Поделиться:

Особенности социально-бытовой реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

Особенности социально-бытовой реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата

социально-бытовая адаптация детей с инвалидностью

Изображение от artursafronovvvv на Freepik



Начинать оказывать помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует еще в родильном доме, а продолжать – в детских садах, школах и коррекционных учреждениях. Очень важно участие в реабилитации членов семьи такого ребенка. Их любовь, терпение, умение ухаживать и применять восстанавливающие средства – это то, что поможет малышу развиваться и стать полноценным членом общества.

Наша статья – об особенностях социально-бытовой реабилитации детей с расстройством опорно-двигательных функций.

Особенности детей с нарушениями ОДА


социально-бытовая адаптация детей с инвалидностью

Изображение от Freepik

Нарушения ОДА могут выражаться в:

  • деформации конечностей и суставов;

  • плоскостопии;

  • неправильной осанке;

  • мышечной дистрофии;

  • деформации грудной клетки;

  • нарушении развития;

  • других неврологических и ортопедических проблемах.

Дети с такими патологиями имеют определенные особенности:

1) испытывают трудности в обучении;

2) могут иметь недостаточно развитое мышление, восприятие, внимание, память, плохо сформированную речь;

3) быстро устают;

4) отличаются низкой работоспособностью;

5) не могут скоординировать движения;

6) страдают нарушениями двигательного темпа;

7) отстают в физическом развитии;

8) ограничены в некоторых видах движения;

9) обладают заторможенной реакцией;

10) испытывают трудности с освоением двигательных навыков;

11) отличаются недоразвитием моторных функций.

Все эти отклонения мешают ребенку полноценно жить, учиться и общаться, поэтому проведение реабилитационной работы с такими малышами является обязательным.

Что такое социально-бытовая реабилитация детей с нарушениями ОДА?


социально-бытовая адаптация детей с инвалидностью

Изображение от Freepik

Под социально-бытовой реабилитацией подразумевается система мер и методов, которые наладят или улучшат двигательные навыки детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательных функций, помогут им стать самостоятельными в быту и обеспечат их интеграцию в социум.

Простыми словами, ребенок-инвалид в процессе такой реабилитации восстанавливает силы и способности управлять мышцами/суставами, учится обслуживать себя, ухаживать за собой и обретает независимость в повседневном быту. Конечно, такие методы при серьезном заболевании опорно-двигательного аппарата не устранят недуг, но помогут максимально восстановить функции организма и оздоровиться.

Результат применения реабилитационных мер будет зависеть от следующих факторов:

  • характера и серьезности болезни/травмы/патологии;

  • степени имеющихся нарушений;

  • общего состояния здоровья ребенка;

  • уровня поддержки членов семьи.

Основные цели и задачи социально-бытовой реабилитации детей с ДЦП и нарушениями ОДА


социально-бытовая адаптация детей с инвалидностью

Изображение от Freepik

Главная цель социально-реабилитационной работы – обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие малыша с дисфункциями опорно-двигательной системы, максимально раскрыть ресурсы, помочь с интеграцией и адаптацией в коллективе сверстников.

Основные задачи, которые помогут коррекционным специалистам и родителям достичь этой цели, будут:

  • разгрузить позвоночник, создать благоприятные условия для восстановления верного положения тела;

  • укрепить мышечный корсет;

  • сформировать правильную осанку;

  • скорректировать плоскостопие;

  • укрепить здоровье;

  • развить равновесие;

  • сформировать навыки основных движений;

  • развить способность контролировать свои действия;

  • увеличить мышечную выносливость;

  • снять психологическое напряжение;

  • выработать привычку к ведению здорового образа жизни;

  • закалить организм;

  • воспитать гигиенические привычки;

  • повысить дисциплинарные функции.

Коррекционные специалисты работают с малышом и его семьей. Участие родителей в реабилитации – обязательное условие, иначе трудно достичь хоть каких-то приемлемых результатов, чтобы малыш не отставал в развитии и достижениях от своих ровесников, научился исследовать окружающий мир и полноценно наслаждался детством.

Чему должен научиться ребенок с ОДА в процессе социально-бытовой реабилитации?


социально-бытовая адаптация детей с инвалидностью

Изображение от prostooleh на Freepik

В идеале малыш для активной и счастливой жизни должен научиться обслуживать себя и самостоятельно передвигаться.

Ребенок, который обладает способностью самообслуживания:

  • может удовлетворить основные физиологические потребности;

  • соблюдает личную гигиену;

  • может одеться и раздеться;

  • способен приготовить пищу;

  • выполняет повседневные бытовые потребности;

  • пользуется постельными принадлежностями;

  • умеет стирать простую одежду и убирать помещение;

  • может пользоваться бытовыми приборами.

При анализе ограниченной способности в обслуживании себя учитываются следующие моменты:

1) через какой период ребенок нуждается в посторонней помощи (постоянно, несколько раз в день, один раз в день);

2) необходимы ли ему вспомогательные средства и особые условия помещения, чтобы обслужить себя;

3) справляется ли малыш без посторонней поддержки, чтобы удовлетворить физиологические и бытовые потребности.

Способностью к самостоятельному передвижению называют навык двигаться, преодолевая препятствия, сохраняя равновесие в процессе повседневного быта, в обществе, в учебном или рабочем коллективе.

Считается, что ребенок обладает способностью сам передвигаться, если:

  • он перемещается по ровной поверхности в темпе 4 километра в час, совершая около 70-80 шагов в минуту;

  • может преодолевать препятствия, его не смущают подъемы, спуски и наклонные поверхности;

  • сохраняет равновесие как в состоянии покоя, так и при движении;

  • способен опускаться на колени и подниматься, ползать, менять темп движения;

  • не нуждается при передвижении во вспомогательных средствах или умеет их использовать;

  • может пользоваться транспортом.

Как организовать социально-бытовую реабилитацию для детей с ДЦП и ОДА?


социально-бытовая адаптация детей с инвалидностью

Изображение от Freepik

Социально-бытовая реабилитация проводится поэтапно.

1. На первом этапе специалисты определяют, какой дефект имеется у пациента и ограничивает ли он жизнедеятельность, выявляют, нуждается ли ребенок в специальных устройствах и приспособлениях, которые помогут ему быть независимым в повседневном быту.

2. Следующая задача – выяснить условия жилья ребенка с нарушениями и подстроить эти условия под его бытовые нужды и независимость. Для этого применяются специальные технологии.

3. Далее наступает этап самого процесса социально-бытовой реабилитации, который включает в себя:

  • социально-бытовую ориентацию (специалист рассказывает малышу его возможности, способности, показывает, как приспособиться к конкретным квартирным условиям);

  • восстановительные методы (ребенка обучают техникам, которые помогают освоить или восстановить навыки самообслуживания, проводят с ним развивающие занятия и занятия лечебной физкультурой (ЛФК);

  • следование рекомендациям врачей.

4. На заключительном этапе в реабилитацию включаются социально-бытовые устройства, то есть квартира обустраивается необходимыми приспособлениями, которые помогут детям удовлетворить свои бытовые потребности.

Ребенок с патологией опорно-двигательного аппарата должен иметь доступ к нужным бытовым приборам, уметь пользоваться устройствами, которые дают возможность умыться, почистить зубы, принимать пищу, фиксировать посуду, передвигаться, одеваться.

Научиться оказывать качественную комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья можно в нашем институте на дистанционном курсе по социально-бытовой реабилитации. На обучении вы узнаете, как разработать индивидуальную реабилитационную программу для каждого конкретного ребенка, и сможете помогать малышам с ОВЗ обрести уверенность в себе и своих силах, научиться использовать все доступные возможности и ресурсы для полноценной жизни в быту и обществе.



Все статьи

Преподаватели

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели
0