Top.Mail.Ru
Методы развития речи логоритмикой
Поделиться:

Что такое логоритмика – ее задачи и цели

Что такое логоритмика – ее задачи и цели

Что развивает логоритмика



Правильная речь – один из важных показателей гармоничного и своевременного развития ребенка. Существуют логопедические упражнения, включающие динамические движения под музыку, счет или произношение стишков, которые помогают малышам правильно развиваться и корректируют речевые отклонения. Такие занятия называются логоритмикой, они интересные и задорные, очень нравятся детям и приносят им много радости и пользы.

Что такое логоритмика, что именно она развивает, кому подходит и каких целей можно достичь с ее помощью – ответим в этом материале.


Логоритмика – что это такое?

Что развивает логоритмика


Логоритмикой называют уникальный комплекс упражнений, который проходит в увлекательной и эмоциональной обстановке и помогает в оздоровлении, образовании, воспитании, развитии и коррекции нарушений у детей. Ученые уверяют, что логоритмические занятия не только предупреждают болезни и отклонения, но и улучшают настроение малышей и раскрывают их творческий потенциал.

Направление возникло не так давно и было нацелено на коррекцию речи в детском возрасте. Ученые быстро заметили, что с помощью логоритмики быстро сглаживаются или полностью исчезают речевые дефекты, слажено работают нервная и дыхательная системы, улучшается координация движений.

Занятия проходят в игровой форме под надзором логопеда и включают элементы нейрогимнастики (двигательные занятия для согласованной работы обоих полушарий головного мозга), марширование под музыку, игры для развития дыхания и артикуляции, пальчиковые игры для улучшения моторики, упражнения для правильности речи. На уроках дети двигаются, произносят слова и поют песенки под музыку.


Основные задачи логоритмических занятий

Что развивает логоритмика


Для красивой и правильной речи требуется слаженная работа артикуляционных органов, нервной и дыхательной систем, органов чувств. Если хотя бы один компонент по какой-то причине бездействует – речь нарушается. Поэтому, в первую очередь, логопедические занятия должны быть направлены на тренировку всех органов, участвующих в образовании речи.

Основная цель логоритмики – помочь ребенку справиться с дефектами речи. Кроме коррекции речевых функций, двигательно-музыкальные занятия решают следующие задачи:

  • культурное и духовное развитие детей;

  • отработка танцевальных движений;

  • улучшение координации и всех видов моторики;

  • развитие чувства ритма;

  • оттачивание музыкального слуха;

  • формирование верного речевого дыхания;

  • стимуляция внимания, памяти и воображения;

  • приобретение способности различать звуки, темп, паузы;

  • нормализация мышечного тонуса;

  • расширение кругозора;

  • обогащение словарного запаса;

  • выработка навыка релаксации;

  • физическое и психоэмоциональное оздоровление.


Кому нужна логоритмика?

Что развивает логоритмика


Исследования практикующих врачей и ученых доказали, что регулярные движения в динамичном темпе под музыку способны помочь детям справиться с самыми разными заболеваниями и не только улучшить самочувствие, но и настроение. Малыши, которые регулярно занимаются логоритмикой, начинают использовать в общении мимику и жесты, отличаются от своих сверстников общительностью и веселым расположением духа, их произношение правильное и мелодичное, они активно стремятся обучаться и познавать мир. При верном подборе занятий, маленькие непоседы легко успокаиваются, а медлительные и нерасторопные дети, наоборот, становятся активными и энергичными.

Особенно настойчиво заниматься логоритмикой рекомендуют детям:

  • с дизартрией (расстройство произношения, связанное с нарушением речедвигательного анализатора и неправильной работой артикуляционных мышц);

  • с задержкой развития речи;

  • страдающим нарушениями произношения звуков и слов;

  • заикающимся;

  • отличающимся быстрой, прерывистой или медленной речью;

  • имеющим нарушенную моторику и координацию движений;

  • с ослабленным иммунитетом, часто болеющим.

Если у ребенка отсутствуют речевые отклонения, освобождать его от занятий логоритмикой все равно не стоит, уроки благотворно скажутся на его общем состоянии здоровья и развитии. Поэтому можно говорить о том, что логоритмика показана всем малышам, особенно – в период интенсивного формирования речи, на который приходится возраст от двух до четырех лет.


Каких видов бывают занятия по логоритмике?

Что развивает логоритмика


По форме занятий логоритмика может быть как самостоятельным уроком, так и элементом других педагогических занятий (например, физкультуры, музыки, развития речи).

Занимаются дети индивидуально или в группе:

  • индивидуальный подход поможет застенчивым ребятам освоиться на первых порах, и даст возможность взрослому уделять повышенное внимание каждому малышу, отслеживая правильность техники выполнения и результаты;

  • логоритмика в группе тоже имеет свои плюсы, главными из которых будут общение со сверстниками и возникновение чувства приобщенности к коллективу.

По содержанию уроков строгих инструкций нет – фантазия и инициатива логопеда только приветствуются. Но есть рекомендации, которых специалисту стоит придерживаться при работе с детьми. Например, на занятиях малыши обязательно должны:

  • маршировать на месте и ходить в разных направлениях;

  • упражняться в оттачивании внимания и для поддержания мышечного тонуса;

  • ритмично двигаться;

  • петь, произносить звуки, слова и стишки;

  • упражняться в развитии мелкой моторики.

Все эти действия дети выполняют под музыкальное сопровождение.


Принципы занятий по логоритмике

Что развивает логоритмика


Нельзя забывать, что малыши в дошкольном возрасте еще не способны осознанно учиться, они любят и могут только играть. Через игру они учатся дружить и общаться, развиваются и познают мир. Поэтому все уроки должны проходить именно в игровой форме и к ним, как и к любой игре, нельзя принуждать. Все просто: кроха должен захотеть заниматься сам, потому это захватывающе, интересно и весело. Обучение и воспитание в игре – это главный принцип логоритмики.

Помимо этого, в реализации занятий по логопедической ритмике нужно придерживаться следующих правил:

Педагог должен обязательно на собственном примере показывать детям действия и движения, а дети – за ним повторять.

Если у ребенка что-то не получается, заставлять его заниматься не нужно. Следует помнить, что главное в логоритмике – желание и удовольствие самого малыша.

Для большего увлечения, можно добавить к движениям под музыку дополнительные игрушки, картинки, костюмы, простые музыкальные инструменты (например, дудочки и маракасы), чтобы было еще интереснее.

Детям с заиканием рекомендуется заниматься не меньше 4 раз в неделю, для остальных достаточно будет двух раз.

Лучше всего проводить уроки во второй половине дня.

Начинать надо с самых простейших заданий, постепенно переходя к более сложным.

Музыку необходимо подбирать очень внимательно, чтобы она соответствовала темпу движений.

Хорошее настроение педагога – тоже важное условие для активности детей.

Следует набраться терпения, поскольку первые результаты обычно проявляются примерно через полгода.


Методы, которые используются в логоритмическом воспитании

Что развивает логоритмика

Педагог по логоритмике применяет в работе с детьми следующие методики:

  • пальчиковую гимнастику (инсценировку рифмованных историй, стихов и песен, которые сопровождаются движениями пальцев, для развития мелкой моторики);

  • музыкально-ритмическую и музыкальную игру (для развития речи, внимания, усовершенствования чувства ритма, приобретения навыка ориентации в пространстве);

  • артикуляционную и логопедическую гимнастику (для укрепления мышц органов артикуляции, развития их способностей и гибкости);

  • упражнения для развития вокальных навыков (фонопедические упражнения, чистоговорки для коррекции произношения звуков, укрепления гортанных мышц, формирования верного речевого дыхания);

  • словотворчество (занятия для расширения словарного запаса);

  • танцы (для развития образного мышления и координации движений);

  • занятия для формирования богатой мимики и жестов;

  • уроки для развития моторики (для роста двигательной активности и улучшении координации движений).

Главное достоинство логоритмического воспитания – это простота упражнений. Для педагогической деятельности в этом направлении не требуется профильное образование, достаточно пройти специфическое обучение.

Освоить логоритмику и научиться использовать этот коррекционный метод для помощи детям с нарушенной речью можно на дистанционном курсе «Логоритмика» в нашем институте. После окончания обучения и получения удостоверения, вы сможете планировать и проводить эффективные занятия по логоритмике, работая в сферах логопедии, дефектологии, педагогики, психологии.


Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0