Изображение от
Из-за черепно-мозговой травмы, нарушений мозгового кровообращения, инфекций мозга и других серьезных болезней человек может частично или полностью потерять речь, начать искажать слова и звуки. Восстановлением таких расстройств занимается логопед-реабилитолог. В этом материале – подробности об этой гуманной и ответственной профессии.
Что за профессия – логопед-реабилитолог?
Изображение от
Логопед-реабилитолог – это специалист, который помогает людям восстановить и скорректировать речь после перенесенной болезни или травмы головного мозга. Эта профессия тесно связана с реабилитационной медициной, но не требует получения медицинского образования. Чтобы работать в области реабилитационной логопедии, нужно разбираться в основах психологии, знать нейрофизиологию, анатомию, педагогику, логопедию и многие другие дисциплины.
Реабилитационная логопедия – это относительно молодое направление в науке, которое, в отличие от обыкновенной логопедии, специализируется не на работе со здоровыми людьми, имеющими погрешности в произношении, а на восстановлении речевых навыков, утраченных именно вследствие заболеваний и травм.
В наши дни это направление активно совершенствуется, дополняется «в ногу» с развитием педагогики и медицины и ставит перед собой задачу – вернуть пациентов к полноценной жизни.
Кому помогает специалист?
Изображение от
Показания для обращения к логопедической реабилитации – это речевые нарушения, вызванные:
-
родовой травмой;
-
ЧМТ;
-
инсультом;
-
перенесенными инфекционными заболеваниями мозговых отделов;
-
операцией на головном мозге;
-
другими опасными заболеваниями.
Основные функции логопеда-реабилитолога
Изображение от
Реабилитация – это командная работа, в которой участвуют врач-невролог, психолог, логопед-реабилитолог, инструктор ЛФК. От слаженных действий всей команды будет зависеть эффективность и скорость восстановления здоровья пациента, перенесшего травму.
Логопед-реабилитолог действует по следующей схеме:
1) проводит логопедическую диагностику:
-
составляет схему обследования;
-
выявляет уровень речевого развития у маленьких пациентов;
-
проверяет функционирование речевого аппарата у взрослых;
-
диагностирует расстройства речи, чтения, письма;
-
выявляет дефекты в произношении;
-
готовит заключение и формулирует персональные рекомендации по реабилитации.
-
подбирает методики, упражнения, массажные техники (включая авторские), которые помогут развить артикуляционную моторику;
-
составляет комплекс упражнения для самостоятельных занятий пациента в домашних условиях;
-
подбирает дидактические материалы (картотеки, игры, изображения, предметы);
-
готовит коррекционные программы с учетом индивидуальных особенностей конкретного пациента.
-
занимается с пациентом индивидуально или в группе;
-
улучшает дикцию, корректирует звукопроизношение;
-
исправляет темпо-ритмические нарушения (например, заикание, замедленный или быстрый темп речи);
-
корректирует нарушения письма и чтения;
-
применяет логомассаж и логоритмику.
-
составляет календарный и перспективный план;
-
ведет документальную отчетность;
-
подводит промежуточные и итоговые результаты работы.
Какие знания нужны для работы логопедом-реабилитологом?
Чтобы претендовать на должность логопеда-реабилитолога и качественно помогать пациентам в восстановлении речевых функций, нужно знать:
-
анатомию и физиологию;
-
педагогику;
-
нейропсихологию;
-
психологию людей с нарушениями речи;
-
невропатологию;
-
особенности функционирования слуховой, зрительной систем и речевого аппарата;
-
способы выявления и коррекции разных форм речевых расстройств;
-
методы восстановительного обучения после органических поражений головного мозга;
-
техники проведения логопедического массажа;
-
особенности занятий по логоритмике.
Получить профессию логопеда-реабилитолога можно в нашем институте на дистанционном курсе. После освоения программы обучения и сдачи итогового теста вы получите диплом установленного образца и сможете работать:
1) в коррекционных школах;
2) в реабилитационных стационарах и центрах;
3) в логопедических кабинетах;
4) в психоневрологических санаториях;
5) вести частную практику, помогая детям и взрослым наладить речь после болезни, полноценно жить и общаться.