В наши дни покупатель требователен и капризен, поскольку выбирает товар из множества предложений на рынке. При выборе он руководствуется личными предпочтениями, ценой, качеством, престижем, поэтому продавцу все труднее завоевать внимание покупателя. Особенно сложно приходится новым брендам, только вступающим на рынок и еще не добившимся признания потребителей.
Маркетолог – это как раз такой специалист, который помогает наладить взаимовыгодный диалог между производителем и покупателем. Расскажем о задачах и обязанностях специалиста по рекламе и продвижению, о местах его работы и способах получения профессии.
Кто такой маркетолог и каковы его задачи?
Специалист, отвечающий за успешный вывод продукта на рынок, его продвижение и востребованность, называется маркетологом. В качестве продукта могут выступать товар или услуга, человек (например, при проведении выборной компании) или идея (например, продвижение здорового образа жизни) – словом, любой объект, который нужно выгодно преподнести или продать. Основными задачами маркетолога будут:
-
осуществление всесторонней оценки продукта;
-
предложение путей реализации;
-
планирование и организация рекламы (с помощью PR и стимулирования потребительской аудитории).
Простыми словами, маркетолог должен ввести на рынок новый продукт, заинтересовать покупателя и создать устойчивый спрос. От профессиональных действий специалиста будет зависеть прибыль и успешное существование самого бизнеса.
В чем состоят должностные обязанности маркетолога?
Конкретные обязанности маркетолога отвечают целям компании и прописываются в должностной инструкции. Обычно специалист работает с клиентами в трех основных направлениях сразу:
-
привлекает;
-
удерживает;
-
возвращает.
Для устойчивого роста клиентской базы маркетолог:
-
прогнозирует возможные колебания спроса и предложения;
-
следит за качеством и свойствами товара;
-
работает с ценовой политикой при помощи наценок и скидок;
-
изучает целевую аудиторию;
-
планирует и внедряет методы для продвижения продукта;
-
организовывает рекламные мероприятия;
-
определяет точки повышенной продажи;
-
находит логистические каналы;
-
координирует деятельность всех специалистов маркетинга.
Какие виды маркетологов существуют?
Маркетологи классифицируются на:
-
корпоративных, которые обеспечивают необходимый коммерческий KPI для крупных корпораций и, в свою очередь, подразделяются на бренд-менеджеров (помимо разработки и реализации брендов, определяют ассортимент и позиционирование продукта) и трейд-маркетологов (в большей степени сосредоточены на уровне продаж и организации скидочных акций, конкурсов и розыгрышей);
-
интернет-маркетологов, в обязанности которых входит изучение, анализ и продвижение продукта на веб-ресурсах (например, на сайте компании или в социальных сетях) с помощью интернет-технологий;
-
аналитиков и research-менеджеров, которые тщательно собирают и анализируют данные для создания рекламной стратегии;
-
маркетологов-экономистов, работающих непосредственно с ценообразованием;
-
product-менеджеров, в обязанности которых входит проведение анализа рынка и изучение аналогичной конкурентной продукции;
-
еvent-менеджеров, которые планируют, готовят и проводят приятные и интересные мероприятия для продвижения продукта (выставки, лекции, розыгрыши);
-
BTL-менеджеров – организаторов непрямых рекламных акций для взаимодействия с узкой аудиторией (подарок за покупку, флешмоб, дегустация, презентация, день открытых дверей, размещение рекламы непосредственно в местах продаж).
Плюсы и минусы в работе маркетолога
Преимуществами работы маркетологом будут возможность работать удаленно без посещения офиса, быстрый карьерный рост, творческое развитие и высокая заработная плата. Кроме того, сейчас эта профессия невероятно распространена и популярна как в больших, так и в малых компаниях, поэтому дефицита рабочих мест не существует.
К минусам можно отнести монотонность работы на первых порах и отсутствие гарантий, что действия дадут быстрый и стойкий результат (не всегда продукт становится популярным из-за слаженных действий специалиста, бывает, что спрос рождают случай и стечение обстоятельств).
Кому подойдет профессия маркетолога?
Если вас не пугает аналитическая работа с большим объемом информации, вы активны, азартны и креативны, способны придумать нестандартные ходы, то работа маркетолога вам подойдет. Кроме того, не помешают общительность, умение выслушать собеседника, способность договориться и найти компромиссное решение.
Высокий уровень стрессоустойчивости не менее необходим маркетологу, чем качественные знания, ведь работать предстоит в режиме многозадачности, с разными людьми и финансовыми рисками.
Если вы не собираетесь долго засиживаться в рядовых сотрудниках, а стремитесь к руководству отделом маркетинга, то потребуется наличие лидерских качеств, гибкости мышления и готовность нести ответственность за свои решения.
Что должен знать и уметь маркетолог?
Для того, чтобы справляться со своими задачами, маркетологу необходимо:
-
иметь представление о компании, в которой он работает, ее целях и особенностях;
-
уметь проводить анализ рынка;
-
понимать современные тенденции, чтобы выстраивать актуальную стратегию продвижения;
-
разбираться в рекламных новшествах и применять их в работе;
-
знать основы психологии и социальной психологии;
-
полноформатно владеть программой MS Office;
-
знать методы исследований, обработки и анализа данных;
-
изучить понятия брендинга, нейминга;
-
уметь планировать и запускать рекламные кампании;
-
знать основы копирайтинга;
-
понимать конкурентные моменты в сфере услуг;
-
владеть методами PR и коммуникации;
-
выстраивать воронки продаж;
-
уметь работать с отзывами и обратной связью;
-
знать этику делового общения.
Маркетолог также должен чувствовать дух современности и знать, какие именно тенденции популярны и востребованы, чтобы предлагаемые им стратегии продвижения попадали в цель и привлекали большое число клиентов.
Средняя зарплата маркетолога
Доход маркетолога будет зависеть:
-
от опыта (вакантные предложения для молодых специалистов начинаются от 25000 рублей, опытному же маркетологу предлагают доходы от 40000 до 170000 рублей);
-
от региона деятельности (провинциальные специалисты зарабатывают в среднем 40000 рублей, а в крупных городах зарплата варьируется от 45000 до 170000 рублей в зависимости от конкретной должности, навыков специалиста и статусности компании).
Где учиться на маркетолога?
Часто маркетологи являются выпускниками вузов по направлениям «Экономика» или «Маркетинг», но работодатели не выставляют жестких требований к образованию при приеме на работу специалистов по рекламе и продвижению, считая самым важным достоинством кандидата – наличие качественных знаний и умение их применить.
Поэтому освоить профессиональные навыки маркетинга можно на специальных курсах, главное – уделить серьезное внимание практике. На нашем дистанционном курсе «Практический маркетинг. Технологии эффективного маркетингового продвижения» преподаватели учат слушателей методам продвижения продукта, способам проведения маркетинговых исследований для осуществления активных продаж товара или услуги. Вы не только освоите теорию маркетинга, но и закрепите ее на опыте, что даст возможность чувствовать себя уверенно при поиске работы.
Не стоит забывать и о том, что маркетолог должен постоянно совершенствовать свои знания. Поэтому даже действующие специалисты регулярно:
-
читают профильную литературу;
-
проходят курсы повышения квалификации;
-
посещают тематические мероприятия;
-
перенимают опыт у более зрелых коллег на семинарах, вебинарах и лекциях;
-
уделяют время изучению реальных примеров и кейсов.
Востребованность профессии
Все большее число предпринимателей понимает, что выгодней не просто привозить и продавать свой товар, но и выстраивать бренды, которые будут обладать популярностью и ценностью. Поэтому сегодня маркетолог востребован в любой компании, которая нуждается в грамотной рекламной стратегии для развития бизнеса и продвижения продукта.
Безусловно, есть основания полагать, что профессия будет и дальше набирать популярность, дополняясь новыми направлениями и методиками для проведения анализа активности покупателей и их желаний, развиваясь и видоизменяясь. Несмотря на высокие требования и эмоциональные риски, профессия маркетолога будет еще долгое время удерживать высокие позиции в рейтинге желанных и перспективных профессий, а самых активных специалистов ждут руководящие должности и достойный заработок.