Что такое логоритмика – ее задачи и цели

18.07.2022
Что такое логоритмика – ее задачи и цели
Что такое логоритмика – ее задачи и цели Что развивает логоритмика


Правильная речь – один из важных показателей гармоничного и своевременного развития ребенка. Существуют логопедические упражнения, включающие динамические движения под музыку, счет или произношение стишков, которые помогают малышам правильно развиваться и корректируют речевые отклонения. Такие занятия называются логоритмикой, они интересные и задорные, очень нравятся детям и приносят им много радости и пользы.

Что такое логоритмика, что именно она развивает, кому подходит и каких целей можно достичь с ее помощью – ответим в этом материале.


Логоритмика – что это такое?

Что такое логоритмика – ее задачи и цели Что развивает логоритмика


Логоритмикой называют уникальный комплекс упражнений, который проходит в увлекательной и эмоциональной обстановке и помогает в оздоровлении, образовании, воспитании, развитии и коррекции нарушений у детей. Ученые уверяют, что логоритмические занятия не только предупреждают болезни и отклонения, но и улучшают настроение малышей и раскрывают их творческий потенциал.

Направление возникло не так давно и было нацелено на коррекцию речи в детском возрасте. Ученые быстро заметили, что с помощью логоритмики быстро сглаживаются или полностью исчезают речевые дефекты, слажено работают нервная и дыхательная системы, улучшается координация движений.

Занятия проходят в игровой форме под надзором логопеда и включают элементы нейрогимнастики (двигательные занятия для согласованной работы обоих полушарий головного мозга), марширование под музыку, игры для развития дыхания и артикуляции, пальчиковые игры для улучшения моторики, упражнения для правильности речи. На уроках дети двигаются, произносят слова и поют песенки под музыку.


Основные задачи логоритмических занятий

Что такое логоритмика – ее задачи и цели Что развивает логоритмика


Для красивой и правильной речи требуется слаженная работа артикуляционных органов, нервной и дыхательной систем, органов чувств. Если хотя бы один компонент по какой-то причине бездействует – речь нарушается. Поэтому, в первую очередь, логопедические занятия должны быть направлены на тренировку всех органов, участвующих в образовании речи.

Основная цель логоритмики – помочь ребенку справиться с дефектами речи. Кроме коррекции речевых функций, двигательно-музыкальные занятия решают следующие задачи:

  • культурное и духовное развитие детей;

  • отработка танцевальных движений;

  • улучшение координации и всех видов моторики;

  • развитие чувства ритма;

  • оттачивание музыкального слуха;

  • формирование верного речевого дыхания;

  • стимуляция внимания, памяти и воображения;

  • приобретение способности различать звуки, темп, паузы;

  • нормализация мышечного тонуса;

  • расширение кругозора;

  • обогащение словарного запаса;

  • выработка навыка релаксации;

  • физическое и психоэмоциональное оздоровление.


Кому нужна логоритмика?

Что такое логоритмика – ее задачи и цели Что развивает логоритмика


Исследования практикующих врачей и ученых доказали, что регулярные движения в динамичном темпе под музыку способны помочь детям справиться с самыми разными заболеваниями и не только улучшить самочувствие, но и настроение. Малыши, которые регулярно занимаются логоритмикой, начинают использовать в общении мимику и жесты, отличаются от своих сверстников общительностью и веселым расположением духа, их произношение правильное и мелодичное, они активно стремятся обучаться и познавать мир. При верном подборе занятий, маленькие непоседы легко успокаиваются, а медлительные и нерасторопные дети, наоборот, становятся активными и энергичными.

Особенно настойчиво заниматься логоритмикой рекомендуют детям:

  • с дизартрией (расстройство произношения, связанное с нарушением речедвигательного анализатора и неправильной работой артикуляционных мышц);

  • с задержкой развития речи;

  • страдающим нарушениями произношения звуков и слов;

  • заикающимся;

  • отличающимся быстрой, прерывистой или медленной речью;

  • имеющим нарушенную моторику и координацию движений;

  • с ослабленным иммунитетом, часто болеющим.

Если у ребенка отсутствуют речевые отклонения, освобождать его от занятий логоритмикой все равно не стоит, уроки благотворно скажутся на его общем состоянии здоровья и развитии. Поэтому можно говорить о том, что логоритмика показана всем малышам, особенно – в период интенсивного формирования речи, на который приходится возраст от двух до четырех лет.


Каких видов бывают занятия по логоритмике?

Что такое логоритмика – ее задачи и цели Что развивает логоритмика

По форме занятий логоритмика может быть как самостоятельным уроком, так и элементом других педагогических занятий (например, физкультуры, музыки, развития речи).

Занимаются дети индивидуально или в группе:

  • индивидуальный подход поможет застенчивым ребятам освоиться на первых порах, и даст возможность взрослому уделять повышенное внимание каждому малышу, отслеживая правильность техники выполнения и результаты;

  • логоритмика в группе тоже имеет свои плюсы, главными из которых будут общение со сверстниками и возникновение чувства приобщенности к коллективу.

По содержанию уроков строгих инструкций нет – фантазия и инициатива логопеда только приветствуются. Но есть рекомендации, которых специалисту стоит придерживаться при работе с детьми. Например, на занятиях малыши обязательно должны:

  • маршировать на месте и ходить в разных направлениях;

  • упражняться в оттачивании внимания и для поддержания мышечного тонуса;

  • ритмично двигаться;

  • петь, произносить звуки, слова и стишки;

  • упражняться в развитии мелкой моторики.

Все эти действия дети выполняют под музыкальное сопровождение.


Принципы занятий по логоритмике

Что такое логоритмика – ее задачи и цели Что развивает логоритмика


Нельзя забывать, что малыши в дошкольном возрасте еще не способны осознанно учиться, они любят и могут только играть. Через игру они учатся дружить и общаться, развиваются и познают мир. Поэтому все уроки должны проходить именно в игровой форме и к ним, как и к любой игре, нельзя принуждать. Все просто: кроха должен захотеть заниматься сам, потому это захватывающе, интересно и весело. Обучение и воспитание в игре – это главный принцип логоритмики.

Помимо этого, в реализации занятий по логопедической ритмике нужно придерживаться следующих правил:

Педагог должен обязательно на собственном примере показывать детям действия и движения, а дети – за ним повторять.

Если у ребенка что-то не получается, заставлять его заниматься не нужно. Следует помнить, что главное в логоритмике – желание и удовольствие самого малыша.

Для большего увлечения, можно добавить к движениям под музыку дополнительные игрушки, картинки, костюмы, простые музыкальные инструменты (например, дудочки и маракасы), чтобы было еще интереснее.

Детям с заиканием рекомендуется заниматься не меньше 4 раз в неделю, для остальных достаточно будет двух раз.

Лучше всего проводить уроки во второй половине дня.

Начинать надо с самых простейших заданий, постепенно переходя к более сложным.

Музыку необходимо подбирать очень внимательно, чтобы она соответствовала темпу движений.

Хорошее настроение педагога – тоже важное условие для активности детей.

Следует набраться терпения, поскольку первые результаты обычно проявляются примерно через полгода.


Методы, которые используются в логоритмическом воспитании

Что такое логоритмика – ее задачи и цели Что развивает логоритмика

Педагог по логоритмике применяет в работе с детьми следующие методики:

  • пальчиковую гимнастику (инсценировку рифмованных историй, стихов и песен, которые сопровождаются движениями пальцев, для развития мелкой моторики);

  • музыкально-ритмическую и музыкальную игру (для развития речи, внимания, усовершенствования чувства ритма, приобретения навыка ориентации в пространстве);

  • артикуляционную и логопедическую гимнастику (для укрепления мышц органов артикуляции, развития их способностей и гибкости);

  • упражнения для развития вокальных навыков (фонопедические упражнения, чистоговорки для коррекции произношения звуков, укрепления гортанных мышц, формирования верного речевого дыхания);

  • словотворчество (занятия для расширения словарного запаса);

  • танцы (для развития образного мышления и координации движений);

  • занятия для формирования богатой мимики и жестов;

  • уроки для развития моторики (для роста двигательной активности и улучшении координации движений).

Главное достоинство логоритмического воспитания – это простота упражнений. Для педагогической деятельности в этом направлении не требуется профильное образование, достаточно пройти специфическое обучение.

Освоить логоритмику и научиться использовать этот коррекционный метод для помощи детям с нарушенной речью можно на дистанционном курсе «Логоритмика» в нашем институте. После окончания обучения и получения удостоверения, вы сможете планировать и проводить эффективные занятия по логоритмике, работая в сферах логопедии, дефектологии, педагогики, психологии.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 24 мая 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели