • вкуса и обоняния;

  • крупной моторики (повороты головы, ползание на четвереньках, хождение);

  • мелкой моторики (игра с песком, крупами, мелкими игрушками, использование ложки и вилки, чашки, зубной щетки, завязывание шнурков и застегивание пуговиц). 

Каких ошибок стоит избегать?


Как поставить/развить речь у ребенка? как развить разговорную речь у ребенка



Главное, что нужно любому малышу, — внимание мамы и папы, близких людей, тесный контакт с ними, постоянное общение — вербальное, эмоциональное, тактильное. Это одно из важных условий нормального формирования речевых навыков и развития ребенка в целом. Отсутствие внимания — не единственная ошибка, которую допускают взрослые. 

Какие еще моменты стоит учитывать:

  • Гиперопека, стремление предугадать желания ребенка могут быть демотиваторами. Если родители и так тебя с полуслова понимают, зачем стараться что-то им объяснять, учиться разговаривать на их языке?

  • Не нужно предъявлять неадекватных требований к речи ребенка. И высокая, и низкая планка могут быть одинаково вредны.

  • Стоит исключить использование так называемого «детского языка» с искаженными формами слов, сюсюканьем. Нужно разговаривать с малышом как со взрослым и помнить — речь близких для ребенка является образцом для подражания. 

  • При общении с детьми не надо говорить слишком медленно или наоборот с ускорением. Важно четко произносить все слова, помнить об интонации и паузах. 

  • Искусственное ускорение развития речевых навыков — не лучший вариант. Интенсивное разучивание стишков, выполнение различных упражнений с утра до ночи может быть утомительно для детей. 


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 03 мая 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели