Поделиться:

Что такое сенсорная комната и для чего она нужна?

Что такое сенсорная комната и для чего она нужна?

Методы работы в сенсорной комнате


В наш век, когда так популярны гаджеты и телевидение, людям катастрофически не хватает разнообразных ощущений. Необходимая положительная нагрузка на органы чувств нужна нам для развития памяти, мышления, внимания и речи, для расширения мировоззрения и познавательных способностей. Особенно в этом нуждаются дети.

Но выход есть! Восполнить этот дефицит нам помогает сенсорная комната! Расскажем, что это такое, каких видов бывают комнаты, для чего они нужны и чем могут быть полезны людям сенсорные эксперименты.


Описание сенсорной комнаты

Методы работы в сенсорной комнате



Комната с сенсорным оборудованием становится все более популярной в детских садах, школах, центрах инклюзивного образования и других развивающих пространствах. Современные дефектологи, педагоги и психологи уже не мыслят свои коррекционные занятия и тренинги без этого инструмента.

Под сенсорной комнатой подразумевается особым образом организованное помещение, наполненное стимуляторами, предназначенными для воздействия на органы чувств. Нахождение в такой среде не только помогает успокоиться и расслабиться, но и дает тонизирующий и стимулирующий эффекты.

В чем же тут секрет и как это работает? Все просто: у всех нас есть органы чувств, которые воспринимают определенные сигналы и реагируют на сочетание стимулов.

Например:

  1. глаза дадут реакцию на световые и цветовые импульсы (мягкая светотерапия используется для успокоения, а яркое освещение поспособствует активному возбуждению; цветовые решения тоже применяются: к примеру, красные гаммы простимулируют действия, а желтые приведут организм в тонус и т.д.);

  2. уши – на звуки музыки (прослушивание мелодичной музыки успокоит и расслабит, а динамичной – придаст заряд энергии);

  3. язык – на вкусовые качества и свойства;

  4. нос – на запахи (ароматерапию можно использовать как противовирусное, противовоспалительное, релаксирующее или возбуждающее средство);

  5. кожа – на тактильные ощущения (мягкие и теплые прикосновения к коже вызовут умиротворение, а покалывания, надавливания и вибрация сосредоточат внимание, увеличат тонус и улучшат кровообращение);

  6. вестибулярный аппарат – на вес, равновесие, притяжение, положение тела, скорость движений.

Стимулы можно воссоздавать специально, соединять, компоновать в группы, чтобы заставить работать определенные органы чувств с нужной интенсивностью.


Виды сенсорных комнат


Методы работы в сенсорной комнате


Сенсорные пространства используются для людей разного возраста и с разными целями, поэтому могут различаться.

Например, в зависимости от оборудования комнаты бывают:

  1. РЕЛАКСАЦИОННЫЕ, в которых отсутствуют яркие и раздражающие световые элементы, а покрытие мягкое и приятное. Иногда комнаты оснащаются подушками, пуфиками, зеркалами, установками для прослушивания релаксирующей музыки или звуков, ароматерапевтическими приборами. Задача таких пространств – помочь расслабиться, успокоиться, отвлечься от внешних проблем.

  2. АКТИВАЦИОННЫЕ, поверхность которых часто создана из красочных сенсорных панелей (пузырьков, трубочек, выпуклых деталей). Комнаты оборудованы прожекторами и звуковыми приборами для создания светооптических эффектов и воспроизведения динамичной музыки. Из инвентаря в этих сенсорных помещениях могут быть массажные мячи, зеркала, столы для рисования, светящиеся волокна. Цель таких комнат – привести посетителей в активное состояние возбуждения, заставить работать рецепторы кожи, улучшить познавательную активность, создать веселую атмосферу для игр, обучения и оздоровления.

Сенсорная комната может быть универсальной, а может предназначаться только для маленьких детей (например, «сухой бассейн» из шариков для малышей) или для досуга и реабилитации взрослых (приключенческие комнаты, игры в которых помогают справиться со стрессовой ситуацией и отвлечься).

По уровню активности комнаты бывают:

  • активные (предполагающие инициативные действия и полноценное участие человека в обучении или восстановлении);

  • пассивные (когда чувства посетителя комнаты стимулирует только созданная сенсорная среда).

Словом, строгих рекомендаций по способу оборудования сенсорной комнаты нет. Все зависит от целей, которые желают с ее помощью достичь посетители.


Цели и возможности сенсорной комнаты


Методы работы в сенсорной комнате


Главные цели комнаты психологической разгрузки с сенсорным оборудованием – это пробудить чувства человека, дать ему заряд энергии, обучить его и поспособствовать развитию. Это особенно актуально для:

  • детей, имеющих нарушения здоровья;

  • детей и взрослых с ОВЗ;

  • взрослых, потерявших навыки и функции вследствие травм и заболеваний;

  • пожилых людей;

  • представителей профессий, предполагающих серьезные психологические и физические затраты организма.

Занятия в сенсорной комнате помогут ребенку:

  • начать интересоваться окружающей средой, познавать мир;

  • расслабиться и пребывать в хорошем настроении;

  • адаптироваться в коллективе, стать более общительным и дружелюбным;

  • развить воображение и фантазию;

  • сконцентрироваться на учебе;

  • научиться управлять своим телом и дыханием;

  • улучшить речевые навыки;

  • стать уверенным в себе;

  • развить моторику, внимание, мышление, восприятие.

Взрослые люди посещают сенсорную комнату, чтобы:

  • расслабиться;

  • преодолеть стрессовые жизненные ситуации;

  • улучшить эмоциональное состояние;

  • восстановить душевные силы;

  • развить мелкую моторику рук;

  • повысить самооценку;

  • улучшить координацию движений;

  • справиться с бессонницей;

  • отвлечься от повседневных проблем.

Получается, что такие положительные возможности сенсорной комнаты могут значительно улучшить состояние детей и взрослых:

  • страдающих нервными и соматическими заболеваниями (требуется консультация специалиста);

  • имеющих психологические расстройства (требуется консультация специалиста);

  • находящихся в состоянии стресса;

  • с нарушениями поведения;

  • с ослабленными сенсорными функциями (к которым относятся зрение, слух, осязание);

  • с задержкой речевого и психомоторного развития;

  • страдающих мышечным напряжением;

  • с поражением ЦНС;

  • с дисфункциями опорно-двигательной системы;

  • с диагностированной легкой формой аутизма;

  • заикающихся;

  • при энурезе;

  • при нервном тике.

Ограничениями и противопоказаниями для посещения сенсорных пространств являются глубокие формы умственной отсталости, эпилептический синдром, аллергические и инфекционные болезни в активной стадии. В любом случае, если есть малейшие сомнения в своих силах или состоянии здоровья – лучше проконсультироваться с врачом.


Где можно посетить сенсорные помещения?


Методы работы в сенсорной комнате


Психологи давно считают сенсорные пространства мощным инструментом для эмоциональной разгрузки. Поскольку такая разгрузка требуется большинству из нас – сенсорная комната сегодня не является роскошью и находится в самых разных организациях. Ее можно посещать:

  • в детских садах для развития и игр;

  • в школах и интернатах для обучения;

  • в санаториях для профилактики заболеваний;

  • в медицинских и реабилитационных учреждениях;

  • в родильных домах для подготовки будущих матерей к родам;

  • в пространстве для отдыха и досуга детей и взрослых;

  • в частных компаниях для снятия тревожности и стресса у персонала.


Особенности упражнений в сенсорной комнате


Методы работы в сенсорной комнате


Занятия в комнате проводят специально обученные педагоги и психологи, которые владеют определенными знаниями и могут учесть в работе индивидуальные особенности клиента – его возраст, состояние здоровья и желаемую цель.

Упражнения чаще всего не превышают 45 минут, могут проводиться индивидуально или в небольшой группе. Клиент находится в сенсорном помещении в одиночестве или в присутствии психолога или родителей. Все индивидуально, четких правил не существует.

Для занятий используются следующие методы:

  1. сказкотерапия (лечение сказками для развития творческих способностей);

  2. арт-терапия (лечение музыкой, рисованием, лепкой, танцами для анализа эмоций, уменьшения тревожности и болевых ощущений);

  3. импровизация (творческие занятия без предварительного сценария для развития воображения и получения заряда энергии);

  4. психодрама (ролевая инсценировка значимых событий для возможности посмотреть на свои эмоции со стороны и найти решения существующих проблем);

  5. психологическая гимнастика (уроки и игры, которые помогают развить и скорректировать познавательную и эмоциональную сферы психики);

  6. релаксационные занятия (расслабляющие упражнения для успокоения ума и тела);

  7. ароматерапия (вдыхание эфирных масел для благотворного воздействия на здоровье);

  8. аутотренинг (методика самостоятельного влияния на организм с целями снять стресс, поверить в себя, успокоиться, справиться с болью и изменить состояние нервной системы в позитивную сторону);

  9. игры для развития навыков общения;

  10. игры для развития психических функций (восприятия, внимания, фантазии, памяти, мышления).

Как психологу правильно организовать эффективные занятия в сенсорной комнате – расскажем на курсе «Сенсорная комната в практике психолога». Вы познакомитесь со всеми особенностями сенсорных технологий и освоите способы их использования для улучшения психофизического здоровья детей и взрослых. Включить в свою практику упражнения для сенсорного развития – это отличный шаг, чтобы выйти на новый уровень практики и начать помогать людям решать самые сложные жизненные проблемы. После прохождения итоговой аттестации, наши слушатели получают удостоверение о повышении квалификации.


Правила поведения в сенсорном помещении


Методы работы в сенсорной комнате


Еще два слова следует сказать о том, как вести себя в сенсорной комнате обучающимся, чтобы не навредить себе и другим, и получить максимальную пользу от пребывания в этом пространстве.

  1. Когда входите в комнату, обязательно снимайте обувь.

  2. Если вы кашляете, у вас насморк или болит горло – не посещайте комнату.

  3. Не следует приносить с собой еду, напитки и другие посторонние предметы, чтобы не отвлекаться от занятий.

  4. Старайтесь не мешать другим посетителям выполнять свои задания.

  5. Не включайте сенсорное оборудование сами, дождитесь специалиста.

  6. Четко соблюдайте инструкции педагога-психолога.

  7. Относитесь к сенсорному оборудованию бережно.

Помните, что сенсорная комната – это надежный друг, поскольку помогает эффективно решить множество сложных психологических вопросов. Такая уникальная среда окажет позитивное воздействие на весь организм, научит правильно чувствовать свое тело, любить себя и других, быть всегда в отличном настроении.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0