Цели и задачи артикуляционной гимнастики

14.07.2022
Цели и задачи артикуляционной гимнастики
Цели и задачи артикуляционной гимнастики гимнастика для артикуляции

Правильная и красивая речь – это одно из самых важных условий для всестороннего и полноценного развития дошкольника, его успеваемости в детском саду, а в недалеком будущем – в школе, вузе, профессии, личной и общественной жизни.

Чтобы четко и разборчиво произносить слова, необходимо укреплять речевой аппарат – для этого и нужна артикуляционная гимнастика, которая помогает хорошо натренировать губы, язык, нёбо и другие мышцы, участвующие в процессе звукопроизношения.

Наша статья для тех, кто хочет знать, какие существуют виды артикуляционной гимнастики, в чем ее польза и как правильно заниматься с малышами.


Что такое гимнастика для артикуляции?

Цели и задачи артикуляционной гимнастики гимнастика для артикуляции

Верное произношение звуков зависит от подвижности органов артикуляционного аппарата и их слаженной работы. С младенчества малыш начинает овладевать двигательными навыками, в том числе, мимикой и артикуляцией. Его речь формируется в процессе общения с близкими взрослыми, и любая погрешность может отразиться на дальнейшем поведении, развитии и здоровье в целом.

Крохи, которые нечетко или неправильно разговаривают, заикаются, со временем осознают свой недостаток и начинают его стесняться – избегать общения и принятия решений, не любить себя, переживать по малейшему поводу.

Артикуляционная гимнастика – это комплекс занятий, который проводит с ребенком специалист логопедии для активного развития органов речи, а приобретение органами подвижности, гибкости и скоординированности движений – залог богатого словарного запаса и корректного произношения.


Цели и задачи артикуляционной гимнастики

Цели и задачи артикуляционной гимнастики гимнастика для артикуляции

Артикуляционная гимнастика – это один из самых эффективных способов, помогающих преодолеть речевые нарушения у детей. Основная цель логопедических упражнений – выработать у малышей полноценные движения и определенное положение речевых органов, научить дошкольников преобразованию простейших артикуляционных движений в более сложные для верного произношения каждого конкретного звука и слова.

Основными задачами артикуляционной гимнастики является укрепление органов артикуляции и их корректная работа. Для этого логопед работает с:

  1. языком (задача – укрепить мышцы, развить подвижность, растянуть подъязычную связку, научить удерживать язык в широком и узком положениях, в форме чашечки);

  2. губами (задача – укрепить мышцы, развить их гибкость, научить удерживать в конкретной позиции);

  3. щеками (задача – упрочнить мускулатуру, развить координацию движений);

  4. нёбом (задача – научить малыша контролировать подъем и опускание верхней челюсти, достичь подвижности мягкого нёба);

  5. нижней челюстью (задача – развить гибкость и маневренность).


В чем польза занятий артикуляционной гимнастикой?

Цели и задачи артикуляционной гимнастики гимнастика для артикуляции

Как мы знаем, речевой навык не является врожденным, речь формируется у малышей постепенно, в процессе их взросления. Артикуляционные занятия сильно влияют на успешное развитие ребенка, а освоенная правильная речь – это основной показатель готовности к обучению в школе.

Малыш, который выполняет артикуляционную гимнастику:

  • готов к первому классу;

  • активно стремится познавать мир;

  • разговаривает ярко и выразительно;

  • имеет богатый словарный запас (в соответствии со своим возрастом);

  • охотно общается со сверстниками и взрослыми;

  • рано начинает осваивать навыки чтения и письма.

Помимо этого, регулярные занятия способствуют:

  • развитию мелкой моторики;

  • улучшению кровоснабжения органов артикуляции;

  • подвижности органов артикуляции;

  • укреплению мышечной системы;

  • уменьшению напряженности органов речи;

  • прекращению заикания.

Все артикуляционные органы связаны с мозговой деятельностью человека, поэтому можно говорить о том, что гимнастика будет способствовать не только грамотной и красивой речи, но и развитию других психических функций: памяти, внимания, мышления, восприятия, воображения. Кроме того, успешный ребенок отличается от сверстников эмоциональным и физическим здоровьем, стремлением к обучению и общению, дисциплиной, высокими познавательными функциями, хорошим настроением, уверенностью в себе.


Виды артикуляционной гимнастики

Цели и задачи артикуляционной гимнастики гимнастика для артикуляции

Артикуляционная гимнастика классифицируются на:

  1. пассивную (когда специалист или родитель на начальном этапе выполняют упражнения за малыша);

  2. активную (когда ребенок способен самостоятельно выполнять задания вслед за взрослым).

По содержанию упражнения бывают:

  1. беззвучными;

  2. с участием голоса;

  3. статическими (для формирования артикуляционного уклада);

  4. динамическими (для формирования точных артикулярных позиций);

  5. вырабатывающими верную позу;

  6. вырабатывающими верное выполнение движений.

В зависимости от возраста и развития ребенка, занятия артикуляционной гимнастикой могут различаться по целям:

  1. для профилактики речевых нарушений;

  2. коррекционные/реабилитационные упражнения;

  3. занятия для постановки диагноза.

Логопед может проводить уроки артикуляции:

  1. индивидуально;

  2. в малых группах;

  3. в больших группах.

Выбирает упражнения специалист, исходя из того, чему конкретно нужно научить ребенка.


Примеры артикуляционных упражнений

Цели и задачи артикуляционной гимнастики гимнастика для артикуляции

При планировании занятий логопед должен учитывать индивидуальные особенности каждого ребенка: его возраст, имеющиеся навыки, особенности развития, поведения и здоровья.

Например, заикающимся малышам рекомендуют упражнения, расслабляющие мимические и артикуляционные мышцы, а трехлетним пациентам с задержкой речевого развития показаны коррекционные и реабилитационные занятия.

Детей, которые по мнению взрослых, говорят хорошо, не следует освобождать от упражнений, лучшим решением будет давать им более сложные задачи, активно поощрять, хвалить и ставить в пример другим.

Упражнения для развития губ

  1. «Улыбка». Улыбаться нужно не только для общения и радости, но и для приобретения верной дикции.

  2. Как выполнять: предложите малышу широко улыбнуться, но не показывая при этом зубки, и замереть с такой улыбкой на 5-7 секунд.

  3. «Трубочка» – одно из самых простых, но полезных упражнений для малышей.

  4. Как выполнять: нужно вытянуть губы трубочкой и попеременно выдувать и вдувать воздух, надувать и вытягивать щечки.

  5. «Рупор» – полезное задание для усовершенствования дикции.

  6. Как выполнять: следует показать сомкнутые зубки, приоткрыв рот и чуть выставив губы вперед.

Гимнастика для языка

  1. «Красим забор!». Динамичные упражнения и игру любят все дети.

  2. Как выполнять: предложите ребенку представить свой язык в виде кисточки и раскрасить «этой кисточкой» свои зубы – воображаемый «забор».

  3. «Сердитый кот».

  4. Как выполнять: пусть язык малыша на этот раз выполняет роль рассерженного котенка – извивается, шипит, выгибает спину.

  5. «Часы» – упражнение не только укрепляет мышцы языка, но и помогает научиться распознавать время.

  6. Как выполнять: для маленьких или еще не умеющих определять время детей нужно повесить перед глазами часы, взрослый называет определенное время, которое ребенок должен изобразить, поставив язык в положение часовой стрелки.

Упражнения для щек

  1. Нужно надуть сначала обе щеки одновременно, а потом – попеременно.

  2. Набрать в рот воды и перегонять ее из правой щечки в левую, а потом – наоборот.

  3. Несколько раз втянуть щеки в ротовую полость между зубами.

Зарядка для нижней челюсти

Логопед предлагает малышу:

  1. открывать и закрывать рот, строя при этом движениям ребенка препятствия своими руками (руки специалисты обязательно должны быть в медицинских перчатках);

  2. совершать жевательные движения;

  3. подвигать нижней челюстью попеременно влево и вправо.

Обо всех методах и упражнениях артикуляционной и дыхательной гимнастики рассказывают преподаватели нашего института на дистанционном курсе «Артикуляционная и дыхательная гимнастики в системе работы логопеда по формированию правильного звукопроизношения». Наши слушатели не только осваивают верную технику звукопроизношения, но и приобретают новую профессию, подтвержденную московским дипломом, и сразу находят работу в логокоррекционных кабинетах, помогают детям и взрослым справиться с речевыми нарушениями.

Консультация логопеда перед занятиями необходима каждому ребенку, чтобы исключить противопоказания и подобрать наилучший вариант упражнений. Даже если родители готовы сами заниматься с детьми дома – специалист проведет консультацию, на которой покажет родителям, что и как делать, и расскажет, какие правила нужно соблюдать.


Родителям на заметку: правила артикуляционной гимнастики

Цели и задачи артикуляционной гимнастики гимнастика для артикуляции

Для родителей, желающих самостоятельно заниматься со своими детьми, мы подготовили памятку из правил, которым нужно следовать в процессе упражнений в домашних условиях.

  1. Заниматься с малышом следует ежедневно, два раза в день (например, с утра и ближе к вечеру).

  2. С момента последнего приема пищи должно пройти больше часа.

  3. Продолжительность урока не должна превышать десяти минут.

  4. Для упражнений потребуется большое зеркало, чтобы ребенок мог сам отслеживать ваши и собственные движения и действия.

  5. Каждое упражнение нужно повторяться по 4-6 раз для выработки рефлекса и лучшего запоминания.

  6. Если малыш устал и капризничает – лучше сделать перерыв.

  7. Старайтесь проводить занятия в форме игры, иначе через несколько дней ребенку станет неинтересно.

  8. Если у крохи не получается выполнить упражнение правильно – можно скорректировать его движения при помощи чайной ложки или собственного пальца, но не следует использовать инвентарь, если ребенку это не нравится.

  9. Помните, что качество в данном случае намного важнее количества.

  10. Начинайте с самых простых уроков, постепенно переходя к более сложным.

  11. Наберитесь терпения и помните, что с первого раза редко у кого получается выполнять артикуляционные упражнения правильно. 


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 29 марта 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели