Сегодня мы подробно поговорим об этом направлении, расскажем об основах патопсихологии, ее задачах и методах.
Что такое патопсихология и чем она занимается?
Давайте разберемся, что именно является предметом изучения патопсихологии. В первую очередь, эта наука изучает те болезненные изменения психической деятельности, которые происходят при патологиях мозга, соматических заболеваниях или стрессовых нагрузках на психику.
Патопсихологи исследуют нарушения мышления, поведения, умственной деятельности, выявляют особенности работы психических функций. Свои выводы специалисты делают на основе принятых в психологии норм, стараясь объяснить не только отклонения в психике, но и их тенденции.
Понятно, что заболевания бывают разные по своей симптоматике, интенсивности и длительности. Кратковременные недуги могут и не сказаться на психическом состоянии человека. Если же болезнь перешла в хроническую форму, то есть большая вероятность, что психика непременно отреагирует и изменится.
Патопсихология не относится к медицинской науке (хотя и тесно связана с ней), а является практической отраслью клинической психологии. То есть, исследования проводят психологи-практики, которые могут не иметь медицинского образования.
Дисциплина начала развиваться в 1930-м году, а в годы Второй мировой войны и послевоенное время стала особенно популярной, поскольку эффективно справлялась с восстановлением психики у людей, переживших военную травму. Примерно к середине 80-х были окончательно сформированы задачи патопсихологии, которые актуальны и сейчас.
Какие задачи стремится решить патопсихология?
Патопсихология возникла на стыке психологии и психиатрии, но если психиатрия ставит своей задачей выяснить причины болезней психики, исследовать симптомы и синдромы конкретного заболевания, провести медицинское лечение, то у патопсихологии задачи имеют более теоретическую и психологическую окраску.
Исследования, проведенные патопсихологами, имеют большое значение для психиатров, дефектологов, педагогов, социальных работников. Поэтому задачи, которые стоят перед специалистами патопсихологии, направлены на решение следующих вопросов:
-
поставить диагноз;
-
провести психотерапевтическую коррекцию для взрослых пациентов и коррекционную обучающую и развивающую работу с детьми;
-
получить научно обоснованные факты и обобщения в процессе исследований, которые помогут патопсихологии развиваться и дополняться;
-
предпринять профилактические меры для создания благоприятного климата в семье, коллективе, обществе, дать людям знания в патопсихологии и ее значении.
Как проводится экспериментальное патопсихологическое исследование?
Чтобы верно поставить диагноз, необходимо получить максимально полные данные о состоянии психики клиента, как можно больше узнать о его познавательных способностях, поведении, характере. Для этого специалист проводит экспериментальное психологическое исследование, которое и дает информацию об особенностях личности.
Патопсихологический эксперимент проводится с учетом следующих принципов:
-
воспроизвести у пациента обычную деятельность психики, зафиксировав способы выполнения заданий, ошибки, темп действий;
-
понять, как относится клиент к исследованию, интересуется ли результатами (для этого фиксируются его мотивы и желания, особенности самоконтроля);
-
проанализировать особенности психической деятельности (не только результаты исследования, но и весь процесс – скорость, последовательность операций, характер и причину ошибок, реакцию на них пациента);
-
обеспечить комплексность эксперимента (рекомендуется включить множество техник и заданий (от 8 до 10), даже при исследовании одной сферы);
-
менять условия эксперимента, чтобы получить более полноценные данные;
-
максимально точно зарегистрировать факты в процессе исследования.
Сеанс исследования обычно длится от тридцати минут до двух часов. Иногда может потребоваться не одна встреча, а несколько. Доверительный контакт между психологом и клиентом поможет получить наиболее достоверные результаты, поэтому так важно подобрать тон беседы, подробно объяснить цель исследования, найти верную мотивацию, поддержать.
Патопсихолог действует следующим образом:
-
проводит анализ истории болезни;
-
беседует с пациентом, составляя первое впечатление о его внешнем виде, культурном уровне, манерах, особенностях речи, отношению к эксперименту;
-
сопоставляет полученные впечатления с жалобами и вырабатывает план патопсихологического исследования для решения основных проблем;
-
в процессе выполнения тестов внимательно наблюдает за реакциями, мышлением, желаниями и поведением пациента при помощи разных психологических методик, сопоставляя данные;
-
оценивает выполнение заданий;
-
составляет заключение, в котором указывает результаты эксперимента и свои обоснованные выводы о наличии или отсутствии патологий психики;
-
проводит заключительную беседу, чтобы у пациента создалось положительное отношение к эксперименту, объясняет клиенту, какова его индивидуальность, какие у него присутствуют проблемы.
Благодаря полученным в процессе исследования данным можно:
-
на ранней стадии выявить психическое расстройство;
-
подтвердить или опровергнуть предварительный диагноз;
-
узнать глубину психологического дефекта;
-
провести оценку эффективности получаемого клиентом лечения;
-
предоставить мнение для трудовой, военной или судебной экспертиз.
Кроме этого, исследование само по себе оказывает эффективное терапевтическое воздействие, а потому является методом психокоррекции, способным повысить самооценку, выяснить свои желания, поверить в свои силы.
Методы патопсихологии
Патопсихологи в своей практике используют все методы, известные в психологии. Это наблюдение, беседа, тесты, эксперименты. Все они направлены на выявление видов нарушений и расстройств психики и подбираются специалистом индивидуально для каждого пациента, в зависимости от его личностных особенностей, имеющихся проблем, возраста, состояния здоровья. Давайте поговорим о каждом методе подробно.
Наблюдение.
Это основной метод, используемый в патопсихологии. Наблюдение должно быть планомерным и систематическим, иметь конкретную цель, проводиться с максимально точным фиксированием результатов. Одна из форм этого метода – самонаблюдение, но эта техника подходит не всем, некоторые люди, имеющие особенности здоровья, не склонны к объективной оценке себя.
Беседа.
Помогает собрать информацию обо всех психических явлениях и реакциях в процессе интервью. У метода тоже должен быть четкий план и понятная цель. Очень важно, чтобы специалист на первых этапах беседы сумел завоевать доверие пациента.
В процессе бесед пациенты обучаются верному выполнению заданий, чтобы потом делать это самостоятельно. Специалист на встречах просит клиента объяснить свои действия, задает наводящие вопросы, мотивирует на дальнейшие действия. Можно использовать в беседе анкеты и опросники, заполняя которые, пациент рассказывает об истории своей семьи, интересах, желаниях, предпочтениях.
Если работа ведется с маленькими детьми или с людьми, имеющими проблемы с чтением и письмом, то вместо таких анкет используются картинки и рисунки.
Тестирование.
Метод тестирования включает в себя стандартные психологические тесты с набором заданий. Оговаривается время выполнения, а результат оценивается по имеющимся правилам. Чаще всего специалисты используют:
а) тест Векслера, позволяющий определить уровень развития интеллектуальных способностей;
б) тест Амтхауэра, дающий возможность выяснить структуру интеллекта испытуемого, его математическую одаренность и другие способности;
в) личностный опросник Айзенка, направленный на выявление личностных качеств: темперамента, эмоциональной устойчивости;
г) тест по Кеттеллу, который включает в себя 187 вопросов, помогающих раскрыть особенности характера личности.
В тестирование также включаются проективные психодиагностические методы (например, тест Роршаха, тест цветовых предпочтений Люшера, тест Розенцвейга, многочисленные рисуночные тесты), которые по высказываниям человека, предпочтениям и результатам творчества дают специалистам понимание о скрытых неосознанных переживаниях и желаниях. При помощи таких техник создаются неопределенные новые ситуации, а инструкции даются лишь в общих словах, предполагая, что исследуемый при исполнении даст волю своему внутреннему «Я».
Эксперименты.
В рамках патопсихологического эксперимента изучаются нарушенные психические процессы и поведение личности в специально созданных незнакомых условиях, которые спровоцируют психику человека на подсознательные действия. К проведению эксперимента предъявляются следующие требования:
-
он должен обнаруживать не только нарушения, но и сохранные психические функции;
-
приемы должны стимулировать и моделировать психическую деятельность человека в процессах труда, учебы, общения;
-
эксперимент должен позволять пациенту искать решения самостоятельно, а психологу – оказывать ему помощь при необходимости;
-
психологические приемы призваны раскрывать характеристику выявленных расстройств;
-
результаты патопсихологического эксперимента следует тщательно и объективно фиксировать.
Освоить современные методы патопсихологического подхода можно на онлайн-курсе в нашем обучающем центре. Вы научитесь приемам патопсихологического исследования, без которых невозможна работа современного практикующего специалиста, для оказания качественной психологической помощи пациентам.