Современные проблемы инклюзивного образования

23.12.2022
Современные проблемы инклюзивного образования
Современные проблемы инклюзивного образования инклюзивное обучение

Изображение от Freepik



Постоянно увеличивающееся число инвалидов показало необходимость поиска и внедрения новых способов равноправного взаимодействия детей с особенностями здоровья с их здоровыми ровесниками.

Инклюзивное образование дало малышам с инвалидностью право на полноценное обучение, а педагогам – мотивацию улучшить свои компетенции, чтобы приспособить образовательную среду к нуждам всех детей. Но проблем в этой сфере до сих пор остается много. О самых актуальных вопросах, которые обязательно нужно решать, вы прочтете в этой статье.

Что такое инклюзивное/включенное образование и каковы его цели?


Современные проблемы инклюзивного образования инклюзивное обучение

Изображение от Freepik

В переводе с французского языка «inclure» означает «включать в себя». Инклюзивным (или включенным) называют образование, которое предлагает детям с нарушенным здоровьем условия для освоения общей школьной программы в коллективе здоровых сверстников. Главным принципом инклюзии является равноценность и равноправие учеников, вне зависимости от диагностированных нарушений и состояния здоровья.

Условия инклюзивной школы позволяют детям, страдающим комплексными расстройствами, задержкой развития, имеющим дисфункции поведения, зрения, слуха, речи, интеллекта, опорно-двигательного аппарата:

  • посещать школу, в которой обучаются здоровые дети;

  • находиться в классе со своими сверстниками;

  • иметь индивидуальные учебные цели, которые соответствуют их потребностям и возможностям по здоровью;

  • рассчитывать на необходимую поддержку.

Дети-инвалиды включаются в группы детских садов, общеобразовательные школьные классы, профессиональные и высшие учебные заведения, которые способны придерживаться инклюзивного принципа. Это большое достижение, поскольку именно инклюзия является единственной возможностью для таких ребят получить образование и профессиональную подготовку.

Дети в инклюзивном классе не только учатся вместе, но и трудятся, общаются, развлекаются. Уроки при таком подходе реализуются в зависимости от способностей ребенка, его готовности к освоению программы и нахождению в обществе здоровых сверстников. Иногда ребята проводят вместе весь день, а бывает, что общаются только на совместных занятиях/мероприятиях.

Система образования в нашей стране долгое время разделяла детей на больных и здоровых. Инвалиды не могли воплотить свои желания учиться и работать наравне со здоровыми людьми, страдали от дискриминации и изоляции. Основная цель инклюзивного образования – предоставить всем детям равный доступ к получению образования и профессии, создав для этого нужные условия и доброжелательную атмосферу.

Самые важные принципы инклюзии


Современные проблемы инклюзивного образования инклюзивное обучение

Изображение от Freepik

Инклюзивный подход в образовании строится на следующих принципах.

  1. Человек ценен вне зависимости от своих способностей и успехов.

  2. Любой из нас может мыслить и ощущать.

  3. Все люди нужны друг другу.

  4. Качественное образование можно получить только в реальном общении.

  5. Любой из нас должен иметь право общаться и быть услышанным окружающими.

  6. Каждый из нас нуждается в помощи и дружбе со сверстниками.

  7. Учащиеся достигают наибольшего прогресса в том, что они способны делать, чем в том, что не могут.

  8. Разнообразие улучшает все сферы жизни человека.

Из этих принципов следует, что образование – это основное право человека, и его доступность для каждого из нас делает общество справедливым.

Преимущества инклюзивной формы образования


Современные проблемы инклюзивного образования инклюзивное обучение

Изображение от Freepik

Особенные дети при такой форме образования получают серьезные преимущества:

  • оттачивают навыки общения в естественных условиях;

  • могут отследить поведение здоровых людей в разных ситуациях;

  • пробуют свои способности на более продвинутых уровнях игровой деятельности;

  • изучают общеобразовательные программы;

  • получают хорошую подготовку к дальнейшему развитию в социуме во взрослой жизни.

Плюсы инклюзии для учеников с нормальным развитием:

  • здоровые дети более активны в смешанных группах, чем в группах, которые состоят только из нормально развивающихся ровесников;

  • малыши понимают, что такое инвалидность, учатся общаться с разными людьми, быть чуткими и толерантными;

  • программа обучения более насыщена, а требования к ученикам строже, чем в обычной школе.

Словом, обучаясь вместе, ребята учатся самостоятельности через оказание поддержки друг другу, у них развивается терпение и гуманность, стираются границы между болезнями и нормой, а потому у здоровых школьников отсутствует чувство превосходства, а у детей с особенностями не развивается комплекс неполноценности.

Каковы актуальные проблемы инклюзивного образования?


Современные проблемы инклюзивного образования инклюзивное обучение

Изображение от Freepik

В наши дни существует много нерешенных проблем и сложностей, которые обязательно нужно преодолевать, чтобы организовать полноценное и комфортное обучение всех детей. Перечислим основные вопросы, которые особо актуальны в современной системе включенного образования.

1. Инклюзивные учебные заведения есть только в больших городах. Пока образовательные услуги для малышей с ОВЗ в нашей стране ограничены, в небольших населенных пунктах маленькие инвалиды не могут рассчитывать на получение полноценного образования по экономическим причинам, поэтому они обучаются лишь в коррекционных школах.

2. Несовершенство образовательной системы. Существует ряд трудностей, мешающих детям с особенностями здоровья обучаться вместе с нормально развивающимися сверстниками: например, недостаточно сформирована система социальной поддержки, отсутствуют нормативные документы, регламентирующие инклюзивное обучение.

3. Острый дефицит квалифицированных специалистов в области коррекционной педагогики. Необходимо усовершенствовать систему подготовки кадров, которая на сегодняшний день готовит психологов, педагогов, логопедов, дефектологов, в основном, для работы в коррекционных школах. А без специальных педагогов невозможно обеспечить постоянное сопровождение ребенка с отклонениями в условиях инклюзивной школы.

4. Неподготовленность социума к принятию детей-инвалидов. Еще сильны в обществе отрицательные установки по отношению к детям с особенностями развития. Например, часто родители здоровых ребятишек не желают, чтобы их дети обучались вместе с инвалидами, опасаются, что такая форма образование повлечет за собой низкое качество знаний. Для изменения этих стереотипов необходимо проводить просветительскую работу с населением.

5. Несоответствие учебных планов. Чтобы обучать детей с особенностями развития в специальных и общих школах, нужно вносить изменения в учебный план.

6. Отсутствие достаточного финансирования инклюзивных образовательных учреждений. Чтобы развивать эту форму обучения, необходимо обеспечить школы особыми техническими средствами и оборудованием, оснастить комнаты для коррекционных занятий, логопедические и медицинские кабинеты, залы для ЛФК, сенсорные помещения.

Для этого потребуются:

  • качественные акустические приспособления для глухих и слабослышащих;

  • пандусы, лифты и инвалидные коляски для малышей с нарушениями опорно-двигательной системы;

  • инновационные средства для слепых и слабовидящих.

7. В стране нет единой системы для своевременного выявления нарушений развития в раннем возрасте. Опыт работы с маленькими детьми на данный момент существует лишь в нескольких регионах России.

8. Педагоги не знают многих проблем детей-инвалидов и не готовы включить их в образовательный процесс в обычной школе.

9. Не хватает задокументированных исследований результативности инклюзии. Например, остаются незакрытыми следующие вопросы:

  • по каким критериям можно считать школу инклюзивной;

  • как зафиксировать перемены в развитии детей с ОВЗ, которые обучаются в одном коллективе со здоровыми сверстниками;

  • как правильно анализировать результаты эмпирических исследований с участием разных популяций детей, имеющих особые потребности и ограниченные возможности.

10. Материальная поддержка государства чаще ориентирована на вид учреждения, а не на ученика.

11. Нет нормативной и методической базы проведения Единого государственного экзамена для школьников-инвалидов. Невозможность сдать ЕГЭ ставит детей с ОВЗ в неравную позицию с другими выпускниками.

12. Педагоги испытывают психологические проблемы, не уверены в своих силах и компетенциях, боятся нести ответственность за действия. 

13. Здоровые дети и их родители против совместного обучения с инвалидами. Родителей волнует вопрос присутствия в классе детей, нуждающихся в особенной поддержке, многие мамы и папы считают, что это может негативно сказаться на развитии и характере их малыша. Сами обычные дети не всегда позитивно относятся к ровесникам с ограниченными возможностями здоровья, жалеют их, не знают, как с ними общаться, а то и выказывают пренебрежение.

Как решить существующие проблемы для развития инклюзии?


Современные проблемы инклюзивного образования инклюзивное обучение

Изображение от gpointstudio на Freepik

Обозначенные проблемы развития инклюзии в нашей стране требуют принятия единой комплексной программы, усовершенствования нормативных регламентов, финансовой поддержки, материально-технического и кадрового обеспечения, а также помощи квалифицированных специалистов (психологов, дефектологов, логопедов, медиков, социальных работников, педагогов и воспитателей).

Для обеспечения эффективного развития инклюзивного образования нужно:

  1. оказывать раннюю коррекционную помощь дошкольникам с ОВЗ;

  2. насыщать учебную программу разнообразными образовательными методами для удовлетворения потребности всех учащихся;

  3. обеспечивать права на посещение обычной школы и доступ к ней всем детям;

  4. проводить необходимые реформы, принимать недостающие законы;

  5. формировать у учеников позитивное отношение к учебе, включив детей в те виды деятельности, которые им доступны и интересны;

  6. учитывать возраст, личность, здоровье, индивидуальные особенности, способности и желания каждого воспитанника;

  7. внедрять эффективное психолого-педагогическое сопровождение в образовательный процесс (начиная с детского сада);

  8. создавать уютное и комфортное пространство для всех участников образовательного процесса;

  9. формировать у детей, родителей и педагогов толерантность и эмпатию;

  10. привлекать к работе с разными детьми квалифицированных специалистов;

  11. следить за своевременным повышением квалификации педагогического состава;

  12. проводить анализ результатов каждого ученика;

  13. признавать равную ценность для социума всех воспитанников;

  14. проводить внеклассные занятия и досуговые мероприятия;

  15. внедрять меры по сохранению и укреплению здоровья всех учащихся;

  16. развивать систему онлайн-образования.

Получить специальное образование и научиться качественно осуществлять психолого-педагогическое сопровождение лиц с ОВЗ можно на нашем дистанционном курсе профпереподготовки. Вы изучите педагогику, психологию, дефектологию, патопсихологию, усвоите основы медицинских навыков и научитесь применять полученные знания в процессе инклюзивного образования детей с ОВЗ в условиях реализации ФГОС. И может быть, это не решит всех проблем инклюзивного образования, но грамотных, подготовленных к работе с особенными детьми педагогов станет больше – а это уже большой шаг к тому, чтобы сделать общество более здоровым.


Не нравится
Все статьи

Преподаватели

Отзывы о НЦРДО

* - по состоянию на 12 апреля 2024 года

НЦРДО – курсы дополнительного образования
НАВЕРХ
Вы смотрели