-
Что такое социально-бытовая реабилитация детей с нарушениями ОДА?
-
Основные цели и задачи социально-бытовой реабилитации детей с ДЦП и нарушениями ОДА
-
Чему должен научиться ребенок с ОДА в процессе социально-бытовой реабилитации?
- Как организовать социально-бытовую реабилитацию для детей с ДЦП и ОДА?
Начинать оказывать помощь детям с нарушениями опорно-двигательного аппарата следует еще в родильном доме, а продолжать – в детских садах, школах и коррекционных учреждениях. Очень важно участие в реабилитации членов семьи такого ребенка. Их любовь, терпение, умение ухаживать и применять восстанавливающие средства – это то, что поможет малышу развиваться и стать полноценным членом общества.
Наша статья – об особенностях социально-бытовой реабилитации детей с расстройством опорно-двигательных функций.
Особенности детей с нарушениями ОДА
Изображение от
Нарушения ОДА могут выражаться в:
-
деформации конечностей и суставов;
-
плоскостопии;
-
неправильной осанке;
-
мышечной дистрофии;
-
деформации грудной клетки;
-
нарушении развития;
-
других неврологических и ортопедических проблемах.
Дети с такими патологиями имеют определенные особенности:
1) испытывают трудности в обучении;
2) могут иметь недостаточно развитое мышление, восприятие, внимание, память, плохо сформированную речь;
3) быстро устают;
4) отличаются низкой работоспособностью;
5) не могут скоординировать движения;
6) страдают нарушениями двигательного темпа;
7) отстают в физическом развитии;
8) ограничены в некоторых видах движения;
9) обладают заторможенной реакцией;
10) испытывают трудности с освоением двигательных навыков;
11) отличаются недоразвитием моторных функций.
Все эти отклонения мешают ребенку полноценно жить, учиться и общаться, поэтому проведение реабилитационной работы с такими малышами является обязательным.
Что такое социально-бытовая реабилитация детей с нарушениями ОДА?
Изображение от
Под социально-бытовой реабилитацией подразумевается система мер и методов, которые наладят или улучшат двигательные навыки детей с ДЦП и нарушениями опорно-двигательных функций, помогут им стать самостоятельными в быту и обеспечат их интеграцию в социум.
Простыми словами, ребенок-инвалид в процессе такой реабилитации восстанавливает силы и способности управлять мышцами/суставами, учится обслуживать себя, ухаживать за собой и обретает независимость в повседневном быту. Конечно, такие методы при серьезном заболевании опорно-двигательного аппарата не устранят недуг, но помогут максимально восстановить функции организма и оздоровиться.
Результат применения реабилитационных мер будет зависеть от следующих факторов:
-
характера и серьезности болезни/травмы/патологии;
-
степени имеющихся нарушений;
-
общего состояния здоровья ребенка;
-
уровня поддержки членов семьи.
Основные цели и задачи социально-бытовой реабилитации детей с ДЦП и нарушениями ОДА
Изображение от
Главная цель социально-реабилитационной работы – обеспечить социальное, эмоциональное, интеллектуальное и физическое развитие малыша с дисфункциями опорно-двигательной системы, максимально раскрыть ресурсы, помочь с интеграцией и адаптацией в коллективе сверстников.
Основные задачи, которые помогут коррекционным специалистам и родителям достичь этой цели, будут:
-
разгрузить позвоночник, создать благоприятные условия для восстановления верного положения тела;
-
укрепить мышечный корсет;
-
сформировать правильную осанку;
-
скорректировать плоскостопие;
-
укрепить здоровье;
-
развить равновесие;
-
сформировать навыки основных движений;
-
развить способность контролировать свои действия;
-
увеличить мышечную выносливость;
-
снять психологическое напряжение;
-
выработать привычку к ведению здорового образа жизни;
-
закалить организм;
-
воспитать гигиенические привычки;
-
повысить дисциплинарные функции.
Коррекционные специалисты работают с малышом и его семьей. Участие родителей в реабилитации – обязательное условие, иначе трудно достичь хоть каких-то приемлемых результатов, чтобы малыш не отставал в развитии и достижениях от своих ровесников, научился исследовать окружающий мир и полноценно наслаждался детством.
Чему должен научиться ребенок с ОДА в процессе социально-бытовой реабилитации?
В идеале малыш для активной и счастливой жизни должен научиться обслуживать себя и самостоятельно передвигаться.
Ребенок, который обладает способностью самообслуживания:
-
может удовлетворить основные физиологические потребности;
-
соблюдает личную гигиену;
-
может одеться и раздеться;
-
способен приготовить пищу;
-
выполняет повседневные бытовые потребности;
-
пользуется постельными принадлежностями;
-
умеет стирать простую одежду и убирать помещение;
-
может пользоваться бытовыми приборами.
При анализе ограниченной способности в обслуживании себя учитываются следующие моменты:
1) через какой период ребенок нуждается в посторонней помощи (постоянно, несколько раз в день, один раз в день);
2) необходимы ли ему вспомогательные средства и особые условия помещения, чтобы обслужить себя;
3) справляется ли малыш без посторонней поддержки, чтобы удовлетворить физиологические и бытовые потребности.
Способностью к самостоятельному передвижению называют навык двигаться, преодолевая препятствия, сохраняя равновесие в процессе повседневного быта, в обществе, в учебном или рабочем коллективе.
Считается, что ребенок обладает способностью сам передвигаться, если:
-
он перемещается по ровной поверхности в темпе 4 километра в час, совершая около 70-80 шагов в минуту;
-
может преодолевать препятствия, его не смущают подъемы, спуски и наклонные поверхности;
-
сохраняет равновесие как в состоянии покоя, так и при движении;
-
способен опускаться на колени и подниматься, ползать, менять темп движения;
-
не нуждается при передвижении во вспомогательных средствах или умеет их использовать;
-
может пользоваться транспортом.
Как организовать социально-бытовую реабилитацию для детей с ДЦП и ОДА?
Изображение от
Социально-бытовая реабилитация проводится поэтапно.
1. На первом этапе специалисты определяют, какой дефект имеется у пациента и ограничивает ли он жизнедеятельность, выявляют, нуждается ли ребенок в специальных устройствах и приспособлениях, которые помогут ему быть независимым в повседневном быту.
2. Следующая задача – выяснить условия жилья ребенка с нарушениями и подстроить эти условия под его бытовые нужды и независимость. Для этого применяются специальные технологии.
3. Далее наступает этап самого процесса социально-бытовой реабилитации, который включает в себя:
-
социально-бытовую ориентацию (специалист рассказывает малышу его возможности, способности, показывает, как приспособиться к конкретным квартирным условиям);
-
восстановительные методы (ребенка обучают техникам, которые помогают освоить или восстановить навыки самообслуживания, проводят с ним развивающие занятия и занятия лечебной физкультурой (ЛФК);
-
следование рекомендациям врачей.
4. На заключительном этапе в реабилитацию включаются социально-бытовые устройства, то есть квартира обустраивается необходимыми приспособлениями, которые помогут детям удовлетворить свои бытовые потребности.
Ребенок с патологией опорно-двигательного аппарата должен иметь доступ к нужным бытовым приборам, уметь пользоваться устройствами, которые дают возможность умыться, почистить зубы, принимать пищу, фиксировать посуду, передвигаться, одеваться.
Научиться оказывать качественную комплексную помощь детям с ограниченными возможностями здоровья можно в нашем институте на дистанционном курсе по социально-бытовой реабилитации. На обучении вы узнаете, как разработать индивидуальную реабилитационную программу для каждого конкретного ребенка, и сможете помогать малышам с ОВЗ обрести уверенность в себе и своих силах, научиться использовать все доступные возможности и ресурсы для полноценной жизни в быту и обществе.