Инсульты, травмы, инфекции или другие серьезные заболевания могут вызвать тяжелые последствия. Одна из таких проблем – нарушение или потеря речи. Помогает наладить речевые функции пациентам логопед-афазиолог. Об этой профессии и методах реабилитационной работы наш сегодняшний материал.
Логопед-афазиолог – кто это и каковы его задачи?
Изображение от
Кто такой логопед – знает каждый. Логопед-афазиолог тоже работает над речевыми навыками клиентов, но отличается от обычного логопеда тем, что помогает людям, утратившим речь из-за поражений мозговых отделов. Техники и упражнения, которые применяет афазиолог на практике, восстанавливают функции и развивают мелкую моторику.
Основными задачами специалиста являются:
1) восстановление связной речи;
2) синхронизирование всех речевых процессов;
3)налаживание понимания разговора окружающих людей;
4) развитие фонематического слуха;
5) улучшение других утраченных навыков, например, письма или чтения.
Кому помогает афазиолог?
Само слово «афазия» означает невозможность полноценно разговаривать и/или понимать речь. Специалист в логопедии работает с людьми, у которых из-за состояния афазии утрачены или нарушены речевые функции по причине:
-
черепно-мозговой травмы;
-
перенесенной нейроинфекции;
-
мозговой опухоли;
-
инсульта;
-
операционного вмешательства на мозговых отделах;
-
возрастной деменции;
-
других схожих болезней.
Симптомы, с которыми обязательно нужно обращаться за помощью к логопеду-афазиологу, следующие:
1) полное отсутствие речи;
2) заикание;
3) продолжительные паузы при разговоре;
4) несвязная речь;
5) отрывистость фраз;
6) непонимание смысла сказанного собеседником;
7) невозможность повторять слова за окружающими;
8) патологическое многословие при непонимании смысла разговора;
9) утраченные навыки чтения и письма;
10) неразборчивый почерк.
Восстановление этих функций с помощью реабилитации дадут возможность больному вновь начать общаться или существенно улучшить свои речевые способности.
Каковы должностные обязанности логопеда-афазиолога?
Изображение от
Для того чтобы добиться эффективного результата, афазиолог должен понимать, как классифицируются речевые расстройства у людей разного возраста, знать логопедические методы и уметь применять их на практике. В его должностные обязанности входит:
-
проведение первичного нейропсихологического обследования;
-
выявление нарушений речевых и письменных навыков, а также глотательных функций;
-
разработка реабилитационной программы для каждого пациента индивидуально;
-
проведение коррекционных занятий с использованием массажных методов;
-
подготовка речевых органов к реабилитационным техникам;
-
использование методов для восстановления правильного дыхания при разговоре;
-
подбор комплекса упражнений, который заставит работать мышцы речевых органов;
-
проведение занятий артикуляционной гимнастикой;
-
контроль над результатами своих действий.
Особенности работы афазиолога
Изображение от
После тщательной врачебной диагностики с выявлением причин, вызвавших расстройства или потерю речи, требуется подключение к процессу реабилитации логопеда-афазиолога. План лечения и коррекции составляет врач, но афазиолог обязательно участвует в восстановительных действиях.
План работы логопеда-афазиолога следующий:
1. Подружиться с больным и постараться понять его чувства и проблемы. Поскольку специалисту и пациенту предстоит общаться долго и тесно, то доверительные отношения между ними необходимы, иначе эффекта от терапии не будет. Поэтому афазиолог, помимо своих основных обязанностей, должен оказывать больному психологическую поддержку, мотивировать на достижение результатов в восстановлении коммуникативных функций и улучшение качества жизни.
2. Подобрать индивидуальный комплекс упражнений и тренингов. Афазиолог должен учесть особенности пациента – его возраст, возможности, состояние психического и физического здоровья. Главная задача – добиться результата и при этом не перегрузить пациента, поэтому начинать следует с легких занятий, не превышающих десяти минут, постепенно усложняя задания и доводя их длительность до сорока пяти минут. При долговременных уроках можно делать перерывы, если пациент утомился. Примерное количество занятий в неделю – от пяти до десяти.
3. Поощрять пациента. Похвала и явные результаты – это то, что удержит интерес больного к продолжению логопедических занятий.
4. Подключить к реабилитации близких родственников больного. Для стойкого результата очень важно, чтобы пациент продолжал заниматься в домашней обстановке под надзором родных людей или самостоятельно.
Афазиолог работает в кабинете с теми пациентами, которые могут самостоятельно передвигаться, или посещает больных на дому, если они частично или полностью обездвижены.
Какие методики использует афазиолог в работе?
Изображение от
Цель специалиста – вовлечь пораженные участки мозга в речевые процессы, простыми словами – заставить их снова заработать. Для этого логопед-афазиолог использует множество методик, из которых составляет комплекс упражнений для каждого конкретного больного.
Эти упражнения могут быть:
-
фонетическими (пациенту предлагается повторять отдельные слова, фразы и звуки, чтобы специалист смог определить вид патологии и проконтролировать, как и с какой интенсивностью работают мышцы речевого аппарата);
-
семантическими (человеку предлагается завершить начатое предложение, составить ряд ассоциаций или побеседовать на какую-то конкретную тему – такие задания стимулируют мыслительный процесс);
-
наглядными (с помощью иллюстраций или предметов пациент выстраивает ассоциации и причинно-следственные связи);
-
творческими (человек рисует, поет, читает стихи или скороговорки, занимается любой творческой деятельностью, которая ему интересна).
Самые популярные методы, которые использует логопед в работе с людьми, перенесшими инсульт/заболевание/травму, – это:
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ АРТИКУЛЯЦИОННОГО АППАРАТА
Для разработки языка:
-
Высунуть язык и удержать его в этом положении около минуты.
-
Скрутить язык трубочкой.
-
Потянуться языком к носу, а потом — к подбородку.
-
Поводить языком от одного угла рта до другого.
-
Поцокать языком.
-
Выполнить проталкивающие движения языком между плотно сжатыми зубами.
-
Обвести губы языком.
Для разработки губ:
-
Улыбнуться сомкнутыми губами.
-
Скрутить губы в трубочку.
-
Поднять верхнюю губу, потом оттянуть вниз нижнюю.
-
Облизать губы слева-направо и наоборот.
-
Изобразить воздушный поцелуй.
-
Расслабить губы и подуть через них.
Для восстановления голоса:
-
Произносить гласные звуки, чередуя ударения.
-
Повторять согласные звуки, сначала глухие, потом звонкие.
Для восстановления мимики:
-
Поработать бровями: нахмурить, изобразить удивление, пошевелить ими.
-
Совершить движения челюстью, показать и вытянуть язык.
УПРАЖНЕНИЯ ДЛЯ ВОССТАНОВЛЕНИЯ РЕЧИ
-
Показать предмет и назвать его. Можно выполнять дома или во время прогулки.
-
Составить фразу или рассказ по сюжетным картинкам.
-
Переписать и пересказать небольшие тексты.
ЛОГОПЕДИЧЕСКИЙ МАССАЖ
Эту процедуру специалист проводит в стерильных перчатках с помощью рук, специальных зондов или аппарата. Способ и интенсивность выполнения массажа подбирается индивидуально, с учетом особенностей и возраста пациента. Перед процедурой обязательно обследование артикуляционных органов, чтобы исключить противопоказания.
Такая техника способствует возвращению речевых функций. Если массажные манипуляции проводить правильно и регулярно, то пациент начинает правильно произносить слова, четко формулируя свою мысль.
ДЫХАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНИКИ
Эта гимнастика нужна, чтобы улучшить работу артикуляционных мышц, она включает следующие задания:
-
Улыбаться, соблюдая симметрию уголков губ.
-
Сворачивать язык в трубочку и тянуть букву «у».
-
Надувать и сдувать щеки.
Казалось бы, все эти методы просты в исполнении даже для человека с серьезным заболеванием, но на самом деле — это важнейшие манипуляции, которые нельзя недооценивать, поскольку именно они помогают создать новые нейронные связи в головном мозге. А такие связи заставят больного снова научиться четко и правильно разговаривать.
Получить актуальные знания и освоить профессию логопеда-афазиолога можно в нашем институте на дистанционном курсе профессиональной переподготовки «Клиническая логопедия. Логопедическая помощь больным с нарушениями речи и других высших психических функций». Вы освоите все необходимые для такой ответственной и гуманной работы дисциплины: анатомию, нейрофизиологию, психологию, коррекционную педагогику, нейролингвистику, после аттестации получите диплом установленного образца и сможете планировать и проводить результативные логопедические занятия и манипуляции, чтобы помочь людям, перенесшим тяжелое заболевание, вновь обрести возможность общаться, выражать свои мысли и чувства и полноценно жить.