Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа?

Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа?

30.12.2022
Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа?
Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа? логопедические упражнения

Изображение от pressfoto на Freepik


  1. Логопед-афазиолог – кто это и каковы его задачи?

  2. Кому помогает афазиолог?

  3. Каковы должностные обязанности логопеда-афазиолога?

  4. Особенности работы афазиолога

  5. Какие методики использует афазиолог в работе?

Инсульты, травмы, инфекции или другие серьезные заболевания могут вызвать тяжелые последствия. Одна из таких проблем – нарушение или потеря речи. Помогает наладить речевые функции пациентам логопед-афазиолог. Об этой профессии и методах реабилитационной работы наш сегодняшний материал.

Логопед-афазиолог – кто это и каковы его задачи?


Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа? логопедические упражнения

Изображение от Freepik

Кто такой логопед – знает каждый. Логопед-афазиолог тоже работает над речевыми навыками клиентов, но отличается от обычного логопеда тем, что помогает людям, утратившим речь из-за поражений мозговых отделов. Техники и упражнения, которые применяет афазиолог на практике, восстанавливают функции и развивают мелкую моторику.

Основными задачами специалиста являются:

1) восстановление связной речи;

2) синхронизирование всех речевых процессов;

3)налаживание понимания разговора окружающих людей;

4) развитие фонематического слуха;

5) улучшение других утраченных навыков, например, письма или чтения.

Кому помогает афазиолог?


Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа? логопедические упражнения

Изображение от gpointstudio на Freepik

Само слово «афазия» означает невозможность полноценно разговаривать и/или понимать речь. Специалист в логопедии работает с людьми, у которых из-за состояния афазии утрачены или нарушены речевые функции по причине:

  • черепно-мозговой травмы;

  • перенесенной нейроинфекции;

  • мозговой опухоли;

  • инсульта;

  • операционного вмешательства на мозговых отделах;

  • возрастной деменции;

  • других схожих болезней.

Симптомы, с которыми обязательно нужно обращаться за помощью к логопеду-афазиологу, следующие:

1) полное отсутствие речи;

2) заикание;

3) продолжительные паузы при разговоре;

4) несвязная речь;

5) отрывистость фраз;

6) непонимание смысла сказанного собеседником;

7) невозможность повторять слова за окружающими;

8) патологическое многословие при непонимании смысла разговора;

9) утраченные навыки чтения и письма;

10) неразборчивый почерк.

Восстановление этих функций с помощью реабилитации дадут возможность больному вновь начать общаться или существенно улучшить свои речевые способности.

Каковы должностные обязанности логопеда-афазиолога?


Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа? логопедические упражнения

Изображение от Freepik

Для того чтобы добиться эффективного результата, афазиолог должен понимать, как классифицируются речевые расстройства у людей разного возраста, знать логопедические методы и уметь применять их на практике. В его должностные обязанности входит:

  • проведение первичного нейропсихологического обследования;

  • выявление нарушений речевых и письменных навыков, а также глотательных функций;

  • разработка реабилитационной программы для каждого пациента индивидуально;

  • проведение коррекционных занятий с использованием массажных методов;

  • подготовка речевых органов к реабилитационным техникам;

  • использование методов для восстановления правильного дыхания при разговоре;

  • подбор комплекса упражнений, который заставит работать мышцы речевых органов;

  • проведение занятий артикуляционной гимнастикой;

  • контроль над результатами своих действий.

Особенности работы афазиолога


Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа? логопедические упражнения

Изображение от Freepik

После тщательной врачебной диагностики с выявлением причин, вызвавших расстройства или потерю речи, требуется подключение к процессу реабилитации логопеда-афазиолога. План лечения и коррекции составляет врач, но афазиолог обязательно участвует в восстановительных действиях.

План работы логопеда-афазиолога следующий:

1. Подружиться с больным и постараться понять его чувства и проблемы. Поскольку специалисту и пациенту предстоит общаться долго и тесно, то доверительные отношения между ними необходимы, иначе эффекта от терапии не будет. Поэтому афазиолог, помимо своих основных обязанностей, должен оказывать больному психологическую поддержку, мотивировать на достижение результатов в восстановлении коммуникативных функций и улучшение качества жизни.

2. Подобрать индивидуальный комплекс упражнений и тренингов. Афазиолог должен учесть особенности пациента – его возраст, возможности, состояние психического и физического здоровья. Главная задача – добиться результата и при этом не перегрузить пациента, поэтому начинать следует с легких занятий, не превышающих десяти минут, постепенно усложняя задания и доводя их длительность до сорока пяти минут. При долговременных уроках можно делать перерывы, если пациент утомился. Примерное количество занятий в неделю – от пяти до десяти.

3. Поощрять пациента. Похвала и явные результаты – это то, что удержит интерес больного к продолжению логопедических занятий.

4. Подключить к реабилитации близких родственников больного. Для стойкого результата очень важно, чтобы пациент продолжал заниматься в домашней обстановке под надзором родных людей или самостоятельно.

Афазиолог работает в кабинете с теми пациентами, которые могут самостоятельно передвигаться, или посещает больных на дому, если они частично или полностью обездвижены.

Какие методики использует афазиолог в работе?


Кто такой логопед-афазиолог и в чем заключается его работа? логопедические упражнения

Изображение от Freepik

Цель специалиста – вовлечь пораженные участки мозга в речевые процессы, простыми словами – заставить их снова заработать. Для этого логопед-афазиолог использует множество методик, из которых составляет комплекс упражнений для каждого конкретного больного.

Эти упражнения могут быть:

  1. фонетическими (пациенту предлагается повторять отдельные слова, фразы и звуки, чтобы специалист смог определить вид патологии и проконтролировать, как и с какой интенсивностью работают мышцы речевого аппарата);

  2. семантическими (человеку предлагается завершить начатое предложение, составить ряд ассоциаций или побеседовать на какую-то конкретную тему – такие задания стимулируют мыслительный процесс);

  3. наглядными (с помощью иллюстраций или предметов пациент выстраивает ассоциации и причинно-следственные связи);

  4. творческими (человек рисует, поет, читает стихи или скороговорки, занимается любой творческой деятельностью, которая ему интересна).

Самые популярные методы, которые использует логопед в работе с людьми, перенесшими инсульт/заболевание/травму, – это:

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА

Для разработки языка:

  1. Высунуть язык и удержать его в этом положении около минуты.

  2. Скрутить язык трубочкой.

  3. Потянуться языком к носу, а потом — к подбородку.

  4. Поводить языком от одного угла рта до другого.

  5. Поцокать языком.

  6. Выполнить проталкивающие движения языком между плотно сжатыми зубами.

  7. Обвести губы языком.

Для разработки губ:

  1. Улыбнуться сомкнутыми губами.

  2. Скрутить губы в трубочку.

  3. Поднять верхнюю губу, потом оттянуть вниз нижнюю.

  4. Облизать губы слева-направо и наоборот.

  5. Изобразить воздушный поцелуй.

  6. Расслабить губы и подуть через них.

Для восстановления голоса:

  1. Произносить гласные звуки, чередуя ударения.

  2. Повторять согласные звуки, сначала глухие, потом звонкие.

Для восстановления мимики:

  1. Поработать бровями: нахмурить, изобразить удивление, пошевелить ими.

  2. Совершить движения челюстью, показать и вытянуть язык.

УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ

  1. Показать предмет и назвать его. Можно выполнять дома или во время прогулки.

  2. Составить фразу или рассказ по сюжетным картинкам.

  3. Переписать и пересказать небольшие тексты.

ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ

Эту процедуру специалист проводит в стерильных перчатках с помощью рук, специальных зондов или аппарата. Способ и интенсивность выполнения массажа подбирается индивидуально, с учетом особенностей и возраста пациента. Перед процедурой обязательно обследование артикуляционных органов, чтобы исключить противопоказания.

Такая техника способствует возвращению речевых функций. Если массажные манипуляции проводить правильно и регулярно, то пациент начинает правильно произносить слова, четко формулируя свою мысль.

ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ

Эта гимнастика нужна, чтобы улучшить работу артикуляционных мышц, она включает следующие задания:

  1. Улыбаться, соблюдая симметрию уголков губ.

  2. Сворачивать язык в трубочку и тянуть букву «у».

  3. Надувать и сдувать щеки.

Казалось бы, все эти методы просты в исполнении даже для человека с серьезным заболеванием, но на самом деле — это важнейшие манипуляции, которые нельзя недооценивать, поскольку именно они помогают создать новые нейронные связи в головном мозге. А такие связи заставят больного снова научиться четко и правильно разговаривать.

Получить актуальные знания и освоить профессию логопеда-афазиолога можно в нашем институте на дистанционном курсе профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций». Вы освоите все необходимые для такой ответственной и гуманной работы дисциплины: анатомию, нейрофизиологию, психологию, коррекционную педагогику, нейролингвистику, после аттестации получите диплом установленного образца и сможете планировать и проводить результативные логопедические занятия и манипуляции, чтобы помочь людям, перенесшим тяжелое заболевание, вновь обрести возможность общаться, выражать свои мысли и чувства и полноценно жить.



Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 20 ноября 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели