Правильная речь – один из важных показателей гармоничного и своевременного развития ребенка. Существуют логопедические упражнения, включающие динамические движения под музыку, счет или произношение стишков, которые помогают малышам правильно развиваться и корректируют речевые отклонения. Такие занятия называются логоритмикой, они интересные и задорные, очень нравятся детям и приносят им много радости и пользы.
Что такое логоритмика, что именно она развивает, кому подходит и каких целей можно достичь с ее помощью – ответим в этом материале.
Логоритмика – что это такое?
Логоритмикой называют уникальный комплекс упражнений, который проходит в увлекательной и эмоциональной обстановке и помогает в оздоровлении, образовании, воспитании, развитии и коррекции нарушений у детей. Ученые уверяют, что логоритмические занятия не только предупреждают болезни и отклонения, но и улучшают настроение малышей и раскрывают их творческий потенциал.
Направление возникло не так давно и было нацелено на коррекцию речи в детском возрасте. Ученые быстро заметили, что с помощью логоритмики быстро сглаживаются или полностью исчезают речевые дефекты, слажено работают нервная и дыхательная системы, улучшается координация движений.
Занятия проходят в игровой форме под надзором логопеда и включают элементы нейрогимнастики (двигательные занятия для согласованной работы обоих полушарий головного мозга), марширование под музыку, игры для развития дыхания и артикуляции, пальчиковые игры для улучшения моторики, упражнения для правильности речи. На уроках дети двигаются, произносят слова и поют песенки под музыку.
Основные задачи логоритмических занятий
Для красивой и правильной речи требуется слаженная работа артикуляционных органов, нервной и дыхательной систем, органов чувств. Если хотя бы один компонент по какой-то причине бездействует – речь нарушается. Поэтому, в первую очередь, логопедические занятия должны быть направлены на тренировку всех органов, участвующих в образовании речи.
Основная цель логоритмики – помочь ребенку справиться с дефектами речи. Кроме коррекции речевых функций, двигательно-музыкальные занятия решают следующие задачи:
-
культурное и духовное развитие детей;
-
отработка танцевальных движений;
-
улучшение координации и всех видов моторики;
-
развитие чувства ритма;
-
оттачивание музыкального слуха;
-
формирование верного речевого дыхания;
-
стимуляция внимания, памяти и воображения;
-
приобретение способности различать звуки, темп, паузы;
-
нормализация мышечного тонуса;
-
расширение кругозора;
-
обогащение словарного запаса;
-
выработка навыка релаксации;
-
физическое и психоэмоциональное оздоровление.
Кому нужна логоритмика?
Исследования практикующих врачей и ученых доказали, что регулярные движения в динамичном темпе под музыку способны помочь детям справиться с самыми разными заболеваниями и не только улучшить самочувствие, но и настроение. Малыши, которые регулярно занимаются логоритмикой, начинают использовать в общении мимику и жесты, отличаются от своих сверстников общительностью и веселым расположением духа, их произношение правильное и мелодичное, они активно стремятся обучаться и познавать мир. При верном подборе занятий, маленькие непоседы легко успокаиваются, а медлительные и нерасторопные дети, наоборот, становятся активными и энергичными.
Особенно настойчиво заниматься логоритмикой рекомендуют детям:
-
с дизартрией (расстройство произношения, связанное с нарушением речедвигательного анализатора и неправильной работой артикуляционных мышц);
-
с задержкой развития речи;
-
страдающим нарушениями произношения звуков и слов;
-
заикающимся;
-
отличающимся быстрой, прерывистой или медленной речью;
-
имеющим нарушенную моторику и координацию движений;
-
с ослабленным иммунитетом, часто болеющим.
Если у ребенка отсутствуют речевые отклонения, освобождать его от занятий логоритмикой все равно не стоит, уроки благотворно скажутся на его общем состоянии здоровья и развитии. Поэтому можно говорить о том, что логоритмика показана всем малышам, особенно – в период интенсивного формирования речи, на который приходится возраст от двух до четырех лет.
Каких видов бывают занятия по логоритмике?
По форме занятий логоритмика может быть как самостоятельным уроком, так и элементом других педагогических занятий (например, физкультуры, музыки, развития речи).
Занимаются дети индивидуально или в группе:
-
индивидуальный подход поможет застенчивым ребятам освоиться на первых порах, и даст возможность взрослому уделять повышенное внимание каждому малышу, отслеживая правильность техники выполнения и результаты;
-
логоритмика в группе тоже имеет свои плюсы, главными из которых будут общение со сверстниками и возникновение чувства приобщенности к коллективу.
По содержанию уроков строгих инструкций нет – фантазия и инициатива логопеда только приветствуются. Но есть рекомендации, которых специалисту стоит придерживаться при работе с детьми. Например, на занятиях малыши обязательно должны:
-
маршировать на месте и ходить в разных направлениях;
-
упражняться в оттачивании внимания и для поддержания мышечного тонуса;
-
ритмично двигаться;
-
петь, произносить звуки, слова и стишки;
-
упражняться в развитии мелкой моторики.
Все эти действия дети выполняют под музыкальное сопровождение.
Принципы занятий по логоритмике
Нельзя забывать, что малыши в дошкольном возрасте еще не способны осознанно учиться, они любят и могут только играть. Через игру они учатся дружить и общаться, развиваются и познают мир. Поэтому все уроки должны проходить именно в игровой форме и к ним, как и к любой игре, нельзя принуждать. Все просто: кроха должен захотеть заниматься сам, потому это захватывающе, интересно и весело. Обучение и воспитание в игре – это главный принцип логоритмики.
Помимо этого, в реализации занятий по логопедической ритмике нужно придерживаться следующих правил:
Педагог должен обязательно на собственном примере показывать детям действия и движения, а дети – за ним повторять.
Если у ребенка что-то не получается, заставлять его заниматься не нужно. Следует помнить, что главное в логоритмике – желание и удовольствие самого малыша.
Для большего увлечения, можно добавить к движениям под музыку дополнительные игрушки, картинки, костюмы, простые музыкальные инструменты (например, дудочки и маракасы), чтобы было еще интереснее.
Детям с заиканием рекомендуется заниматься не меньше 4 раз в неделю, для остальных достаточно будет двух раз.
Лучше всего проводить уроки во второй половине дня.
Начинать надо с самых простейших заданий, постепенно переходя к более сложным.
Музыку необходимо подбирать очень внимательно, чтобы она соответствовала темпу движений.
Хорошее настроение педагога – тоже важное условие для активности детей.
Следует набраться терпения, поскольку первые результаты обычно проявляются примерно через полгода.
Методы, которые используются в логоритмическом воспитании
Педагог по логоритмике применяет в работе с детьми следующие методики:
-
пальчиковую гимнастику (инсценировку рифмованных историй, стихов и песен, которые сопровождаются движениями пальцев, для развития мелкой моторики);
-
музыкально-ритмическую и музыкальную игру (для развития речи, внимания, усовершенствования чувства ритма, приобретения навыка ориентации в пространстве);
-
артикуляционную и логопедическую гимнастику (для укрепления мышц органов артикуляции, развития их способностей и гибкости);
-
упражнения для развития вокальных навыков (фонопедические упражнения, чистоговорки для коррекции произношения звуков, укрепления гортанных мышц, формирования верного речевого дыхания);
-
словотворчество (занятия для расширения словарного запаса);
-
танцы (для развития образного мышления и координации движений);
-
занятия для формирования богатой мимики и жестов;
-
уроки для развития моторики (для роста двигательной активности и улучшении координации движений).
Главное достоинство логоритмического воспитания – это простота упражнений. Для педагогической деятельности в этом направлении не требуется профильное образование, достаточно пройти специфическое обучение.
Освоить логоритмику и научиться использовать этот коррекционный метод для помощи детям с нарушенной речью можно на дистанционном курсе «Логоритмика» в нашем институте. После окончания обучения и получения удостоверения, вы сможете планировать и проводить эффективные занятия по логоритмике, работая в сферах логопедии, дефектологии, педагогики, психологии.